В статье проанализированы актуальные проблемы налогообложения доходов граждан и предложены мероприятия по их решению и, как следствие, усилению функции рассматриваемого налога.
Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговый вычет, необлагаемый минимум, прогрессивное налогообложение, социальное неравенство
Существующая в России система подоходного налогообложения физических лиц не может считаться идеальной, так как не способствует совершенствованию регулирования экономики и становлению социальной справедливости. Она, наоборот, усугубляет проблему расслоения общества по уровню доходов. Как следствие применения единой ставки, снижена и фискальная эффективность налога на доходы физических лиц.
В 2014–2015 гг. по данным государственной статистики коэффициент отношения денежных доходов 10 % самых богатых граждан страны к доходам 10 % самых бедных граждан находится на очень высоком уровне — более 16,2 [7].
Относительно невысокая ставка НДФЛ возлагает основное бремя на категории населения со средним уровнем дохода, тогда как в развитых зарубежных странах, наоборот, нагрузка смещена в сторону категорий с высоким и экстремально высоким уровнем дохода. Это противоречит принципу справедливости.
Основная цель введения плоской шкалы налогообложения — выведение высоких доходов из теневого сектора — на сегодняшний момент не оправдалась. Увеличение собираемости НДФЛ произошло, но аналитики (в том числе МВФ) не усматривают прямой зависимости этого факта от применяемой ставки.
Важные условия экономического роста — построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее предсказуемости и стабильности. Поэтому усиление социальной составляющей должно стать основным направлением совершенствования НДФЛ. Для реализации этого направления необходимо, прежде всего:
– осуществить переход к прогрессивной шкале налогообложения;
– установить необлагаемого минимум;
– последовательно снижать налоговую нагрузку на группы населения с наименьшими доходами;
– увеличить размеры стандартных и социальных налоговых вычетов, проводить их ежегодную индексацию для обеспечения соответствия темпам изменения макроэкономической конъюнктуры.
Введение прогрессивных ставок налогообложения позволит снизить напряженность в обществе и сократить социальную дифференциацию населения, а значит — устранить факторы, тормозящие развитие экономики.
Положительный опыт зарубежных стран можно перенять в части установления необлагаемого налогом минимума. Предполагается, что его размер должен соответствовать уровню прожиточного минимума. Так как величина прожиточного минимума отличается в зависимости от региона, предлагается передать полномочия по регулированию размера необлагаемого минимума региональным органам власти.
В российской системе подоходного налогообложения физических лиц необлагаемый минимум не применяется вовсе. Ранее действовавшие стандартные налоговые вычеты были близки по принципу действия (освобождение от налогообложения определенной доли расходов на жизнедеятельность), но их размер настолько мал, что значение можно приравнять к нулю. Если провести сравнение, то можно увидеть, насколько велика разница между стандартным вычетом (действовал до 2012 г.) и законодательно рассчитанным прожиточным минимумом за тот же период. В 2011 г. прожиточный минимум составлял 6505 рублей в месяц в целом по Российской Федерации, а стандартный налоговый вычет — 400 руб., т. е. 6,15 % от величины прожиточного минимума. По итогам 2015 года величина прожиточного минимума составляла 9 662 рубля в месяц. В странах Евросоюза необлагаемый минимум в среднем составляет 8 000 евро в год. При этом, эта сумма выступает аналогом прожиточного минимума в России, однако рассчитывается она с учетом более широкого спектра товаров и услуг первой необходимости.
Предлагаемые меры позволят повысить уровень жизни населения в стране, создав необходимые условия для реализации регулирующей функции НДФЛ и достижения справедливости налогообложения. Кроме того, в рамках установленных целей социальной политики РФ они поспособствуют решению проблемы доступности медицинских и образовательных услуг, оказания помощи малоимущим за счет увеличения реальных располагаемых доходов налогоплательщиков [3].
Законодательство большинства стран не приравнивает совокупный доход налогоплательщика к налогооблагаемому доходу — последний существенно уменьшается за счет применения установленных налоговых вычетов. Кроме необлагаемого минимума, как правило, вычитаются профессиональные расходы (в Германии, например, по умолчанию предоставляется вычет в сумме 1000 евро без оправдательных документов; они требуются, только если профессиональные расходы превышают указанную сумму), расходы на детей (начиная с расходов на оплату труда нянь, заканчивая расходами на обучение в колледже или университете), на благотворительность, страхование и др. В ряде стран предоставляется также вычет на сумму расходов, связанных с ипотекой, арендой жилья, его содержанием. Значение системы налоговых вычетов очень велико. По мнению многих экспертов, именно объем, размеры и адресность применения вычетов определяют действительный уровень налоговой нагрузки на граждан, а не налоговые ставки.
