О проблемах коммуникативного подхода в преподавании русского языка в высших учебных заведениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Усманова, Н. М. О проблемах коммуникативного подхода в преподавании русского языка в высших учебных заведениях / Н. М. Усманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.2 (137.2). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38721/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена одной из актуальных проблем преподавания русского языка в высших учебных заведениях. Особое внимание уделяется обучению вопросам построения текста сложного синтаксического целого.

Ключевые слова: микротекст, сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство, монологическая речь, коммуникативное направление.

Одной из актуальных проблем преподавания русского языка в учебных заведениях на современном этапе является развитие навыков связной речи обучаемых, сформированности которой является показателем завершения процесса овладения вторым языком. Под владением языком в современной лингвометодике понимается способность воспринимать связные речевые произведения-тексты и создавать на их основе самостоятельные высказывания в условиях конкретной ситуации общения.

Однако сегодня в учебных заведениях еще у многих преподавателей на занятиях русского языка наблюдается чисто грамматический подход. Презентация языковых явлений проводится в основном на уровне отдельных предложений, что тормозит выработку навыков связной устной и письменной речи. Некоторые преподаватели ошибочно полагают, что умение связывать предложения в микротекст, в сверхфразовое единство у обучаемых появятся само собой, интуитивно, без специальной работы в этом направлении. Вот почему задачи развития у обучаемых связной русской речи как конечного результата овладения изучаемым языком требуют обучения построению текста также системно и целенаправленно, как и построению словосочетаний и предложений. Между тем в действующей программе по русскому языку для учебных заведений обучение вопросам построения текста сложного синтаксического целого вообще не рассматривается. Их изучение не предусмотрено, но в тоже время в числе видов работ по развитию речи рекомендуется написание изложений и сочинений. И лишь к самому концу обучения учащимся предоставляется возможность познакомиться с понятием синтаксиса связного текста, усвоить элементарные сведения о строении сложного синтаксического целого и средствах связи между предложениями. Считаем такое положение методически несостоятельным при ориентации на коммуникативный подход в обучении языкам на современном этапе. Предварительные результаты формирующего эксперимента убеждают в том, чтобы обучить обучаемых владению русской связной речью. Необходимо сформировать в первую очередь прочные навыки построения микротекста как базовой структуры монологической речи. Ведь текст как высшая единица речевой коммуникации фактически является организующим звеном в учебном процессе. Текст выполняет коммуникативные функции, позволяя комплексно обучать всем видам речевой деятельности: слушанию, говорению, чтению и письму. Наряду с указанными выше недостатками действующей программы по русскому языку нельзя не отметить также бедность и неинтересность тем, данных для развития речи, слабое отражение в них современных реалий, отсутствие коммуникативно-речевых действий и ситуаций. Кроме того, на наш взгляд, лексико-грамматические темы в программе объемные, а часы, отведенные на их изучение, минимальные.

Недочеты программы естественно отражаются в содержании действующих учебников для высших учебных заведений. В учебниках отсутствует материал о конструировании текста. Учебники страдают грамматизацией, в них преобладают однотипные грамматические упражнения и задания, а активно-творческие, коммуникативно направленные встречаются редко. В учебниках крайне недостаточно связных тестов, а те что есть неинтересны современному поколению обучаемых. в учебниках вообще отсутствуют картины, рисунки, цветные иллюстрации, тогда как средства наглядности особенно сюжетные и ситуативные рисунки не только оживляют учебный процесс, но и стимулируют продуцирование самостоятельных высказываний учащихся. Из выше указанного понятно, что нужен новый современный подход к обучению русскому языку, а именно коммуникативный. В этом направлении, по нашему мнению, должны быть серьезно переработаны учебные программы и учебники, созданные на их основе. Это необходимы потому что обучение русскому языку на этапе общего среднего образования должно заложить базу для дальнейшего обучения в академических лицеях и профессиональных колледжах. Обучаемые должны получить и базовые сведения о русском языке-посреднике в рамках СНГ как об одном из мировых языков.

Считаем необходимым чтобы в учебную программу по русскому языку в качестве сквозной была включена тема сложное синтаксическое целое с постепенным развертыванием и отражением в разных стилях современного русского языка (разговорном, научном, публицистическим, художественным). Обучаемые на речевых образцах должны познакомиться с основными типами связей предложений в микротексте, с особенностями строения текстов разных видов (повествование, описание, рассуждение). Как показал обучающий эксперимент, оправдывает себя поэтапный характер работы над сложным синтаксическим целым. I этап повторение и углубление материала о средствах связи между предложениями. Формальными средствами, обеспечивающими связность текста, выступают повторяющиеся слова, личные и указательные местоимения, синонимы, союзы и другие языковые средства. II этап ознакомления со сложным синтаксическим целым и использование его в конкретных коммуникативных актах. Оба этапа работы взаимосвязаны и выполняются на постепенно усложняющемся лексико-грамматическом и ситуативно тематическом материале. Далее в программу целесообразно было бы включить наиболее жизненные и значимые для обучаемых сферы и ситуации общения, в которых они реально могут общаться на русском языке. К ним относятся обиходно-бытовая, учебно-общественная, социально-культурная сферы общения. Естественно, в программе должен быть словарь для активного усвоения названных сфер общения. В новых учебниках необходимо разработать систему упражнений и заданий по обучению построению микротекста. Эта система включает в себя три типа упражнений. Репродуктивные, продуктивные и рецептивные. новое поколение учебников необходимо обогатить интересными связными текстами, отражающими национально культурные традиции, а также общечеловеческие ценности (отрывки из произведений русской классической и современной литературы, зарубежной литературы). Важная составляющая содержания новых учебников – репродукции картин известных русских художников, ситуативные рисунки, произведения поэтов и писателей в переводе на русский язык.

