В этой статье рассмотрены виды управленческих инноваций. Приведено описание управленческих инноваций и их составляющих. Проведен анализ и сравнение различных видов инноваций в управлении. Рассмотрено применение управленческих инноваций на примере российской компании. Сделаны выводы о будущем развитии данного тренда в управлении организациями.
Ключевые слова: анализ, инновация, менеджмент, управленческие инновации, характеристики, управление, организация, предприятие, новшество
На данный момент такой термин, как «инновация» отличается огромным множеством разнообразных определений. Но в большинстве случаев инновация определяется как конечный итог инновационных процессов. Иными словами, это изобретения, которые готовы к использованию и распространяются на рынках в качестве уже готового продукта.
Управление предприятием является довольно-таки сложным процессом, который состоит из: планирования, организации, мотивации, координации и контроля. Но в последнее время в связи с тем, что современное производство усложняется, происходит выделение еще двух немаловажных управленческих функций: маркетинговая и инновационная.
Необходимо отметить, что чтобы принести предприятию долговременные преимущества, новый метод в управлении должен удовлетворять хотя бы одному из следующих условий:
− быть системным, а именно охватывать целый ряд процедур и методов;
− основываться на новаторском принципе, заставляющем пересмотреть стандарты менеджмента;
− быть не «одноразовым» новшеством, а этапом непрерывного процесса поиска новых решений, за счет которого и происходит развитие предприятия.
Общепринятые правила менеджмента настолько прочно укореняются в сознании менеджеров, что никто не решается посягать на эти основы основ. Чем нестандартнее инновация, тем больше времени нужно конкурентам, чтобы сделать ответный шаг. Порой на это уходят десятилетия.
Управленческая инновация является наиболее стратегически важной в условиях современных мировых рынков. Связано это, в первую очередь, с ежегодным ростом уровня глобализации. Целью управления сферой человеческих ресурсов является в достижение первенствующих позиций в соперничестве с другими организациями. С этой целью в деятельность предприятия внедряются концепции, активизирующие человеческие способности и умения. Данные концепции модернизируют деятельность организации, что, безусловно, только подчеркивает их необходимость в современном обществе.
В приведенной ниже рисунке 1 представлены наиболее часто внедряемые управленческие инновации, которые способствуют увеличению конкурентоспособности компании, что, несомненно, является главным составляющим любой стратегии.
Рис. 1.
Существует несколько видов управленческой инновации, каждая из которых по-своему влияет на стратегическое развитие предприятия.
- Нормативные.
а. Безвариантные.
В данную группу входит система бухгалтерского учета, статистическая отчетность и т. д. Данная подсистема отличается непостоянством правил в управлении стратегической операции. Внедрить же эти нововведения можно по собственному желанию. Сотрудниками соответствующего подразделения начинается выполнение определённого набора операций, но только после того, как ими были изучены официальные инструкции.
Безвариантное нормативное управленческое нововведение не носит творческий характер. Кроме того, существование организационных барьеров здесь сведено к минимуму.
б. Вариантные.
Нормативное управленческое нововведение требует творческого подхода и изобретательности. Но, тем не менее, реализовать их можно с помощью уже готовых примеров, аналогов, методик. Такую инновацию нельзя назвать радикальной, потому как она не требует каких-то грандиозных затрат или же крупных преобразований.
- Инициативные.
а. Известные.
Первая группа содержит такие управленческие инструменты, которые уже проверены практическим применением. Подобные инструменты имеют высокий «тираж», а некоторые из них, возможно, причислены и к классике управления.
Известных нововведений достаточно много и их внедрение происходит практически в любой организации вне зависимости от ее рода деятельности и масштаба.
б. Оригинальные.
При их разработке прибегают к использованию научных концепций, ранее уже существовавших в сфере управления предприятиями и организациями. Суть любой из этих концепций заключается в выработке совершенно новых, оригинальных, нововведений, основываясь на принципах и представлениях финансового рынка.
Использование инновационной деятельности необходимо абсолютно во всех отраслях, но, тем не менее, различные сферы по-разному относятся к данным нововведениям. Приведем несколько примеров успешного внедрения управленческих инноваций в деятельность предприятия.
ООО «Синнабон».
Данная организация представляет собой российскую растущую сеть общественного питания. Для оптимизации производства и продажи своих товаров компанией было принято несколько инновационных решений. Во-первых, сотрудники прошли курс по повышению квалификационных навыков. Во-вторых, была улучшена система управления кадровым составом. В итоге, из-за совершенствования управленческих процессов увеличилось количество постоянной клиентуры организации, а также их динамика финансово-экономической деятельности.
В процессе внедрения управленческих инноваций наибольшее сопротивление оказывает сам персонал данной организации. Так как в последствии им придется привыкать к новым условиям алгоритмам и задачам, а это является дополнительной и «совершенно необязательной» нагрузкой. Ведь раньше они достигали результата и без этих инноваций. Новые методы принятия решений, организационные структуры и принципы стимулирования персонала сталкиваются с личными человеческими интересами. Одной из самых важный человеческих ценностей является стабильность, а новшества тесно связано с нарушением постоянства и привычной системы. Таким образом результат управленческих нововведений менее предсказуем чем результат технологических инноваций. Также, в связи с неспособностью всех людей реализовывать разумные и рациональные управленческие решения, далеко не всегда удается перевести организацию из первоначального состояния в желаемое. Для современных организаций наиболее характерно как влияние инновационного управления так и влияние инновационного развития общества в целом. Это по разному проявляется на различных уровнях. Например на уровне взаимодействия фирм это проявляется в создании специальных сетевых структур, которые базируются на кооперации и конкурентной борьбе. Кооперация различных сетей, таких как маркетинговая, научно-техническая и информационная, является дополнением к конкуренции как главный постулат в принципе рыночных отношений.
Таким образом, переход к новой тенденции инновационного характера управления в XXI в. способствовал появлению целого ряда управленческих инноваций, которые по значимости в большинстве случаев превосходят технологические инновации.
Литература:
1. Бармашова Л. В. Развитие инновационной составляющей экономики России / Вестник Брестского государственного технического университета. — 2013. — № 3. — С. 39–41.
2. Гребнев Е. Т. Управленческие нововведения. — М.: Экономика, 1985, 327 с.
3. Медынский В. Г. Инновационный менеджмент. — М.: ИНФРА-М, 2007.
4. Чечурина М. Н. Управленческие инновации XXI века / Менеджмент в России и за рубежом. — 2010. — № 5. — С. 3–10.