Перспективы совершенствования налога на доходы физических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (137) январь 2017 г.

Дата публикации: 22.01.2017

Статья просмотрена: 5050 раз

Библиографическое описание:

Ягумова, З. Н. Перспективы совершенствования налога на доходы физических лиц / З. Н. Ягумова, К. К. Тлостанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3 (137). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38595/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье проанализированы актуальные проблемы налогообложения доходов граждан и предложены мероприятия по их решению и, как следствие, усилению функции рассматриваемого налога.

Ключевые слова: налог на доходы физических лиц, налоговый вычет, необлагаемый минимум, прогрессивное налогообложение, социальное неравенство

Существующая в России система подоходного налогообложения физических лиц не может считаться идеальной, так как не способствует совершенствованию регулирования экономики и становлению социальной справедливости. Она, наоборот, усугубляет проблему расслоения общества по уровню доходов. Как следствие применения единой ставки, снижена и фискальная эффективность налога на доходы физических лиц.

В 2014–2015 гг. по данным государственной статистики коэффициент отношения денежных доходов 10 % самых богатых граждан страны к доходам 10 % самых бедных граждан находится на очень высоком уровне — более 16,2 [7].

Относительно невысокая ставка НДФЛ возлагает основное бремя на категории населения со средним уровнем дохода, тогда как в развитых зарубежных странах, наоборот, нагрузка смещена в сторону категорий с высоким и экстремально высоким уровнем дохода. Это противоречит принципу справедливости.

Основная цель введения плоской шкалы налогообложения — выведение высоких доходов из теневого сектора — на сегодняшний момент не оправдалась. Увеличение собираемости НДФЛ произошло, но аналитики (в том числе МВФ) не усматривают прямой зависимости этого факта от применяемой ставки.

Важные условия экономического роста — построение справедливой и эффективной налоговой системы, обеспечение ее предсказуемости и стабильности. Поэтому усиление социальной составляющей должно стать основным направлением совершенствования НДФЛ. Для реализации этого направления необходимо, прежде всего:

– осуществить переход к прогрессивной шкале налогообложения;

– установить необлагаемого минимум;

– последовательно снижать налоговую нагрузку на группы населения с наименьшими доходами;

– увеличить размеры стандартных и социальных налоговых вычетов, проводить их ежегодную индексацию для обеспечения соответствия темпам изменения макроэкономической конъюнктуры.

Введение прогрессивных ставок налогообложения позволит снизить напряженность в обществе и сократить социальную дифференциацию населения, а значит — устранить факторы, тормозящие развитие экономики.

Положительный опыт зарубежных стран можно перенять в части установления необлагаемого налогом минимума. Предполагается, что его размер должен соответствовать уровню прожиточного минимума. Так как величина прожиточного минимума отличается в зависимости от региона, предлагается передать полномочия по регулированию размера необлагаемого минимума региональным органам власти.

В российской системе подоходного налогообложения физических лиц необлагаемый минимум не применяется вовсе. Ранее действовавшие стандартные налоговые вычеты были близки по принципу действия (освобождение от налогообложения определенной доли расходов на жизнедеятельность), но их размер настолько мал, что значение можно приравнять к нулю. Если провести сравнение, то можно увидеть, насколько велика разница между стандартным вычетом (действовал до 2012 г.) и законодательно рассчитанным прожиточным минимумом за тот же период. В 2011 г. прожиточный минимум составлял 6505 рублей в месяц в целом по Российской Федерации, а стандартный налоговый вычет — 400 руб., т. е. 6,15 % от величины прожиточного минимума. По итогам 2015 года величина прожиточного минимума составляла 9 662 рубля в месяц. В странах Евросоюза необлагаемый минимум в среднем составляет 8 000 евро в год. При этом, эта сумма выступает аналогом прожиточного минимума в России, однако рассчитывается она с учетом более широкого спектра товаров и услуг первой необходимости.

Предлагаемые меры позволят повысить уровень жизни населения в стране, создав необходимые условия для реализации регулирующей функции НДФЛ и достижения справедливости налогообложения. Кроме того, в рамках установленных целей социальной политики РФ они поспособствуют решению проблемы доступности медицинских и образовательных услуг, оказания помощи малоимущим за счет увеличения реальных располагаемых доходов налогоплательщиков [3].

Законодательство большинства стран не приравнивает совокупный доход налогоплательщика к налогооблагаемому доходу — последний существенно уменьшается за счет применения установленных налоговых вычетов. Кроме необлагаемого минимума, как правило, вычитаются профессиональные расходы (в Германии, например, по умолчанию предоставляется вычет в сумме 1000 евро без оправдательных документов; они требуются, только если профессиональные расходы превышают указанную сумму), расходы на детей (начиная с расходов на оплату труда нянь, заканчивая расходами на обучение в колледже или университете), на благотворительность, страхование и др. В ряде стран предоставляется также вычет на сумму расходов, связанных с ипотекой, арендой жилья, его содержанием. Значение системы налоговых вычетов очень велико. По мнению многих экспертов, именно объем, размеры и адресность применения вычетов определяют действительный уровень налоговой нагрузки на граждан, а не налоговые ставки.

