Способы обучения чтению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 25.01.2017

Статья просмотрена: 4249 раз

Библиографическое описание:

Калёнкина, Н. А. Способы обучения чтению / Н. А. Калёнкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 558-560. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38555/ (дата обращения: 16.11.2024).



Из психологии известно, что люди разные, они по-разному познают окружающий мир, по-разному относятся к одному и тому же явлению. Это зависит от их психофизической организации. Олигофренопедагогу приходится одновременно обучать очень разных детей. Поэтому ему необходимо знать и применять разные способы (методы) в своей работе. В истории развития школы использовались разные методы для того, чтобы научить людей читать. В методической литературе разными авторами даётся разная классификация способов обучения чтению. Одни и те же способы названы по-разному у разных авторов. Для практической работы удобно все предлагаемые методы разделить на две группы: глобальное чтение (целыми словами) и фонологическое чтение (чтение слов по частям).

Часто в литературе метод чтения целых слов называют методом Домана по имени его автора — американского врача нейрофизиолога Глена Домана (1920 г.р.), который был разработан для обучения чтению детей с нарушенной деятельностью мозга и опирался на зрительную и слуховую память. Учащимся просто показывали карточки со словами, написанными в начале обучения очень крупным красным шрифтом и громко произносили эти слова. Урок длился 5–10 секунд несколько десятков раз в день. Начиналась работа с пяти слов и с пяти секунд, постепенно увеличиваясь по времени и количеству слов. За 2–3 месяца дети запоминали около 150 слов без анализа их звуко — буквенного состава и без заучивания букв. Дети перерисовывали их, подкладывали к картинкам и произносили. Сейчас метод Домана успешно используется в англоязычных странах. У нас некоторые авторы рекомендуют использовать его для обучения чтению детей раннего возраста, детей с аутизмом и глухих дошкольников. Но это уже собственные системы работы этих авторов на основе идей Домана. В нашей школе этот метод представлен в учебниках Т. С. Зыковой, которые используются на уроках развития речи, когда не умеющим читать детям учитель предлагает послушать слово, глядя на это слово и соотнести его с картинкой. При выполнении заданий такого типа не читающие дети чаще ориентируются на длину слова и на знакомые буквы и допускают огромное количество ошибок. При обследовании чтения видно, что есть дети, которые не знают букв, но устойчиво прочитывают отдельные слова и соотносят их с картинкой, при этом не могут прочитать эти же слова по слогам.

C:\Users\Юля\Desktop\37aaf4a31005143543d1f509b4f369a0b4537a3a.png

Рис. 1. Заготовка для глобального чтения

В чистом виде этот метод в русских школах не прижился. У нас используются фонологические методы обучения чтению, так как хорошо согласуются со структурой русского языка: слова читаются так же, как пишутся. Исключение составляют случаи «лености» русского языка, когда облик слова изменён произношением (безударные гласные, парные согласные, непроизносимые согласные и др.). Но даже если мы прочитаем как написано, мы сможем узнать слово. Для сравнения: в английском языке написание и чтение очень часто сильно расходятся.

В 18–19 веках большое распространение получил метод обучения чтению по буквам. В начале своей педагогической деятельности его использовал Л. Толстой. Сначала заучивались названия букв. Затем из букв читались «по верхам» слоги, а из слогов складывались слова. Приведу пример прочтения слова «БАРИН». Читающий шепчет: «Буки, Аз». Вслух говорит: «Ба». Шепчет: «Рцы, Иже, Наш», вслух говорит: «Рин». Затем повторяет вслух «Барин».

Недостатки буквослагательного метода: процесс чтения одного слова длительный и удержать в памяти все прочитанные части сложно; трудности выделения звука из названия буквы. Он тоже не прижился в школе в чистом виде. Хотя до сих пор некоторые родители учат своих детей читать до школы именно так, используя современные названия букв: «Тэ и А — будет ТА; эМ и О — будет МО». И, хотя в школе учителя не используют такой способ, этот алгоритм чтения очень устойчив и дети долгое время читают по «верхам».

К. Ушинский упростил буквослагательный метод, заменив его звуковым. Учитель произносит звук и сразу же пишет букву, не знакомя детей с её полным названием; затем прибавляет следующий звук и записывает его буквой. Начинают обучение с гласных и сонорных согласных, которые можно тянуть и петь (составляют и читают слоги АМ, ОС, УН, НА и т. п.). Именно этот способ лёг в основу большинства Азбук, Букварей и других пособий, созданных за прошедшее время. На этот же способ обучения чтению перешёл и Л. Толстой и представил его в своей знаменитой Азбуке.