Таким образом, и ученым, и методистам, и учителям предстоит серьезная работа по коренной перестройке системы преподавания русского языка в учебных заведениях, которая позволит эффективно реализовать коммуникативный принцип обучения, предполагающий формирование навыков самостоятельного добывания знаний, применения ранее усвоенного материала, овладения опытом творческой деятельности.

Литература:

  1. Андриянова В. И. Совершенствование обучения русской устной речи узбекских школьников.
  2. Национальная программа по подготовке кадров. Ташкент.1997
  3. Шанский Н. М. Русское языкознание и лингводидактика. 1985
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, построение текста, актуальная проблема преподавания, монологическая речь, развитие речи, сверхфразовое единство, ситуация общения, современный этап, средство связи, учебный процесс.


Ключевые слова

микротекст, сложное синтаксическое целое, сверхфразовое единство, монологическая речь, коммуникативное направление

Похожие статьи

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Проблема воспроизведения устного речевого сообщения в методике обучения иностранному языку

Статья посвящена проблеме воспроизведения устного речевого сообщения в методике обучения иностранному языку. Приводятся причины отличий воспроизводимого сообщения от прослушанного: смысловая переработка или смысловое перекодирование. Рассматривается ...

Обучение грамматическим конструкциям иностранного языка в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов

В работе рассматривается проблема компетентностного подхода в обучении грамматике иностранного языка. По мнению автора, в его основании лежит идея выделения двух грамматик — активной и пассивной, выдвинутая Л. В. Щербой. Осознание важности учета двух...

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Прагматическое описание языка как основа обучения профессиональному общению иностранных студентов-медиков

В статье излагаются принципы составления пособия по обучению профессиональному общению иностранных студентов-медиков. Пособие основано на интенциональном описании жанров учебно-профессиональной сферы.

Информационно-коммуникационные технологии при обучении иноязычной письменной речи

В статье обозначены особенности письменной речи: в построении фраз, в структуре предложения; говорится о связи с лингвистической природой связного высказывания; выделен методологический компонент при обучении письменной речи. Рассматривается минималь...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах

В данной статье рассматриваются методы обучения иностранному языку в технических вузах. Особое внимание уделяется поэтапному подходу которое является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогической наукой, является проблема повышения качества ...

Похожие статьи

Обучение диалогической речи в контексте профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам

В статье рассматриваются психологические особенности диалогической речи, ее лингвистический компонент, виды диалога, а также подходы к обучению диалогической речи в условиях профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в нефилологичес...

Проблема воспроизведения устного речевого сообщения в методике обучения иностранному языку

Статья посвящена проблеме воспроизведения устного речевого сообщения в методике обучения иностранному языку. Приводятся причины отличий воспроизводимого сообщения от прослушанного: смысловая переработка или смысловое перекодирование. Рассматривается ...

Обучение грамматическим конструкциям иностранного языка в процессе формирования коммуникативной компетенции студентов

В работе рассматривается проблема компетентностного подхода в обучении грамматике иностранного языка. По мнению автора, в его основании лежит идея выделения двух грамматик — активной и пассивной, выдвинутая Л. В. Щербой. Осознание важности учета двух...

К вопросу об обучении старшеклассников диалогической речи на иностранном языке: задачи и подходы

Проектирование коммуникативных событий на уроках математики

В статье особое место уделяется проблеме проектирования коммуникативных событий на уроках математики. Рассмотрены составляющие коммуникативных сценариев занятия, возможности взаимодействия в коммуникативном пространстве, применение дидактических игр ...

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Прагматическое описание языка как основа обучения профессиональному общению иностранных студентов-медиков

В статье излагаются принципы составления пособия по обучению профессиональному общению иностранных студентов-медиков. Пособие основано на интенциональном описании жанров учебно-профессиональной сферы.

Информационно-коммуникационные технологии при обучении иноязычной письменной речи

В статье обозначены особенности письменной речи: в построении фраз, в структуре предложения; говорится о связи с лингвистической природой связного высказывания; выделен методологический компонент при обучении письменной речи. Рассматривается минималь...

К вопросу о социокультурной компетентности в изучении и преподавании иностранных языков

В статье обозначены ключевые этапы развития методики преподавания французского языка как иностранного. Освещаются вопросы обучения межкультурной коммуникации и формирования социокультурной компетенции студентов. Особое внимание уделено критериям подб...

Поэтапное обучение иностранному языку в технических вузах

В данной статье рассматриваются методы обучения иностранному языку в технических вузах. Особое внимание уделяется поэтапному подходу которое является одной из важнейших задач, стоящих перед педагогической наукой, является проблема повышения качества ...

Задать вопрос