Социальная политика Республики Казахстан: теоретический аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 24.01.2017

Статья просмотрена: 8134 раза

Библиографическое описание:

Тыныштыкбаев, А. Д. Социальная политика Республики Казахстан: теоретический аспект / А. Д. Тыныштыкбаев, А. Ш. Абдимомынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 404-406. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38532/ (дата обращения: 18.12.2024).



Понятие социальной политики относится, с одной стороны, к числу таких категорий, которые широко используются в практике государственного строительства, употребляются в официальных документах. С другой стороны, социальная политика служит предметом достаточно широких научных дискуссий, причем объем понятия и его содержание у различных исследователей значительно отличаются. Социальная политика — политика правительства в сфере социального обеспечения, а также изучение ее развития, применения и влияния. Сфера правительственной политики, традиционно считающаяся социальной, включает образование, здравоохранение, жилье, социальное страхование, в том числе пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги [1,302]. В практическом смысле под социальной политикой обычно понимают совокупность конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, кто главный инициатор (субъект) этих мер, различают виды социальной политики — государственная, региональная, корпоративная и т. д. Главное назначение социальной политики — возможно лучшее удовлетворение материальных, культурных и духовных потребностей граждан общества [2, 176].

В первые годы после обретения независимости государство в своей жизнедеятельности опиралась на законодательство советского времени, в стране возник бюджетный кризис в связи с разделением экономики, некогда огромной державы. Так как социальная сфера зависима от экономики, то естественно происходящие процессы неизбежно отразились в виде задержки выплаты пенсий и пособий, закрытии или недостаточном финансировании учреждений социальной сферы: детских садов, больниц, детских домов, домов-интернатов. В начале 90-х годов в Казахстане был начат процесс либерализации экономики с целью ее трансформации от плановой к рыночной. Предполагалось, что чем большую силу наберет данный процесс, тем успешнее и быстрее страна выйдет из социально-экономического кризиса. Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в 1993 году поставил задачу «строительства сильного суверенного государства с социально ориентированной рыночной экономикой» [3,8]. Республика Казахстан выбрала путь построения социальной рыночной экономики. Рыночная экономика, главная цель и задача которой рост эффективности производства и прибыли, является ядром социальной рыночной экономики. Однако она основана на конкуренции, и ей нет дела до социальной справедливости. Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются, прежде всего, посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение создаваемых благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т. д.). Государство своей волей поворачивает рыночную экономику лицом к интересам народа и придает ей характер социальной рыночной экономики. Одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости над экономической эффективностью, который отдается ради социального спокойствия в обществе и обеспечивается, прежде всего, в процессе реализации государственной социальной политики. Первоначальный этап становления социальной рыночной экономики в Казахстане связан с построением модели стабилизации жизненного уровня населения Республики, что обусловлено снижением социальной эффективности функционирования систем жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. По своему внутреннему содержанию и структуре эта модель представляет собой модель социальной защиты населения от негативных последствий периода становления рыночных отношений. Вторым этапом перехода к социально ориентированному рыночному хозяйству должен быть этап построения модели благосостояния населения Республики, ориентированной на современные характеристики уровня и качества жизни. Модель благосостояния населения Республики станет важнейшим блоком формирующейся казахстанской модели устойчивого экономического развития, основной целью которой является достижение устойчивого экономического роста, при котором обеспечивается высокий уровень благосостояния населения и развития человеческого потенциала общества. Основными компонентами модели благосостояния, обеспечивающими реализацию этих целевых ориентиров, должны стать: позитивная динамика уровня и качества жизни населения по основным параметрам; высокий уровень профессионального, интеллектуального и духовного потенциала общества; средний класс, достаточный по численности для обеспечения экономического роста и социальной устойчивости общества; система ценностных ориентаций, форм экономического поведения и социального воспроизводства, адекватных требованиям рыночной экономики, у большинства населения; эффективная система социальной защиты населения; нормативно-правовая база регулирования социально-трудовых отношений; развитый социальный сектор, обеспечивающий социальное воспроизводство населения и накопление человеческого капитала. Заключительным этапом перехода к социально ориентированному рыночному хозяйству должен стать этап по разработке основных направлений реализации модели социально ориентированной рыночной экономики и механизма ее функционирования, базирующегося на принципах единства процессов экономического и социального развития, основу, которой составляют устойчивый экономический рост и высокий уровень благосостояния населения, присущий экономически развитым странам. Таким образом, Республика Казахстан находится на втором, переходном этапе к государству с социально ориентированной рыночной экономикой.

В сложившихся экономических условиях переходный период в стране предпринимались меры, направленные на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Были созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. Поэтому первые годы независимости были направлены на сохранение существующей системы социальной защиты. Были созданы специальные структуры (Государственный фонд содействия занятости, пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования), приняты ряд новых нормативных правовых актов (Закон «О минимальном потребительском бюджете», Закон «О страховании»). Однако, указанные мероприятия и законодательные акты не составляли в совокупности стройной системы, определяющей социальную политику, а являлись скорее ситуативными [4,271]. Особое историческое значение имеет послание к народу Казахстана Президента Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в октябре 1997 года, в котором была изложена Стратегия развития страны на период до 2030 года. Именно в данном документе были впервые сформулированы долгосрочные цели развития Казахстана, в том числе дальнейшее развитие социальной политики. Принятие Стратегии было продиктовано необходимостью качественного и быстрого скачка в развитии государства, требованием убыстрения процессов для перехода страны к рыночным отношениям и построением социального государства.

