Актуальность рассматриваемой нами проблемы девиантного поведения обучающихся вуза военной направленности заключается в необходимости отслеживания реакции на систему государственного военного обучения в современных условиях, которая постоянно изменяется в угоду современным требованиям. [6].
Сегодняшний период развития вооруженных сил России обладает серьезными поставленными задачами для солдат армии, повышенными требованиями к их профессионализму, к личным и моральным качествам солдат, к знаниям и умениям, а так же устанавливает высокие требования к их военной подготовке и воспитанию. К способам улучшения результатов в воспитательной работе молодых командиров и рядовых служащих относится способ отслеживания скрытых мотивов и причин в отклоняющемся от нормы поведении солдат.
Рост девиантного поведения среди курсантов военных образовательных учреждений является причиной не только увеличения противоправных действий среди студентов и подрыва дисциплинарного поведения, но, также и к увеличению количества отчисленных по этой причине студентов, что также отражается на росте финансовых потерь государства. По этой причине отслеживание девиантного поведения студентов военных вузов имеет высокое актуальное значение. Причину появления таких отклонений у курсантов и предотвращение их появления, нужно искать и решать всесторонне, с масштабным участием Минобороны РФ [5].
Формирование результативной программы предупреждения отклонений поведения у курсантов возможно лишь при условии анализа причин появления этих отклонений со всех сторон с использованием сильнейших инструментов психологической и педагогической практики. [4].
Воспитательные профилактические меры проявления девиантного поведения у студентов военных вузов — это полноценная педагогическая практика по предотвращению и устранению причин и условий возникновения девиантного поведения курсантов, коррекция таких отклонений в поведении курсанта, воспитание в нем личных качеств, снижающих риски появления и закрепления девиантного поведения у курсантов.
Сегодняшнее положение анализа проблем отклонений курсантов имеет промежуточный (психиатрические, криминологические исследования, правовые и статистические основы, антропологические исследования, этнографические исследования, философское начало, социологические факторы, психологическую базу и прочее) и дискуссионный тип. [4, с. 8].
Девиантное поведение военнослужащего — это такое поведение, при котором совершенное действие, не подходит к стандартным и общепринятым нормам в обществе, не соответствует шаблону и стандартам поведения, принятым для личного и общественного поведения. [5, с. 11].
Отклонения в поведении курсанта всегда являются противоположными к принятым в обществе нормам поведения, как моральным, правовым, социальным, так и нормам психического поведения. При этом девиантное поведение наблюдается чаще у людей, где среда воспитания личности имеет отклонения от принятых норм (криминал, психологическое давление, аморальное поведение, агрессия и прочее), такое воспитание располагает к появлению отклонений и является примером негативных норм, где такие проявления поведения являются нормой и одобряются.
Рассмотрим основные причины проявления девиантного поведения:
− отклонения в поведении личности, имеющие причину раннего поражения ЦНС, ее определенных участков, которые отвечают за целенаправленность и управляемость человека, за двигательную реакцию (сопоставимо с группой военных, в которой находятся молодые солдаты с проявлением быстроты реакции движений и быстрой психологической опустошенности, общей слабостью физических данных в совокупности с внешними проявлениями беспричинной агрессии и прочее);
− отклонения в поведении, причиной которых становятся социально неблагоприятные условия (молодые курсанты с неполным образованием и низким социальным статусом, не обладающие благоприятным опытом в социальной сфере в создании и укреплении межличностных отношений с одногодками, имеющие такие отличия, как социальная и психологическая незрелость личности);
− отклонения в поведении курсанта, обозначенные совокупностью социально-биологических негативных факторов, имеющих причины и следствие.
В зависимости от степени обязательности норм и от субъекта проецирования норм, можно рассмотреть по отдельности два типа поведения — девиантное и делинквентное. Девиантное поведение — это такое поведение, которое противопоставляется принятым в обществе нормам. Они условны и не оформлены документально. Но в таком случае делинквентное поведение — это поведение, нарушающее правовые нормы. Делинквентное поведение имеет четкое определение. Оно определяется законодательными актами и кодексами государства и имеет деструктивное направление.