Очень много детей обучалось и учится читать сейчас по Букварю под редакцией Горецкого, авторы которого развили этот метод, назвав его аналитико-синтетическим, когда собственно чтению предшествует подготовительный период для устной слухо-речевой работы. Дети делят тексты на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки. Уже в этот период устная речь записывается графическими схемами, в которых для каждой частички речи есть свой условный знак: слово обозначено горизонтальной линией, звуки — разноцветными квадратами, ударение — короткой наклонной линией над словом и т. д. В Букварях, используемых в нашей школе («Букварь» под редакцией В. В. Воронковой, «Букварь» под редакцией А. К. Аксёновой), этот пропедевтический курс представлен в сильно урезанном виде.

Обучение чтению по звуковому методу идёт по этапам.

1 этап. Знакомят учеников со звуками и буквами, не знакомя с названиями букв. Тут важно, чтобы сам учитель правильно озвучивал буквы: из всех возможных дефектов допустим невыраженный сигматизм. В условиях нашей школы, когда абсолютно все учащиеся имеют системное недоразвитие речи, правильное звукопроизношение учителя, который учит детей читать, — необходимая составляющая процесса, так как именно он даёт эталоны звуков. У некоторых наших учащихся не формируются или плохо формируются звуко-буквенные связи не только к концу букварного периода, но и к концу обучения в начальной школе. Это почти все дети пришедшие в школу с 1-ым уровнем речевого развития и отдельные дети 2-ого 3-его уровня. Поэтому учителю приходится искать нетрадиционные приёмы работы внутри звукового метода. Их можно найти в программах и учебных пособиях школ 1–7 видов, а также в программе и учебных пособиях под редакцией Л. Б. Баряевой.

2 этап. Чтение слогов из знакомых букв. Есть случаи, когда ребёнок правильно называет все буквы в слоге, но не соединяет их, а произносит их по порядку изолированно. Это нельзя назвать побуквенным чтением. Перед нами не читающий ребёнок. Чтение слога — это произнесение нескольких звуков на одном выдохе. Бывает трудно определить, уровень ребёнка: по буквам он читает или по слогам. Приходится внимательно вслушиваться, прерывается выдох короткой паузой или нет; так же проверяющему нужно смотреть, сколько времени читающий смотрит на слог перед прочтением, шевелит ли при этом губами, иначе это опять же побуквенное чтение. Слог должен восприниматься и читаться одномоментно, как единое целое. Многие учащиеся начальной школы некоторые слоги читают одномоментно, а некоторые по буквам. Хорошие таблицы для автоматизации слогов разработал Л. Толстой в своей Азбуке. Из современных авторов — это А. Корнев.

3 этап. Чтение слов, состоящих из знакомых слогов. Сказать, что ребёнок читает целыми словами мы можем только тогда, когда он читает с ударением; иначе это послоговое чтение. Уже на этом этапе можно начинать работу над нормами орфоэпии. Самый простой способ — написать над буквой которую читаем не так, как она написана (нож). После слов читаются предложения и тексты.

Существует ещё один способ обучения чтению, автором которого считают А. Корнева, который назвал его полуглобальным обучением чтению. Разработал он свой метод применительно к здоровым дошкольникам и к дошкольникам с недоразвитием речи и задержкой психического развития. Сначала, как и при аналитико-синтетическом методе, проводится пропедевтическая работа по анализу речи (из высказываний выделяются слова, слова делятся на слоги, выделяются звуки). Но параллельно идёт глобальное чтение слов. Подробно об этой методике можно прочитать в работах А. Корнева.

Ещё существует метод чтения по складам, автором которого считают Н. Зайцева. Склад — это не слог. Он состоит не более, чем из двух букв. Склад представляет собой сочетание согласной и гласной или отдельную гласную либо согласную. Например: ГУ-СЬ, КА-С-Т- РЮ-ЛЯ.

C:\Users\Юля\Desktop\58446777_1272624207_Kopiya_DSC04471.jpg

Рис. 2. Кубики Зайцева

У каждого из изложенных методов есть плюсы и минусы. Но последние исследования подтвердили, что люди даже «про себя» читают по буквам и складывают их в слова, хотя эти операции длятся доли секунды. Поэтому звуковой метод имеет такое распространение.

Литература:

  1. В. В. Воронкова «Букварь» М.«Просвещение» 2002 г.
  2. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ.дефектол. фак. педвузов. -- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 316 с. — (Коррекционная педагогика)
Основные термины (генерируются автоматически): слово, буква, ребенок, слог, автор, звуковой метод, чтение, глобальное чтение, начальная школа, побуквенное чтение.


Задать вопрос