В современном мире правовая компетентность руководителя общеобразовательной организации играет ключевую роль в теории и практике управления этим непростым механизмом, так как именно руководитель несет ответственность за образовательную, воспитательную, научную и организационно-хозяйственную деятельность организации.
Происходящие в последние годы преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономических институтов, политики, социокультурной сферы кардинально изменили требования к работе руководителя образовательной организации. На сегодняшний день школа является полноценным субъектом права, юридическим лицом, имеет устав, обладает правом оперативного управления имуществом, заключает договоры, может являться истцом и ответчиком в суде. Все это вносит существенную специфику в реализацию функции управления, требует от руководителя определенных личностных качеств, необходимых знаний, сформированных умений, навыков и компетенций. В свете данных тенденций актуальна задача рассмотрения содержания и структуры правовой компетентности руководителя общеобразовательной организации, ее основных признаков и компонентов. правовая компетентность представляется исследователями как интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в правовой области знаний, способности оказать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в обществе и предупреждать и устранять противоправные проявления поведения.
Содержание понятия «правовая компетентность руководителя общеобразовательной организации» является составной частью управленческой компетентности, определяющей возможность принимать эффективные управленческие решения в пределах современного правового поля. Также согласно ч. 3 статьи 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководитель «является исполнительным органом образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации» [4]. Нормативный подход к определению правовой компетентности руководителя был дан в предыдущей редакции Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, где она характеризовалась как качество действий руководителя, обеспечивающих эффективное использование в управленческой деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти; разработку локальных нормативных правовых актов; принятие управленческих решений в рамках существующей законодательной базы [2].
В Проекте профессионального стандарта руководителя образовательной организации обращается внимание на то, что руководитель должен знать действующие законы Российской Федерации, Конституцию, подзаконные акты, правовые возможности доступа к образовательной деятельности, основные положения законодательных актов в сфере гражданского, налогового, экологического, хозяйственного права, основы законодательства о бухгалтерском учете и прочее. Среди умений руководителя в соответствующей сфере выделяют: ведение коллективных переговоров, правильность оформления финансовой и управленческой документации, решение трудовых конфликтных ситуаций и другое. Правовая компетентность в документе выступает одним из необходимых механизмов эффективного управления образовательной организацией.
Руководитель общеобразовательного учреждения, по сравнению с другими категориями педагогических работников, несет более высокую юридическую ответственность за свои решения и результаты деятельности. В силу этого акцент в его подготовке, в том числе в системе дополнительного профессионального образования, должен быть сделан именно на правовой составляющей, но не в ущерб другим сторонам его деятельности. Директор школы в повседневной жизни выступает гарантом соблюдения законных прав участников образовательного процесса, ему принадлежит ключевая роль в регулировании правовых отношений, их развитии и укреплении.
Следует отметить, что руководители общеобразовательных организаций, как правило, знакомы с традиционным, устоявшимся законодательством в сфере образования. Они имеют достаточно высокие знания норм и правил применения таких процедур и аспектов управления, как аккредитация образовательных учреждений и лицензирование образовательной деятельности, выстраивание договорных отношений с потребителями образовательных услуг, партнерами и поставщиками, санитарные нормы и правила, требования Государственного образовательного стандарта. В то же время руководители общеобразовательных организаций недостаточно хорошо владеют изменениями в нормативной базе, к которым можно отнести изменения в проведении аудита в образовании, независимой оценке качества, разработке и сертификации тестов и контрольно-измерительных материалов, сертификации систем менеджмента качества, защиты персональных данных.
К наиболее часто встречающимся нарушениям действующего законодательства в образовательных учреждениях относятся:
– Сборы денег с родителей обучающихся для нужд школы.
– Нарушения в области лицензирования и аккредитации образовательных учреждений (применяются просроченные лицензии или не соответствующие Уставам свидетельства об аккредитации или лицензии, в большинстве случаев из-за внесения изменений в наименования учреждений).
– Нарушение прав участников образовательного процесса.
– Нарушения в учебных планах учреждения.
– Нарушения в делопроизводстве и документации.
– Нарушения Уставов (отсутствие локальных актов).
– Нарушение условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся.
– Нарушения при ликвидации и реорганизации образовательных учреждений.
Руководитель осуществляет текущее руководство деятельностью общеобразовательной организации по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования [4]. Требования к нему высоки, их достаточно много, но в данном случае нас интересует правовой аспект: знание законодательной и нормативно-правовой базы в области образования, умение ориентироваться в правовом пространстве и применять правовые нормы в сфере образовательной деятельности.
Условно можно выделить несколько уровней правового знания:
– информированность;
– ознакомление с полученной информацией;
– действия в правовом пространстве на основании полученных знаний.
На первом этапе получается базовый объем правовой информации и происходит ознакомление с нею. На втором этапе необходимая информация уже усвоена, устанавливается алгоритм действий в правовом пространстве. На заключительном этапе возникает потребность действовать в соответствии с полученными знаниями [3]. Все этапы взаимосвязаны и перейти на следующий уровень — правовую компетентность — без прохождения предыдущего фактически невозможно. Руководитель отвечает не только за свои решения, но и за решения, которые принимают его подчиненные. Таким образом, правовая компетентность является важным и актуальным аспектом для подготовки современного руководителя.
Формирование правовой компетентности достаточно длительный и многообразный процесс. В науке правовая компетентность определяется как интегративное свойство личности, которое выражается в способности оказывать непосредственное влияние на процесс саморазвития и развития социально-ценностных характеристик личности, которые позволяют выполнять социально — ценностные функции в обществе, предупреждать и устранять противоправные проявления поведения, а также выражается в совокупности компетенций в правовой области знаний.
Также можно выделить правовую компетентность руководителя общеобразовательной организации. Её можно описать как сложное свойство, которое определяется социальными факторами и личностными качествами при динамичном развитии в профессиональной и личностной сфере [1]. Поэтому, можно сказать, что в современном мире с его многообразием различных методов и инновационных технологий, разнообразными организационными формами обучения созданы все условия для самообразования и информационной поддержки в вопросах правоотношений в образовательном пространстве.
Для должного обеспечения управления образовательным процессом правовая компетентность руководителя должна быть на соответствующем уровне. Для этого имеется целый ряд причин:
– Частые изменения нормативной базы, регламентирующей образовательную деятельность.
– Возросшие требования к качеству образования.
– Система рейтингов общеобразовательных организаций.
– Наличие сильных конкурентов среди общеобразовательных организаций.
– Достаточно высокий уровень правовой культуры граждан в вопросах образования.
– Отсутствие в штате общеобразовательных организаций юрисконсульта.
Таким образом, формирование правовой компетентности современного руководителя общеобразовательной организации играет ключевую роль в повышении качества образования и престижа данной образовательной организации. Также не стоит забывать, что в период реформирования системы российского образования разрабатываются и внедряются в жизнь новые профессиональные стандарты и образовательные программы, расширяется перечень нормативно-правовых документов, необходимый для полноценного функционирования общеобразовательных организаций.
Литература:
- Атласова О. М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Атласова Ольга Михайловна. — СПб., 1995. — 18 с.
- Майорова Е. Б. Правовая компетентность руководителя образовательного учреждения как индикатор эффективности управления в условиях финансово-экономической самостоятельности. — URL: http://www.emissia.org/offline/2008/1229.htm (дата обращения: 17.12. 2014).
- Махрова М. В., Хузина А. Х. К вопросу об определении критериев правовой компетентности // Вестник ОГУ. ‒ 2008. ‒ № 81. ‒ С. 9‒14.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016). — С.22.