В 2001 году была принята Концепция социальной защиты населения Республики Казахстан (утверждена Постановлением Правительства Республики Казахстан от № 886 на период до 2005 года). В документе поставлена задача перехода от солидарной системы социальной защиты к смешанной. В данном документе поставлены основные цели и задачи социальной защиты — это справедливость в предоставлении защиты при наступлении рисковых случаев всем гражданам, эффективное функционирование и максимально полный охват населения. Но высокие социальные гарантии, как показывал советский опыт, ослабили материальные стимулы к труду, извратили саму суть этих гарантий. Второй подход, который распространен достаточно широко в настоящее время, исходит из первичности индивидуальных потребностей; социально справедливым признается распределение доходов по факторам производства.

Немногие исследователи пытались осмыслить развитие социальной политики независимого Казахстана. В 1997 году И. Н. Тасмагамбетов [5,234] выделил три этапа развития социальной политики Республики Казахстан: — на первом этапе (1991–1993 гг.) происходил перенос старых методов управления социальной сферой в новые экономические и политические условия; — второй этап (1993–1995 гг.) ознаменовался началом процесса разрушения традиционных механизмов социальной поддержки населения на фоне нарастания кризисных процессов и явлений в обществе; — временной отрезок с 1995–1997 гг. охватывает третий этап, в этот период реформирование социальной сферы, имеющее акцент на параметры человеческого развития. Основными характеристиками реформ являлись: внедрение новых подходов к экономическому обеспечению социальной сферы за счет оптимизации расходования бюджетных средств, привлечение внебюджетных источников финансирования и регулирование прав собственности. А. Р. Масалимов проводя анализ эволюции социальной политики в Казахстане проводит разделение социальной политики на советский период развития и современный этап [6,15]. В Концепции социального развития Республики Казахстан до 2030 года выделено три основных этапа в становлении социальной модели страны: Первый этап (1991–1998 годы) характеризуется огромным количеством декларированных социально-экономических гарантий, оставшихся в наследство от советского периода и в новых экономических условиях, неподкрепленных бюджетной базой. Второй этап (1999–2008 годы) осуществлялась рационализация социально-экономических гарантий, распределение ответственности между государством, работодателем и работником. Третий этап (с 2009 года) повышается качество и доступность государственных услуг, создаются достойные социально-экономические условия за счет стабильной бюджетной основы, внедряются принципы обусловленной социальной помощи и развиваются активные формы занятости.

В целях реализации Послания 2013 года «Стратегия Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» был принят Указом Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года. В данном документе определены цели и задачи, которые позволят перейти Республике Казахстан к социальному государству. В ближайшее десятилетие приоритетными в деятельности государства будут пять ключевых направлений: 1. Подготовка к посткризисному развитию. 2. Обеспечение устойчивого развития. 3. Инвестиции в будущее — повышение конкурентоспособности человеческого капитала для достижения устойчивого экономического роста, процветания и социального благополучия казахстанцев. 4. Обеспечение населения качественными социальными и жилищно-коммунальными услугами. 5. Укрепление межнационального согласия, безопасности, стабильности международных отношений [7]. В настоящее время разработана Концепция социального развития Республики Казахстан до 2030 года. Основной целью концепции является создание условий для повышения качества и конкурентоспособности человеческого капитала и достижение высокого стандарта качества жизни для всех казахстанцев. Данный документ предполагает достижение определенных целей для каждого возраста: детский, трудоспособный, пенсионный. Большое влияние на социальную политику оказал экономический кризис в стране, основные усилия были направлены на смягчение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни населения и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. На сегодняшний день Республика Казахстан находиться на втором этапе перехода к социально ориентированному рыночному хозяйству, который характеризуется построением модели благосостояния населения Республики, ориентированной на современные характеристики уровня и качества жизни.

Литература:

  1. Гулина М. А. Словарь-справочник по социальной работе. — СПб.: Питер, 2008. — 400 с.
  2. Экономическая и социальная политика: учебно-методический комплекс для подготовки магистрантов: учебник под общ.ред. Н. А. Волгина, В. И. Кушлина. — М.: Изд-во РАГС, 2010. — 560с.
  3. Назарбаев Н. А. Идейная консолидация общества как условие прогресса Казахстана. — Алматы, 1993.
  4. Казахстан: 20 лет независимости: монография/Под общ. Ред. Б. К. Султанова. — Алматы: КИСИ при президенте РК, 2011. — 408 с.
  5. Тасмагамбетов И. Н. Социальная политика и политическая трансформация. — Алматы: «Галым», 1997. — 250с.
  6. Масалимов А. Р. Особенности формирования и реализации социальной политики Республики Казахстан: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук, Алматы. 2010. — 28 с.
  7. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»: http://www.minplan.gov.kz/ (дата обращения 24 июля 2013 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): Казахстан, социальная политика, социальная защита, социальная рыночная экономика, ориентированная рыночная экономика, ориентированное рыночное хозяйство, социальная справедливость, социальная сфера, устойчивый экономический рост, рыночная экономика.


Задать вопрос