В более широком варианте девиантное поведение имеет в своем составе делинквентное и рассматривается как отклонение от культурных норм и норм права. Однако В. И. Добреньков и А. И. Кравченко имеет несколько иное определение такого поведения. В узком смысле девиантное поведение включает в себя такие отклонения в поведении, которые не преследуются по закону, поскольку не сопоставимы с нарушениями предусмотренными УК РФ. Делинквентное поведение — это поведение, когда совершенные поступки, еще не являются уголовными преступлениями, но уже влекут за собой административные наказания. Криминальное поведение — это такие поступки, которые влекут за собой уголовное наказание за совершенное преступление, иными словами, нарушение закона или права личности.
Помимо этого, интерпретируют еще первичные и вторичные признаки отклонений поведения. Первичные отклонения — это такие отклонения в поведении личности, которые не критично нарушают установленные нормы в обществе или социуме. В рассмотренном варианте отклонения в поведении личности не являются значительными и не вызывают реакции общества, поэтому не считаются девиантными. Такое поведение для индивида и окружающего социума, является незначительным и оценивается как шалость или случайная ошибка. Вторичными признаками отклонений считают те отклонения от общественных норм, которые на социальном уровне причисляются к девиантным.
Следует заметить, что почти все специалисты, изучающие девиантное поведение определяют его на примере криминальных преступлений, среди алкоголиков и наркоманов и прочих лиц, ведущих асоциальный образ жизни. [1, 2, 3].
По нашему мнению, такая формулировка девиантности включает в себя не все возможные её виды, акцентируя внимание только на общих признаках девиации. Считаем, что имеют место быть и иные виды девиантного поведения, к которым следует отнести следующие примеры — нарушения норм этикета, нарушение образовательного процесса, нарушение коллективного устава, применение сквернословия, несоблюдение норм по внешнему виду военнослужащими и прочее.
На сегодняшний момент формулировка «девиантное поведение» применяется в двух обозначениях:
а. как действие конкретного индивида;
б. как явление социального типа, проявляющееся в сравнительно массовых устойчивых проявления жизнедеятельности людей.
Мы считаем, что девиантное поведение — это отклонения от принятых норм поведения людей, принятых для некоторых социальных объединений, которые способствуют появлению негативных последствий для личности, социального объединения или самого общества в различной степени.
Принцип отклонений в поведении требует изучения механизмов, приводящих к деформации личности курсантов на различных возрастных и образовательных ступенях ее развития.
Следовательно, девиантное поведение — это последствия несостоявшегося процесса социализации индивида: в итоге отклоняющихся от нормы процессов идентификации и индивидуализации личности, такой человек быстро может впасть в состояние «социальной дезорганизации», когда происходит частичная потеря культурных элементов, ценностных ориентиров, социальных связей, при котором они или теряют силу, или являются противоречивыми.
Обычно происходящие процессы в обществе и социуме находят свое отражение в поведении служащих в Вооружённых Силах. На сегодняшний день неблагоприятные тенденции в социальной сфере и вооруженных силах протекают параллельно. Криминализация на сегодняшний день происходит во всех социально-экономических сферах, также она проникает и в ряды вооруженных сил. Научная ценность и социальное значение изучения причин и возможностей корректирования социальных девиаций курсантов вызвано необходимостью ВС в контроле над дисциплиной на важном для соблюдения безопасности государства уровне.
Но военные преступления не случаются без причины. В большинстве случаев они становятся следствием общего сложившегося негативного фона в военных частях, аналогично протекает этот процесс и в военных образовательных учреждениях.
В курсантские части попадают молодые парни, уже обладающие вредными привычками, радикальными взглядами, преступными наклонностями; члены неформальных групп среди молодежи, как правило, негативной направленности, что требует применения для них срочной реакции и воспитательных мер.