Предусмотренные действующим Налоговым кодексом РФ стандартные, социальные, профессиональные, имущественные и инвестиционные вычеты вызывают значительные нарекания в силу предельно малого размера и сложной процедуры получения. Размеры и условия предоставления социальных и имущественных налоговых вычетов дают возможность использовать их с наибольшей выгодой для себя именно более обеспеченными налогоплательщиками, в то время как менее обеспеченные категории налогоплательщиков в результате использованного законодателем механизма получения таких вычетов не получают должной поддержки от государства.

Проблемам совершенствования налоговых вычетов следует уделить особое внимание, так как они имеют достаточно высокий потенциал развития в отношении их размеров, условий применения, сферы распространения. В 2012 г. было повышение размера стандартного налогового вычета на ребенка. Сегодня размеры налоговых вычетов остаются без изменений и составляют:

1400 руб. на первого и второго ребенка,

3000 — на третьего, последующих, а также детей-инвалидов.

Внесенный Министерством финансов РФ на рассмотрение проект, предусматривающий повышение этих сумм до 2000 руб. и 4000 руб. соответственно, в настоящее время не одобрен.

Фактически незначительные налоговые вычеты не могут оказать существенное влияние на материальное положение отдельных социальных групп, поэтому остаются формальными. Предложения по совершенствованию стандартных налоговых вычетов по НДФЛ с целью приближения их действия к действию необлагаемого минимума обозначены в табл. 1.

Таблица 1

Совершенствование стандартных налоговых вычетов

Вид вычета

Действующие вычеты

Предлагаемые вычеты

Сумма, руб.

Порядок предоставления

Сумма, руб.

Порядок предоставления

Для всех категорий налогоплательщиков

400

(отменен с 01.01.2012 г.)

До уровня доходов, не превышающих 40 тыс. руб.

На уровне ПМ (по регионам)

До уровня доходов, не превышающих 10ПМ

На ребенка в возрасте 18 (24) лет

1400

До уровня доходов, не превышающих 350 тыс. руб.

На уровне ПМ (по регионам)

До уровня доходов, не превышающих 10ПМ на одного члена семьи

Героям ВОВ и инвалидам

500

На основании соответствующих документов

На уровне 2ПМ (по регионам)

Без ограничения уровня дохода

Инвалидам ЧАЭС

3000

На основании соответствующих документов

На уровне 3ПМ (по регионам)

Без ограничения уровня дохода

Важно разделить направления, нуждающиеся в стимулировании посредством налоговых льгот, и направления, которые рационально было бы обеспечить прямым бюджетным финансированием. Например, целесообразной представляется замена имущественного налогового вычета при приобретении жилья на прямое целевое субсидирование. Это позволит проводить более тщательную и достоверную оценку нуждаемости, наладить адресную финансовую помощь, сократив при этом затраты на администрирование.

Таким образом, решение проблемы совершенствования системы налоговых вычетов при определении налоговой базы по НДФЛ позволит максимально реализовать его регулирующую функцию и максимизировать социальный эффект.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2015. — 32 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: текст с изменениями и дополнениями на 1 июля 2016 года. — Москва: Эксмо, 2016. — 960 с.
  3. Гончаренко Л. И., Савина О. Н. Проблемы налогового регулирования социальной поддержки населения в Российской Федерации: региональный аспект // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 6. С. 118−128.
  4. Изотова О. И. Перспективы реформирования налога на доходы физических лиц как инструмента социальной политики государства: дис. …канд. экон. наук / О. И. Изотова. Москва, 2014. — 150 с.
  5. Кадикина А. А. Обзор благотворительных фондов (фондов целевого капитала) Германии // Теория и практика общественного развития. 2013. № 10. С. 366−370.
  6. Шлянкевич С. В. Усиление социальной функции налогов в механизме налогообложения физических лиц: дис. …канд. экон. наук / С. В. Шлянкевич. Москва, 2012. — 178 с.
  7. www.duma.gov.ru
  8. www.gks.ru
  9. www.glavbuh.ru
  10. www.irs.gov
  11. www.minfin.ru
  12. www.nalog.ru
  13. www.tax-brackets.org
Основные термины (генерируются автоматически): необлагаемый минимум, вычет, прожиточный минимум, уровень доходов, налоговая нагрузка, ограничение уровня дохода, подоходное налогообложение, порядок предоставления, Россия, стандартный налоговый вычет.


Похожие статьи

Современные тенденции налогообложения доходов физических лиц

В статье обоснована значимость налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, представлен анализ структуры консолидированного бюджета и динамики исследуемого налога. Дана оценка текущих тенденций экономического роста в применении пропорциона...

