Педагогическое обоснование мультимедийного средства по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Дулинец, Т. Г. Педагогическое обоснование мультимедийного средства по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» / Т. Г. Дулинец, М. С. Фирскина, Д. И. Хващевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 543-545. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38525/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена обоснованию мультимедийного средства по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика». Авторы дают определение мультимедиа технологий, электронного учебника, называют преимущества использования электронного учебника. В статье описывается созданный в соответствии с дидактическими принципами электронный учебник.

Ключевые слова: мультимедиа технологии, мультимедийное средство, электронный учебник

В современном мире компьютерная образовательная среда становится не только неотъемлемой частью, но и необходимым условием организации учебного процесса. Современный студент — представитель цифрового поколения. Ученые отмечают, что на физиологическом уровне у представителей цифрового поколения происходит перестройка мозговых структур, устанавливаются новые нейронные связи (Г. Н. Солдатова), формируется другая топография мозга (Marc Prensky). В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе новых мультимедиа технологий.

Необходимость применения компьютерных и мультимедийных технологий в обучении и создании образовательной среды отмечают как отечественные, так и зарубежные ученые: А. А. Абдукадыров, Г. Н. Александров, Ю. С. Брановский, И. Е. Вострокнутов, А. И. Галкина, Т. Гергей, Б. С. Гершунский, С. Р. Доманова, О. В. Шлыкова, С. К. Новосельцев.

Мультимедиа технологии (англ. multi — много, media — носитель, среда, информация) — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными: графикой, текстом, звуком, видео и анимацией, организованными в виде единой информационной среды [1].

Одним из видов мультимедийных средств является электронный учебник — программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел (В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс) [2].

Отличительная особенность электронного учебника состоит в том, что работа с ним осуществляется в форме диалога, а система контрольных тестов создает возможность самостоятельно проверять усваиваемые знания. Следовательно, ЭУ играет роль репетитора помогающего в изучении учебной дисциплины. Преподаватель в свою очередь консультирует учащегося при выдаче проверочных заданий.

Электронный учебник, по сравнению с печатным учебником, имеет ряд преимуществ:

− высокая скорость предоставления и получения информации (короткое время доступа к любым данным);

− возможность использования мультимедиа средств (видео, аудио, анимация);

− возможность получать новые знания в любое время и в любом месте (обязательно наличие сети Интернет).

− наличие системы самоорганизации своей деятельности, самопроверки знаний, системы промежуточного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой;

− возможность проходить свой образовательный путь. [3]

Нами разработан электронный учебник по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика». Главная страница учебника содержит меню, в которое входит подменю, содержащее разделы: контакты, мышление, глоссарий, лекции, практические задания. Раздел «Контакты» содержит информацию о разработчике данного электронного учебника, контактные данные и обратную связь. Раздел «Мышление» включает в себя 4 подраздела: мышление, виды мышления, стили мышления, исследование. Подраздел «Исследование» включает в себя исследование на преобладающие стили мышления с использованием методики «Изучение стилей мышления Р. Харрисона и Р. Брэмсона». В разделе «Глоссарий» содержатся все основные термины по дисциплине. Раздел «Лекции» содержит материалы лекций по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика», каждую лекцию можно скачать в формате.pdf или скачать все лекции архивом. В разделе «Практические задания» представлены практические задания по материалам лекций, их можно скачать архивом.

Данный электронный учебник работает не только на стационарных компьютерах, но и на мобильных устройствах со следующими операционными системами: Android, iOS, Windows.

Электронный учебник разработан в соответствии с дидактическими принципами:

− Научности: обеспечение корректности изложения учебного материала с учетом последних достижений науки;

− Доступности: обеспечение соответствия степени теоретической сложности и глубины изучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, отсутствие чрезмерной усложненности и перегруженности учебного материала;

− Адаптивности: учебник предусматривает индивидуальную возможность восприятия учебного материала, поэтому материал представлен в различных форматах: презентации MsOffice PowerPoint, PDF формат;

− Компьютерной визуализации учебной информации: использование различных средств компьютерной визуализации учебного материала: изображения, видео, презентации;

− Сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого: обеспечение самостоятельных и активных действий учащихся по извлечению учебной информации;

− Прочности освоения результатов обучения: обеспечение закрепления знаний;

Электронный учебник используется студентами специальности «Профессиональное обучение» при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика». Структура учебника разработана таким образом, чтобы каждый пользователь мог достичь максимально высокого уровня знаний в процессе обучения.

Электронный учебник можно применять:

− при самостоятельном изучении;

− на практических занятиях;

− для проведения контроля и самоконтроля знаний учащихся;

− при дистанционном обучении;

Главная цель электронного учебника: закрепить и усовершенствовать знания учащихся по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика».

