Данная статья посвящена личности, формирующейся в человеческом окружении. А ближайшее окружение ребенка - семья. Указаны успешные решения проблем духовного возрождения в нашей стране.
Ключевые слова: культурные ценности, речевая ситуация, моральные санкции, элементы критики, диктат, опека, конфронтация, невмешательство, сотрудничество.
Как известно, личность формируется только в человеческом окружении. А ближайшее окружение ребенка – это семья. Родителям и членам семьи принадлежит решающая роль в том, чтобы он развивался как человек и в дальнейшем стал субъектом, хозяином своего развития. В общении со старшими ребенок усваивает целостную систему нравственных ценностей и идеалов, типичных для общества и специфической социальной среды. Нравственность общества во многом зависит от семьи, поскольку в ней формируются основы характера человека, его отношение к труду, к важнейшим моральным, идейным и культурным ценностям. Какой бы нравственный принцип мы не взяли, станет очевидно, что усваивается он с раннего детства и прежде всего в семье. Но это происходит не со слов, а непосредственно в деятельности человека.
Данная особенность обусловливает важность личностно-деятельностного подхода в преподавании любого предмета. Он заложен и в основе принципа сознательно коммуникативного обучения русскому языку в учебных заведениях республики. В свою очередь важнейшее требование коммуникативности заключается в установлении непосредственных связей изучаемого языка с объективным миром, окружающей действительностью, деятельностью людей, что и осуществляется через проблемные вопросы, задачи и ситуации. Речевая ситуация выступает структурной единицей организации процесса обучения общения на втором языке. Ведущий фактор в ситуации – это взаимоотношения собеседников. Система взаимоотношений, приобретя личностный характер, определяет мотивацию речи и высказывает активное вмешательство коммуникантов в окружающую действительность. Сущность ситуативности состоит в том, что ее реализация возможна только при условии учета личностных качеств детей, хорошем знании их личного опыта, интересов, ценностных ориентаций, статуса их личности в учебном коллективе и в семье.
Речевые ситуации, имеющие отношение к жизни обучаемых в семье, по сравнению с другими имеют с этой точки зрения ряд важных преимуществ. Во-первых, здесь преподаватель-русист сталкивается с устойчивой системой межличностных отношений, знакомой всем обучаемым. Во-вторых, речевые ситуации по теме «Жизнь в семье» содержат неисчерпаемый воспитательный потенциал. В данном случае средства выражения отношений сравнения и сопоставления на русском языке, обладающие большой силой нравственного воздействия на эмоционально волевую сферу личности обучаемых, могут сыграть немаловажную роль. Ведь сравнение и сопоставление являются существенным фактором установления межличностных отношений в семье и в коллективе. Сравнивая себя с окружающими, человек созидает представление о самом себе и других людях.
Сравнение и сопоставление – необходимые элементы критики и самокритики этих важнейших принципов морали, без которых невозможно гармоническое развитие личности. Сопоставляя свои мысли, чувства, поступки, внешний облик с мыслями, чувствами поступками внешностью других людей, устанавливаем сходство и различие наших интересов, взглядов, принципов. Сравнение и сопоставление могут быть также средством моральных санкций, служить для выражения одобрения или осуждения, быть мерилом нравственной оценки. Осуждая человека, мы говорим, что это сравнение не в его пользу, что он не выдерживает сравнения с кем-либо и т.д. А желая одобрить поведение человека, мы отмечаем его сходство с образцами высокого морального, умственного, профессионального уровня и говорим, что он достоин сравнения с кем-либо. Эти свойства сравнения и сопоставления должны учитываться при решении обучаемыми коммуникативных задач, связанных с взаимоотношениями членов семьи друг с другом. Здесь прежде всего необходимо ставить цель эмоционального и морального воздействия на участников общения, что естественно побуждает к употреблению в речи лексических морфологических, синтаксических средств выражения отношений сравнения и сопоставления в русском языке.
Известный психолог Петровский выделяет пять типов отношений: диктат, опека, конфронтация, невмешательство, сотрудничество. Наиболее предпочтительными являются отношения сотрудничества, которые отличают взаимная тактичность членов семьи, вежливость, выдержка, умение вовремя выходить из конфликтов. Все это в целом присуще узбекской семье в особенности в сельской, где имеет место многообразие форм совместной деятельности детей и родителей, основанной на народной педагогике труда. Старшие члены семьи служат образцом для подражания, объектом для сравнения. Поэтому большинство обучаемых узбеков имеет достаточный опыт воспитания младших братьев и сестер, детей, живущих в соседнем дворе. В речевых ситуациях, построенных с учетом перечисленных особенностей, сравнение и сопоставление могут выступать как средства оценки результатов совместной деятельности членов семьи, условий успешного завершения этой деятельности.
При этом наиболее актуальными становятся коммуникативные установки на объяснение, одобрение. Часть речевых ситуаций может строиться по принципу от конфронтации к согласию. В этом случае использование средств выражения отношений сравнения и сопоставления возможно при реализации следующих коммуникативных установок: доказать, покритиковать, пристыдить, упросить, возразить. Наиболее оптимальны для развития речевых умений сравнения и сопоставления ситуации, требующие от обучаемых отдать предпочтение одному из поступков, сделать свой моральный выбор. Вот один из таких вариантов: Ваша сестренка разбила любимую вазу мамы, но не хочет в этом сознаться. Убедите ее рассказать обо всем родителям. Если потребуется, заступитесь за нее, постарайтесь оправдать ее оплошность. Здесь сравнение может сыграть роль решающего аргумента: Лучше рассказать родителям правду, чем обманывать их. В приведенном выше примере основное внимание уделяется воздействию средствами сравнительных и сопоставительных конструкций русского языка на эмоционально волевую сферу личности обучаемых, на их нравственные представления и побуждения. Несомненно, что реализация данного потенциала будет способствовать гармоничному развитию личности обучаемых, более целостному восприятию и познанию ими окружающего мира, культурного наследия как русского, так и узбекского народов.
Литература:
- Сухомлинский В. А. Сто советов учителю. 1994г
- Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. 163–178
- Ситуативный минимум по русскому языку для узбекских школ.1992г