Рассматриваются педагогические возможности и эффекты использования мобильных коммуникаций на мега-уроке — инновационной модели обучения информатике учащихся общеобразовательных школ в сетевом образовательном кластере.
Ключевые слова: мобильные коммуникации, инновационные модели обучения, информатика
На базе кафедры ИИТвО КГПУ им. В. П. Астафьева реализуется образовательный проект «Мега-класс». В рамках данного проекте организуется образовательный кластер, объединяющий несколько муниципальных общеобразовательных учреждений из различных регионов Красноярского края, студенты и преподаватели института математики, физики и информатики педагогического университета, представители IT-бизнеса, известные специалисты и ученые в области информационных технологий [1].
Проект «Мега-класс» ставит своей целью объединить усилия учителей школ и педагогов высшего образования, студентов вуза и школьников общеобразовательных школ в поиске новых моделей школьного и высшего педагогического образования в интегрированном сетевом информационном образовательном пространстве для достижения каждой группой участников личностно-значимых образовательных и профессиональных результатов:
– повышение квалификации учителя в предметной области;
– подготовку студентов педагогических вузов к профессионально-ориентированной педагогической деятельности;
– вовлечение учащихся в инновационный образовательный процесс, в независимости от местонахождения образовательного учреждения. [1]
С точки зрения образовательной деятельности «Мега-класс» — это методическая система учебно-воспитательного процесса разных школ в информационно-образовательной среде облачных сервисов на основе интеграции научного, учебного и воспитательного процессов педвуза, общеобразовательных учреждений, муниципальных управлений образования с применением электронного обучения и дистанционных технологий. Посредством образовательного кластера «школа-педвуз» происходит интеграция в единый учебный процесс обучение школьников и студентов. Мега-урок проводится в режиме телеконференции одновременно во всех школах участвующих в данном проекте. Сценарии мега-уроков разрабатываются и проводятся мега-учителем — сообществом учителей общеобразовательных школ, педагогов и студентов вуза, с привлечением специалистов и ученых в области ИТ.
Одним из важнейших условий эффективной реализации мега-уроков одновременно в образовательных учреждениях кластера в дистанционном режиме является создание соответствующей материально-технической базы и телекоммуникационной среды (компьютерные классы, ресурсные центры, сети и коммуникации). Невысокая пропускная способность интернет-каналов и слабая оснащенность телекоммуникационным оборудованием в образовательных учреждениях резко снижает качество коммуникаций между участниками мега-урока. Использование мобильных устройств и коммуникаций позволяет решить данную проблему.
В современном обществе мобильные устройства используются в различных сферах жизнедеятельности. Мобильные приложения становятся частью цифровой жизни, как взрослого человека, так и детей. За последние пять лет число детей пользующимися мобильными устройствами постоянно возрастает. Мобильные компьютерные технологии позволяют расширить возможности учебного интерактивного взаимодействия.
Большинство пользователей привыкли к таким мессенджерам как WhatsApp, Viber для общения. Данные приложения сейчас имеют высокую популярность, но мало кто знает, что по удобству и защищенности они уступают мессенджеру Telegram. Telegram — бесплатный мессенджер для смартфонов и ПК под управлением всех наиболее распространенных на сегодняшний день операционных систем, позволяющий обмениваться не только текстовыми сообщениями, но и различными медиафайлами (картинки, музыка, архивы, текстовые документы и пр.) [2]. Рассмотрим плюсы и минусы данного приложения.
Плюсы:
– осуществляется защита несанкционированного чтения;
– Secret Chat — опция переписки в «секретном чате»;
– передачи файлов больших размеров;
– скорость передачи данных высока. Отсутствуют задержки, имеющие у аналогов.
Отдельно стоит отметить «привязку к номеру телефона». Приложение WhatsApp, Viber функционирует, если сим-карта, к которой привязано приложение, установлена в устройство (смартфон, планшет). Telegram отказался от такого способа привязки. Не требуется наличие сим-карты с номером в устройстве, к которому привязано приложение. Это очень удобно, к примеру, у вас сел телефон, в таком случае общение можно будет продолжить по планшету под тем же мобильным номером, с теми же контактами и с сохраненной историей чата.
Минусы:
– программу нужно русифицировать, процесс несложный, но многих отталкивает этот момент;
– в отличие от конкурентов, Telegram не поддерживает голосовые звонки. Это существенный минус, который сказывается на популярности приложения.
Таблица 1
Функции Telegram, которыми можно воспользоваться во время проведения мега-урока
1) Добавление файлов. Может быть — передача текстовых файлов, графических и фото-изображений и картинок |
|
2) Голосовое сообщение. |
|
3) Редактирование уже отправленного сообщения. |
|
4) Создание чатов. |
|
5) Снятие мгновенного снимка, для загрузки в общий чат. |
|
6) Быстрый доступ ко всем файлам. |
|
Данная система удобна для использования во время мега-урока на этапе выполнения учащимися различных заданий урока для взаимной коммуникации участников межшкольных групп между собой и тьюторами. Мобильные коммуникации позволяют взаимодействовать учащимся в привычной для них среде, а также решает одну из самых важных проблем — это сбой связи при общении, в случае прерывании видеоконференции и доступа к интернету, учащиеся всегда могут оставаться на связи и продолжать свои работы в группах.
Эксперимент по использованию мобильной системы показал, что ученики с большим интересом работают в данной среде. Всем участникам урока заблаговременно была выслана инструкция по установке и использованию приложения. Учащиеся самостоятельно на своих мобильных телефонах установили приложение Telegram.
Тьютором была создана конференция со всеми участникам межшкольной команды (рисунок 1). Тем самым все участники были объединены в единую группу, для организации мобильного взаимодействия.
Рис. 1. Участники мега-урока (группа № 1)
Каждая группа вела активный диалог с тьюторами, как во время самого урока, в процессе решения задач или выполняя учебный проект, так и во внеурочное время, выполняя домашнее задание (рисунок 2).
Рис. 2. Диалог межшкольной группы
При взаимодействии учащихся в данной среде каждый ученик смог проявить себя. Если при общении с преподавателем и тьютором в режиме конференцсвязи присутствует некоторая «зажатость» учащихся и потеря времени, то мобильные коммуникации позволяют раскрепоститься любому ученику и экономить время урока. Приэтом, не было выявлено нарушений сетевого этикета со стороны учеников, соблюдались правила общения как с тьютором, так и между самими учащимися.
Для студентов, выступающих в качестве модератора и тьюторов на мега-уроке, подобное общение с учащимися потребовало мобилизации собственных предметных и методических знаний, способствовало приобретению реального опыта педагогического взаимодействия в условиях сетевых коммуникаций.
Использование мобильных приложений признано преподавателями кафедры ИИТвО одним из перспективных направлений в реализации образовательного проекта Мега-класс; планируются дальнейшие исследования в этом направлении.
Литература:
- Мегакласс как инновационная модель обучения информатике с использованием ДОТ и СПО: коллективная монография / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева. — Красноярск, 2014. — 196 с.
- Что Такое Телеграмм (Telegram), Зачем Он Мне И Как Им Пользоваться // URL: http://protelegram.ru/telegram_faq/ (дата обращения: 08.12.2016).