Статья посвящена обоснованию мультимедийного средства по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика». Авторы дают определение мультимедиа технологий, электронного учебника, называют преимущества использования электронного учебника. В статье описывается созданный в соответствии с дидактическими принципами электронный учебник.
Ключевые слова: мультимедиа технологии, мультимедийное средство, электронный учебник
В современном мире компьютерная образовательная среда становится не только неотъемлемой частью, но и необходимым условием организации учебного процесса. Современный студент — представитель цифрового поколения. Ученые отмечают, что на физиологическом уровне у представителей цифрового поколения происходит перестройка мозговых структур, устанавливаются новые нейронные связи (Г. Н. Солдатова), формируется другая топография мозга (Marc Prensky). В связи с этим возникает необходимость использования в образовательном процессе новых мультимедиа технологий.
Необходимость применения компьютерных и мультимедийных технологий в обучении и создании образовательной среды отмечают как отечественные, так и зарубежные ученые: А. А. Абдукадыров, Г. Н. Александров, Ю. С. Брановский, И. Е. Вострокнутов, А. И. Галкина, Т. Гергей, Б. С. Гершунский, С. Р. Доманова, О. В. Шлыкова, С. К. Новосельцев.
Мультимедиа технологии (англ. multi — много, media — носитель, среда, информация) — комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю работать в диалоговом режиме с разнородными данными: графикой, текстом, звуком, видео и анимацией, организованными в виде единой информационной среды [1].
Одним из видов мультимедийных средств является электронный учебник — программно-методический обучающий комплекс, соответствующий типовой учебной программе и обеспечивающий возможность студенту самостоятельно или с помощью преподавателя освоить учебной курс или его раздел (В. Н. Агеев, Ю. Г. Древс) [2].
Отличительная особенность электронного учебника состоит в том, что работа с ним осуществляется в форме диалога, а система контрольных тестов создает возможность самостоятельно проверять усваиваемые знания. Следовательно, ЭУ играет роль репетитора помогающего в изучении учебной дисциплины. Преподаватель в свою очередь консультирует учащегося при выдаче проверочных заданий.
Электронный учебник, по сравнению с печатным учебником, имеет ряд преимуществ:
− высокая скорость предоставления и получения информации (короткое время доступа к любым данным);
− возможность использования мультимедиа средств (видео, аудио, анимация);
− возможность получать новые знания в любое время и в любом месте (обязательно наличие сети Интернет).
− наличие системы самоорганизации своей деятельности, самопроверки знаний, системы промежуточного контроля, совместимость с электронной экзаменационной системой;
− возможность проходить свой образовательный путь. [3]
Нами разработан электронный учебник по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика». Главная страница учебника содержит меню, в которое входит подменю, содержащее разделы: контакты, мышление, глоссарий, лекции, практические задания. Раздел «Контакты» содержит информацию о разработчике данного электронного учебника, контактные данные и обратную связь. Раздел «Мышление» включает в себя 4 подраздела: мышление, виды мышления, стили мышления, исследование. Подраздел «Исследование» включает в себя исследование на преобладающие стили мышления с использованием методики «Изучение стилей мышления Р. Харрисона и Р. Брэмсона». В разделе «Глоссарий» содержатся все основные термины по дисциплине. Раздел «Лекции» содержит материалы лекций по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика», каждую лекцию можно скачать в формате.pdf или скачать все лекции архивом. В разделе «Практические задания» представлены практические задания по материалам лекций, их можно скачать архивом.
Данный электронный учебник работает не только на стационарных компьютерах, но и на мобильных устройствах со следующими операционными системами: Android, iOS, Windows.
Электронный учебник разработан в соответствии с дидактическими принципами:
− Научности: обеспечение корректности изложения учебного материала с учетом последних достижений науки;
− Доступности: обеспечение соответствия степени теоретической сложности и глубины изучения возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, отсутствие чрезмерной усложненности и перегруженности учебного материала;
− Адаптивности: учебник предусматривает индивидуальную возможность восприятия учебного материала, поэтому материал представлен в различных форматах: презентации MsOffice PowerPoint, PDF формат;
− Компьютерной визуализации учебной информации: использование различных средств компьютерной визуализации учебного материала: изображения, видео, презентации;
− Сознательности обучения, самостоятельности и активизации деятельности обучаемого: обеспечение самостоятельных и активных действий учащихся по извлечению учебной информации;
− Прочности освоения результатов обучения: обеспечение закрепления знаний;
Электронный учебник используется студентами специальности «Профессиональное обучение» при изучении дисциплины «Психолого-педагогическая диагностика». Структура учебника разработана таким образом, чтобы каждый пользователь мог достичь максимально высокого уровня знаний в процессе обучения.
Электронный учебник можно применять:
− при самостоятельном изучении;
− на практических занятиях;
− для проведения контроля и самоконтроля знаний учащихся;
− при дистанционном обучении;
Главная цель электронного учебника: закрепить и усовершенствовать знания учащихся по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика».
Результатом обучения должно быть освоение всех разделов по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика».
Таким образом, при разработке электронного учебника по дисциплине «Психолого-педагогическая диагностика» нами были учтены особенности современного студента как представителя цифрового поколения: работа с электронным учебником погружает студента в привычную для него среду (компьютер, Интернет); визуальные образы позволяют образно воспринимать информацию и быстро переключать внимание; интерактивные задания пробуждают интерес и азарт; многовариантность заданий и способов представления решения дают свободу выбора. Считаем, что разработанное мультимедийное средство будет способствовать самообразованию и самоподготовке обучающихся и позволит интенсифицировать самостоятельную деятельность студента.
Литература:
- Новосельцев С. К. Мультимедиа: синтез трех стихий. Режим доступа: http://www.uzluga.ru/potrd (дата обращения: 17.01.17).
- Агеев В. Н., Древс Ю. Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование: Учебное пособие / Под ред. Ю. Г. Древса. — М.: Моск. Гос. Ун-т печати. М.: МГУП, 2003.
- Минеев И. С. Электронный учебник — современное средство обучения студентов. Режим доступа: http://vestnik.yspu.org/releases/2012_2pp/49.pdf (дата обращения: 18.01.17).