Статья посвящена одной из актуальных проблем преподавания русского языка в высших учебных заведениях. Особое внимание уделяется обучению вопросам построения текста сложного синтаксического целого.
Ключевые слова: микротекст, сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство, монологическая речь, коммуникативное направление.
Одной из актуальных проблем преподавания русского языка в учебных заведениях на современном этапе является развитие навыков связной речи обучаемых, сформированности которой является показателем завершения процесса овладения вторым языком. Под владением языком в современной лингвометодике понимается способность воспринимать связные речевые произведения-тексты и создавать на их основе самостоятельные высказывания в условиях конкретной ситуации общения.
Однако сегодня в учебных заведениях еще у многих преподавателей на занятиях русского языка наблюдается чисто грамматический подход. Презентация языковых явлений проводится в основном на уровне отдельных предложений, что тормозит выработку навыков связной устной и письменной речи. Некоторые преподаватели ошибочно полагают, что умение связывать предложения в микротекст, в сверхфразовое единство у обучаемых появятся само собой, интуитивно, без специальной работы в этом направлении. Вот почему задачи развития у обучаемых связной русской речи как конечного результата овладения изучаемым языком требуют обучения построению текста также системно и целенаправленно, как и построению словосочетаний и предложений. Между тем в действующей программе по русскому языку для учебных заведений обучение вопросам построения текста сложного синтаксического целого вообще не рассматривается. Их изучение не предусмотрено, но в тоже время в числе видов работ по развитию речи рекомендуется написание изложений и сочинений. И лишь к самому концу обучения учащимся предоставляется возможность познакомиться с понятием синтаксиса связного текста, усвоить элементарные сведения о строении сложного синтаксического целого и средствах связи между предложениями. Считаем такое положение методически несостоятельным при ориентации на коммуникативный подход в обучении языкам на современном этапе. Предварительные результаты формирующего эксперимента убеждают в том, чтобы обучить обучаемых владению русской связной речью. Необходимо сформировать в первую очередь прочные навыки построения микротекста как базовой структуры монологической речи. Ведь текст как высшая единица речевой коммуникации фактически является организующим звеном в учебном процессе. Текст выполняет коммуникативные функции, позволяя комплексно обучать всем видам речевой деятельности: слушанию, говорению, чтению и письму. Наряду с указанными выше недостатками действующей программы по русскому языку нельзя не отметить также бедность и неинтересность тем, данных для развития речи, слабое отражение в них современных реалий, отсутствие коммуникативно-речевых действий и ситуаций. Кроме того, на наш взгляд, лексико-грамматические темы в программе объемные, а часы, отведенные на их изучение, минимальные.
Недочеты программы естественно отражаются в содержании действующих учебников для высших учебных заведений. В учебниках отсутствует материал о конструировании текста. Учебники страдают грамматизацией, в них преобладают однотипные грамматические упражнения и задания, а активно-творческие, коммуникативно направленные встречаются редко. В учебниках крайне недостаточно связных тестов, а те что есть неинтересны современному поколению обучаемых. в учебниках вообще отсутствуют картины, рисунки, цветные иллюстрации, тогда как средства наглядности особенно сюжетные и ситуативные рисунки не только оживляют учебный процесс, но и стимулируют продуцирование самостоятельных высказываний учащихся. Из выше указанного понятно, что нужен новый современный подход к обучению русскому языку, а именно коммуникативный. В этом направлении, по нашему мнению, должны быть серьезно переработаны учебные программы и учебники, созданные на их основе. Это необходимы потому что обучение русскому языку на этапе общего среднего образования должно заложить базу для дальнейшего обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах. Обучаемые должны получить и базовые сведения о русском языке-посреднике в рамках СНГ как об одном из мировых языков.
Считаем необходимым чтобы в учебную программу по русскому языку в качестве сквозной была включена тема сложное синтаксическое целое с постепенным развертыванием и отражением в разных стилях современного русского языка (разговорном, научном, публицистическим, художественным). Обучаемые на речевых образцах должны познакомиться с основными типами связей предложений в микротексте, с особенностями строения текстов разных видов (повествование, описание, рассуждение). Как показал обучающий эксперимент, оправдывает себя поэтапный характер работы над сложным синтаксическим целым. I этап повторение и углубление материала о средствах связи между предложениями. Формальными средствами, обеспечивающими связность текста, выступают повторяющиеся слова, личные и указательные местоимения, синонимы, союзы и другие языковые средства. II этап ознакомления со сложным синтаксическим целым и использование его в конкретных коммуникативных актах. Оба этапа работы взаимосвязаны и выполняются на постепенно усложняющемся лексико-грамматическом и ситуативно тематическом материале. Далее в программу целесообразно было бы включить наиболее жизненные и значимые для обучаемых сферы и ситуации общения, в которых они реально могут общаться на русском языке. К ним относятся обиходно-бытовая, учебно-общественная, социально-культурная сферы общения. Естественно, в программе должен быть словарь для активного усвоения названных сфер общения. В новых учебниках необходимо разработать систему упражнений и заданий по обучению построению микротекста. Эта система включает в себя три типа упражнений. Репродуктивные, продуктивные и рецептивные. новое поколение учебников необходимо обогатить интересными связными текстами, отражающими национально культурные традиции, а также общечеловеческие ценности (отрывки из произведений русской классической и современной литературы, зарубежной литературы). Важная составляющая содержания новых учебников – репродукции картин известных русских художников, ситуативные рисунки, произведения поэтов и писателей в переводе на русский язык.
Таким образом, и ученым, и методистам, и учителям предстоит серьезная работа по коренной перестройке системы преподавания русского языка в учебных заведениях, которая позволит эффективно реализовать коммуникативный принцип обучения, предполагающий формирование навыков самостоятельного добывания знаний, применения ранее усвоенного материала, овладения опытом творческой деятельности.
Литература:
- Андриянова В. И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников.
- Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент.1997
- Шанский Н. М. Русское языкознание и лингводидактика. 1985