Проблематика инклюзивного образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 25.01.2017

Статья просмотрена: 1774 раза

Библиографическое описание:

Конашенкова, К. О. Проблематика инклюзивного образования / К. О. Конашенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 564-566. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38545/ (дата обращения: 18.12.2024).



Ещё Л. С. Выготский отмечал необходимость создания системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями был бы включён в общество детей с нормальным развитием. Он обращал внимание, что обладая неоспоримыми достоинствами советская коррекционная школа всё же предполагает создание замкнутого мира для своих воспитанников, приспособленного к особенностям этих детей, их дефектам и недостаткам, что не позволяет ребёнку адаптироваться в обществе. Выготский одним из первых советских педагогов обратился к проблеме изучения инклюзивного образования.

Понятие «инклюзивное образование» базируется на том факте, что в современном обществе люди с ограниченными возможностями должны быть вовлечены в социум. Любой человек имеет право на образование, независимо от индивидуальных качеств, заболеваний и других проблем. Инклюзивное образование подразумевает развитие методологии, которая считает, что каждый ребёнок является индивидуумом со своими потребностями в обучении. Инклюзивное образование должно разработать более гибкую методику преподавания и обучения, в результате внедрения которой процесс преподавания и обучения позволит успешно обучаться всем детям.

В признанных международных стандартах по правам человека — Декларации о правах умственно отсталых лиц, Всеобщей декларации прав человека, Европейской социальной хартии, Международном акте по экономическим, культурным и социальным правам — определены права детей на получение образования, ориентированного на индивидуальные потребности каждого ребёнка, развитие его личности, а также право особенных детей учиться вместе со своими ровесниками в тех же школах, что и обычные дети.

В 1990 году в Таиланде на Всемирной конференции по Образованию для всех возникло движение, которое ставит своей целью возможность предоставления всем взрослым, молодёжи и детям реализовать своё право на образование.

В 1994 в Саламанкской декларации, принятой 92 странами, включая Россию, был принят подход «школа для всех». Главной задачей в образовательной политике стало создание инклюзивного образования. В 2006 году на Генеральной Ассамблее ООН приняли Конвенцию по правам инвалидов. На основе положений этой Конвенции государства-участники для реализации прав на образование детей с особыми потребностями обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни без дискриминации и на основе равенства возможностей [2]. Педагоги, работающие в таких школах, убеждены, что все люди разные и это абсолютно нормально, соответственно, не ребёнок должен приспосабливаться к процессу обучения, а характер и темп обучения под нужды ребёнка.

В Российской Федерации инклюзивное образование регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Конвенцией о правах ребенка. В Российской Федерации реализуется проект «Интеграция лиц с особыми образовательными потребностями». В одиннадцати регионах созданы экспериментальные площадки по инклюзивному обучению учащихся с особыми образовательными потребностями. Для подготовки педагогических кадров коллегия Министерства образования Российской Федерации приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов курсов «Особенности психологии детей с особыми образовательными потребностями» и «Основы специальной (коррекционной) педагогики». Практически одновременно были разработаны рекомендации учреждениям дополнительного профессионального образования педагогов ввести эти курсы в планы повышения квалификации учителей общеобразовательных школ.

Одним из первых инклюзивных образовательных учреждений нашей страны является созданный в 1991 году в Москве по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования «Ковчег» (№ 1321).

В Российской Федерации в настоящее время применяются одновременно три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями [1]:

‒ Интегрированное обучение, когда дети обучаются в общеобразовательных учреждениях в специальных классах (группах).

‒ Инклюзивное обучение особенных детей в классе вместе с обычными детьми.

‒ Дифференцированное обучение, когда дети с нарушениями зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития обучаются в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

В федеральном законе «Об образовании» говорится о праве детей с ограниченными возможностями здоровья на специальные образовательные условия, а так же даётся разъяснение понятия инклюзивного образования как «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» [4].