Правовое образование для личного состава военных учебных заведений, предполагающее предупреждение девиантного поведения курсантов, может стать эффективным, лишь тогда, когда знание законодательства и правильное отношение к правам других людей перекроют негативные взгляды курсантов, а правильное поведение будет личной потребностью каждого из них. Прийти к этому только с помощью разъяснений законов нельзя. Тут необходим комплексный педагогический подход. В особенности важно, чтобы все существование курсанта в вузе, его быт и вид деятельности строго сопоставлялись с требованиями законодательства и военного устава, потому что выводы о праве и законе курсант, главным образом, черпает из правовых взаимоотношений, за которыми он наблюдает и в которых участвует сам.
Позитивное влияние на ощущение правосознания курсантов производит постоянная информация о практической работе органов военной юстиции, о проведении военных расследований и результатах уголовных дел. Информация о применении уголовного законодательства к нарушителям закона помогает создавать у морально неустойчивых курсантов мнение о неизбежном наказании за содеянное преступление. Формирование таких мыслей оказывает действенное влияние на курсантов и помогает созданию постоянного правового поведения индивида.
Большое влияние на предупреждение и предотвращение девиантного поведения среди курсантов имеет личный пример командиров частей и вышестоящих руководителей в части соблюдения законодательства и военного устава. Командиры и начальники в армии, строго применяя нормы права, своим исключительным примером помогают формированию у воспитанников уважительного отношение к закону, предотвращая этим антисоциальные проявления.
Эффективными приемами по предупреждению девиантного поведения курсантов становятся индивидуальный подход к личностно — правовому обучению курсантов и грамотное применение в обучении воспитанников знаний по таким предметам, как социология, психология, педагогика, криминология и прочим предметам. Целенаправленная воспитательная работа с индивидом требует от командиров и начальников по воспитательной работе иметь знания о влиянии на разные характеры и типы людей в различных ситуациях, таких методов, как убеждение, наставление, приказы и наказания, и определять реакцию на такое воздействие (предубежденная реакция, критическая, негативная и прочие). Навыки командира в понимании воспитанников в определенных жизненный ситуациях — это ключ к поиску эффективных воспитательных воздействий. И обозначает, что наставник обязан не только иметь некоторые теоретические познания, но и проявить индивидуальный подход к психоанализу подчиненных, всегда иметь информацию о жизни своих подчиненных.
Предотвращение и предупреждение девиантного поведения курсантов военных учебных заведениях в большинстве случаев зависит от степени вовлеченности военной общественности в этот процесс. В руках военно-командного состава находится огромная сила, которая должна грамотно применяться командирами для предотвращения противоправного поведения. Здоровый военный коллектив с его мудрым общественным взглядом и мнением фактически может пресечь на корню многие назревающие правонарушения и преступления.
Литература:
- Емельянов О. А. Девиантное поведение военнослужащих как предмет педагогической профилактики // http://research-journal.org: Международный научно-исследовательский журнал. 2016. URL: http://research-journal.org/pedagogy/deviantnoe-povedenie-voennosluzhashhix-kak-predmet-pedagogicheskoj-profilaktiki/ (дата обращения: 22.06.2016.). doi: 10.18454/IRJ.2016.44.002.
- Кедрова И. А. Девиантное поведение подростков как социально-психологическая проблема // Современные проблемы науки и образования. — 2015. – № 2–1.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20813 (дата обращения: 22.06.2016).
- Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие / В. Д. Менделевич. — М.: МЕДпресс, 2001. — 432 с.
- Радионова С. В. Социально-психологические детерминанты девиантного поведения военнослужащих: автореферат дис. кандидата психологических наук: 19.00.05 / Радионова Светлана Витальевна; ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный университет». — Ярославль, 2008. — 24 с.
- Савин А. Д. Педагогические условия совершенствования профилактики отклоняющегося поведения военнослужащих: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.05 / Савин Алексей Дмитриевич; ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств». — Москва, 2013. — 23 с.
- Формирование общекультурных компетенций в военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации: моногр. / О. В. Евдокимова, О. Н. Пономарёва, И. И. Грачёв; под общ. ред. О. Н. Пономарёвой. — Пенза: Изд-во ПГУ, 2015. — 320 с.