Предусмотренные действующим Налоговым кодексом РФ стандартные, социальные, профессиональные, имущественные и инвестиционные вычеты вызывают значительные нарекания в силу предельно малого размера и сложной процедуры получения. Размеры и условия предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов дают возможность использовать их с наибольшей выгодой для себя именно более обеспеченными налогоплательщиками, в то время как менее обеспеченные категории налогоплательщиков в результате использованного законодателем механизма получения таких вычетов не получают должной поддержки от государства.
Проблемам совершенствования налоговых вычетов следует уделить особое внимание, так как они имеют достаточно высокий потенциал развития в отношении их размеров, условий применения, сферы распространения. В 2012 г. было повышение размера стандартного налогового вычета на ребенка. Сегодня размеры налоговых вычетов остаются без изменений и составляют:
1400 руб. на первого и второго ребенка,
3000 — на третьего, последующих, а также детей-инвалидов.
Внесенный Министерством финансов РФ на рассмотрение проект, предусматривающий повышение этих сумм до 2000 руб. и 4000 руб. соответственно, в настоящее время не одобрен.
Фактически незначительные налоговые вычеты не могут оказать существенное влияние на материальное положение отдельных социальных групп, поэтому остаются формальными. Предложения по совершенствованию стандартных налоговых вычетов по НДФЛ с целью приближения их действия к действию необлагаемого минимума обозначены в табл. 1.
Таблица 1
Совершенствование стандартных налоговых вычетов
Вид вычета |
Действующие вычеты |
Предлагаемые вычеты |
||
Сумма, руб. |
Порядок предоставления |
Сумма, руб. |
Порядок предоставления |
|
Для всех категорий налогоплательщиков |
400 (отменен с 01.01.2012 г.) |
До уровня доходов, не превышающих 40 тыс. руб. |
На уровне ПМ (по регионам) |
До уровня доходов, не превышающих 10ПМ |
На ребенка в возрасте 18 (24) лет |
1400 |
До уровня доходов, не превышающих 350 тыс. руб. |
На уровне ПМ (по регионам) |
До уровня доходов, не превышающих 10ПМ на одного члена семьи |
Героям ВОВ и инвалидам |
500 |
На основании соответствующих документов |
На уровне 2ПМ (по регионам) |
Без ограничения уровня дохода |
Инвалидам ЧАЭС |
3000 |
На основании соответствующих документов |
На уровне 3ПМ (по регионам) |
Без ограничения уровня дохода |
Важно разделить направления, нуждающиеся в стимулировании посредством налоговых льгот, и направления, которые рационально было бы обеспечить прямым бюджетным финансированием. Например, целесообразной представляется замена имущественного налогового вычета при приобретении жилья на прямое целевое субсидирование. Это позволит проводить более тщательную и достоверную оценку нуждаемости, наладить адресную финансовую помощь, сократив при этом затраты на администрирование.
Таким образом, решение проблемы совершенствования системы налоговых вычетов при определении налоговой базы по НДФЛ позволит максимально реализовать его регулирующую функцию и максимизировать социальный эффект.
Литература:
- Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 32 с.
- Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 1 июля 2016 года. — Москва: Эксмо, 2016. — 960 с.
- Гончаренко Л. И., Савина О. Н. Проблемы налогового регулирования социальной поддержки населения в Российской Федерации: региональный аспект // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 118−128.
- Изотова О. И. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства: дис. …канд. экон. наук / О. И. Изотова. Москва, 2014. — 150 с.
- Кадикина А. А. Обзор благотворительных фондов (фондов целевого капитала) Германии // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 366−370.
- Шлянкевич С. В. Усиление социальной функции налогов в механизме налогообложения физических лиц: дис. …канд. экон. наук / С. В. Шлянкевич. Москва, 2012. — 178 с.
- www.duma.gov.ru
- www.gks.ru
- www.glavbuh.ru
- www.irs.gov
- www.minfin.ru
- www.nalog.ru
- www.tax-brackets.org