Система инклюзивного образования включает в себя восемь принципов [3]:

‒ Каждый человек способен чувствовать и думать;

‒ Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

‒ Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

‒ Все люди нуждаются друг в друге;

‒ Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

‒ Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

‒ Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

‒ Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

В России до недавнего времени обучение детей с ограниченными возможностями осуществлялось как правило в специализированных школах-интернатах, этот факт приводит к их социальной изоляции. Таким образом, многие родители и педагоги настаивают на том, чтобы особенных детей включили в обычное детское сообщество.

Выпускники учебных заведений интернатного типа испытывают трудности в дальнейшей интеграции в социум, так как система коррекционного (специального) образования, имеющая хорошо отработанную несколькими десятилетиями методику обучения детей с ограниченными возможностями, очень мало уделяет внимания такой важной проблеме как социальная адаптация особенных детей в реальном мире, ведь в коррекционных интернатах они находятся в изоляции от социума. Адаптация детей с особенными потребностями в общеобразовательных учебных заведениях проходит лучше, чем в специализированных учреждениях, так как это даёт им возможность приобрести социальный опыт. Здоровые дети тоже получают новые возможности: развивают свою толерантность, активность, ответственность, становятся более самостоятельными, улучшают свои учебные возможности.

Таким образом, инклюзивное образование — это такой процесс обучения и воспитания, при котором абсолютно все дети, в независимости от их психических, физических, интеллектуальных и других особенностей, включаются в общую систему образования и имеют возможность обучаться по месту жительства, вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, где им также оказывается необходимую специальную поддержку.

Следует отметить, что для развития инклюзивного образования нужна серьёзная психологическая, методическая и методологическая подготовка педагогов, так как далеко не все педагоги относятся положительно к этим реформам. Многие из них не владеют необходимыми навыками для ведения уроков в «инклюзивном» классе, в котором велико различие исходных возможностей детей. Следовательно, должны быть разработаны программы переподготовки и повышения квалификации уже работающих учителей, а высшая школа должна уделить гораздо больше внимания подготовке своих студентов для работы в системе инклюзивного образования.

Немаловажную роль в реализации инклюзивного образования имеет кадровое обеспечение. Инклюзивная образовательная среда формируется не только педагогами, в том числе учителями начальных классов, но и учителями — предметниками, педагогами-психологами, специальными психологами, логопедами, инструкторами по ЛФК, медицинскими работниками, воспитателями, социальными педагогами, педагогами дополнительного образования и тьюторами.

Подготовке кадров для их дальнейшей работы в системе инклюзивного образования следует уделять гораздо больше внимания.

Для подготовки учителей общеобразовательных школ в программу их образования должны быть введены дисциплины, способствующие их дальнейшему успешному взаимодействию с детьми, отличающимися различными уровнями готовности к обучению. Компетентность педагога в области интегрированного (инклюзивного) образования не в последнюю очередь определяется его способностью осуществлять свои профессиональные функции, сочетая при этом умение учитывать разные образовательные потребности своих учеников и способность создать необходимые условия для их саморазвития, развития и самоопределения.

Для осуществления интегрированного (инклюзивного) образования в общеобразовательной школе в организацию самого образовательного процесса на уровне среднего и высшего профессионального образования следует внести изменения, которые будут направлены на формирование инклюзивной компетентности будущих учителей, а так же следует начать решение данной задачи в системе повышения квалификации учителей и их педагогической переподготовки.

Из выше сказанного следует, что такая форма организации образовательного процесса как инклюзивное образование, включающая в себя реализацию общеобразовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья в едином потоке с нормально развивающимися ровесниками в обычных школах, решает целый ряд комплексных социально-педагогических задач, среди которых и использование реального примера того, к чему могут стремиться дети с ограниченными возможностями здоровья, и их взаимная адаптация с нормально развивающимися сверстниками, и их совместное взаимодействие в процессе воспитания и обучения, что в свою очередь способствует успешной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.

Литература:

  1. Алехина С. В. Инклюзивное образование в России // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки».
  2. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 дек. 2006 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ documents/decl_conv/conventions/disability.shtml.
  3. Пугачев А. С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. — 2012. — № 10. — С. 374–377.
  4. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, ребенок, Российская Федерация, ограниченная возможность здоровья, возможность, образование, педагог, потребность, школа, современное общество.


Задать вопрос