Результатом обучения должно быть освоение всех разделов по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика».

Таким образом, при разработке электронного учебника по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» нами были учтены особенности современного студента как представителя цифрового поколения: работа с электронным учебником погружает студента в привычную для него среду (компьютер, Интернет); визуальные образы позволяют образно воспринимать информацию и быстро переключать внимание; интерактивные задания пробуждают интерес и азарт; многовариантность заданий и способов представления решения дают свободу выбора. Считаем, что разработанное мультимедийное средство будет способствовать самообразованию и самоподготовке обучающихся и позволит интенсифицировать самостоятельную деятельность студента.

Литература:

  1. Новосельцев С. К. Мультимедиа: синтез трех стихий. Режим доступа: http://www.uzluga.ru/potrd (дата обращения: 17.01.17).
  2. Агеев В. Н., Древс Ю. Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: Учебное пособие / Под ред. Ю. Г. Древса. — М.: Моск. Гос. Ун-т печати. М.: МГУП, 2003.
  3. Минеев И. С. Электронный учебник — современное средство обучения студентов. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/49.pdf (дата обращения: 18.01.17).
Основные термины (генерируются автоматически): электронный учебник, учебный материал, раздел, цифровое поколение, PDF, компьютерная визуализация, материал лекций, мультимедийное средство, современный студент, учебная информация.


Ключевые слова

электронный учебник, мультимедиа технологии, мультимедийное средство

Похожие статьи

Создание электронного учебника по материаловедению

В статье рассмотрены вопросы создания электронного учебника по дисциплине «Материаловедение». Изложены основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов, учитывающие специфику дисциплины. Представлены фрагменты изучаемых тем, содержащие ...

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики

В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе

В статье анализируется противоречия между теоретическими основами современного образовательного стандарта и практическим внедрением системно-деятельностного подхода; даются рекомендации, устраняющие данные противоречия.

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Мультимедийное обеспечение в преподавании междисциплинарного курса «Сварочного производства» в «Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства»

В статье рассматриваются вопросы разработки и использования мультимедийных средств обучения при формировании информационной образовательной среды учебной дисциплины «Технология производства сварных конструкций».

Создание образовательного контента по анатомии и физиологии человека для дистанционного обучения в медицинском колледже

В статье рассматривается создание образовательного контента для реализации обучения анатомии и физиологии человека с использованием дистанционных образовательных технологий в медицинском колледже.

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Похожие статьи

Создание электронного учебника по материаловедению

В статье рассмотрены вопросы создания электронного учебника по дисциплине «Материаловедение». Изложены основные принципы разработки мультимедийных учебных материалов, учитывающие специфику дисциплины. Представлены фрагменты изучаемых тем, содержащие ...

Использование компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работы студентов при изучении комбинаторики

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников комбинаторике. Выявлены основные направления и особенности внедрения компьютерных средств обучения для организации самостоятельной работ...

Условия эффективности обучения в преподавании инженерной графики

Статья посвящена вопросам обеспечения современного учебного процесса, направленного на формирование у студентов не только графической грамоты, но и на освоение новых информационных технологий. Описан опыт создания авторской рабочей тетради по дисципл...

Применение систем компьютерной алгебры для визуализации математических объектов и их преобразований на уроках математики

В статье авторы рассматривают возможность применения современных средств динамической визуализации на уроках математики при когнитивно-визуальном подходе к обучению. Описывается опыт применения когнитивно-визуального подхода при изучении математики в...

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС на уроках в средней и начальной школе

В статье анализируется противоречия между теоретическими основами современного образовательного стандарта и практическим внедрением системно-деятельностного подхода; даются рекомендации, устраняющие данные противоречия.

Модель формирования готовности будущего учителя информатики к использованию интерактивных средств обучения

В статье рассматривается разработка модели, направленная на повышение эффективности использования интерактивных средств обучения, для формирования готовности будущего учителя информатики.

Мультимедийное обеспечение в преподавании междисциплинарного курса «Сварочного производства» в «Тюменском техникуме строительной индустрии и городского хозяйства»

В статье рассматриваются вопросы разработки и использования мультимедийных средств обучения при формировании информационной образовательной среды учебной дисциплины «Технология производства сварных конструкций».

Создание образовательного контента по анатомии и физиологии человека для дистанционного обучения в медицинском колледже

В статье рассматривается создание образовательного контента для реализации обучения анатомии и физиологии человека с использованием дистанционных образовательных технологий в медицинском колледже.

О применении информационных технологий для формирования информационно-коммуникативной компетентности учащихся на уроках математики

В этой статье рассматриваются некоторые особенности использования информационных технологий в процессе обучения математике как средства формирования у учащихся информационной культуры и компьютерной грамотности.

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Задать вопрос