Налог на доходы физических лиц: механизм расчета, проблемы и перспективы развития

В данной статье рассматривается практика применения подоходного налога в России, его механизмам исчисления. Приводятся определения основным понятиям, связанным с НДФЛ из законодательных источников. Дается оценка потенциалу развития подоходного налога...

Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов

В данной статье будут рассмотрены трудности составления бюджета субъектов РФ в связи с начислением налога на доходы физических лиц. Предлагаются пути, улучшающие механизм начисления и уплаты НДФЛ.

Внедрение прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц: проблемные аспекты вопроса

Статья посвящена анализу положительных и отрицательных аспектов внедрения в Российской Федерации прогрессивной ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и проблемным вопросам, которые могут возникнуть вследствие увеличения рассматриваемой нало...

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц в контексте снижения закредитованности населения

В статье представлены результаты анализа поступлений НДФЛ как доли в совокупных и налоговых и неналоговых доходах бюджетов регионов Сибирского федерального округа и консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в кон...

Сущность налога на доходы физических лиц

В статье рассматривается налог на доходы физических лиц, его основные элементы, приводятся статистические данные поступлений в бюджет РФ.

Налог на дополнительный доход как механизм совершенствования налогообложения

Дана оценка текущего состояния налогообложения в нефтегазовом секторе, рассмотрен опыт применения и текущее положение налога на дополнительный доход, преимущества и недостатки введения НДД.

Проблемы и перспективы развития налогообложения самозанятого населения в Российской Федерации

В данной статье рассматривается сущность самозанятости, проблемы и перспективы развития специального налогового режима — налога на профессиональный доход.

Вопросы налогообложения малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений

Субъекты малого и среднего бизнеса во всех развитых странах занимают ключевую роль в развитии экономики. Именно поэтому развитие малого предпринимательства — важнейшая задача экономической политики государства. Механизмов стимулирования или торможени...

Экономическая сущность налога на прибыль и его место в налоговой системе

В статье исследована экономическая сущность налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе. Рассмотрена история развития и реформирования исследуемого налога. Проведен анализ поступлений налога в консолидированный бюджет РФ.

Похожие статьи

Современные тенденции налогообложения доходов физических лиц

В статье обоснована значимость налога на доходы физических лиц в Российской Федерации, представлен анализ структуры консолидированного бюджета и динамики исследуемого налога. Дана оценка текущих тенденций экономического роста в применении пропорциона...

Налог на доходы физических лиц: механизм расчета, проблемы и перспективы развития

В данной статье рассматривается практика применения подоходного налога в России, его механизмам исчисления. Приводятся определения основным понятиям, связанным с НДФЛ из законодательных источников. Дается оценка потенциалу развития подоходного налога...

Роль НДФЛ в формировании бюджетных доходов

В данной статье будут рассмотрены трудности составления бюджета субъектов РФ в связи с начислением налога на доходы физических лиц. Предлагаются пути, улучшающие механизм начисления и уплаты НДФЛ.

Внедрение прогрессивной ставки налога на доходы физических лиц: проблемные аспекты вопроса

Статья посвящена анализу положительных и отрицательных аспектов внедрения в Российской Федерации прогрессивной ставки по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) и проблемным вопросам, которые могут возникнуть вследствие увеличения рассматриваемой нало...

Перспективы трансформации налога на доходы физических лиц в контексте снижения закредитованности населения

В статье представлены результаты анализа поступлений НДФЛ как доли в совокупных и налоговых и неналоговых доходах бюджетов регионов Сибирского федерального округа и консолидированного бюджета субъектов РФ. Рассмотрена структура поступлений НДФЛ в кон...

Сущность налога на доходы физических лиц

В статье рассматривается налог на доходы физических лиц, его основные элементы, приводятся статистические данные поступлений в бюджет РФ.

Налог на дополнительный доход как механизм совершенствования налогообложения

Дана оценка текущего состояния налогообложения в нефтегазовом секторе, рассмотрен опыт применения и текущее положение налога на дополнительный доход, преимущества и недостатки введения НДД.

Проблемы и перспективы развития налогообложения самозанятого населения в Российской Федерации

В данной статье рассматривается сущность самозанятости, проблемы и перспективы развития специального налогового режима — налога на профессиональный доход.

Вопросы налогообложения малого бизнеса на современном этапе развития экономических отношений

Субъекты малого и среднего бизнеса во всех развитых странах занимают ключевую роль в развитии экономики. Именно поэтому развитие малого предпринимательства — важнейшая задача экономической политики государства. Механизмов стимулирования или торможени...

Экономическая сущность налога на прибыль и его место в налоговой системе

В статье исследована экономическая сущность налога на прибыль организаций и его роль в налоговой системе. Рассмотрена история развития и реформирования исследуемого налога. Проведен анализ поступлений налога в консолидированный бюджет РФ.

Задать вопрос