В данной статье речь идёт о применение игр на уроках иностранного языка, что способствует повышению интереса студентов к предмету.
Ключевые слова: мотивация, ролевая игра, иностранный язык, речевая деятельность, метод, лексическая единица, коммуникативный метод, уровень знаний.
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению иностранных языков резко возросла. Игра — это эффективное средство активизации мыслительных и речевых процессов не только на начальном, но и на более продвинутом этапе обучения. Основное отличие игрового метода изучения иностранного языка от классического заучивания фраз, лексических единиц, оборотов на иностранном языке заключается в ненавязчивости процесса обучения. В игровом формате легко происходит усвоение лексического материала, воспроизведение заученного и выражение собственного суждения на иностранном языке. Любой нетрадиционный урок — это и есть игра, только игра «большая», со своими правилами и атрибутами. Она является благоприятной формой для проявления личностного начала обучаемого. В игровой деятельности на материалах начального обучения формируются умственные действия обучаемых, развивается образное мышление, усиливается мотивация учения. Игра позволяет успешно решать следующие задачи:
- создание психологической готовности студентов к речевой деятельности;
- обеспечение естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
- тренировка учащихся в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи; в процессе подготовки к сюжетно-ролевому общению студенты учатся взаимодействию в группе, распределяют роли, составляют сюжет, проигрывают его;
- снятие усталости и напряженности.
Известно, что применение игр на уроках иностранного языка способствует повышению интереса студентов к предмету, обеспечивает более устойчивое внимание, а следовательно и лучшее восприятие языкового материала. Игра также является средством активизации речевой коммуникации. Во время устного вводного курса студенты знакомятся с большим количеством лексических единиц. Нами были проведены и проанализированы коммуникативные упражнения при обучении иностранному языку студентов — строителей. Из множества упражнений была выбрана ролевая игра. Являясь коммуникативным упражнением, она гармонично вписывается в занятия по иностранному языку В ролевой игре много положительных сторон, но это упражнение требует особой организации, где необходимо учитывать следующие методические аспекты. Во-первых, ее нужно хорошо подготовить с точки зрения, как содержания, так и формы. Очень важно, чтобы студенты были убеждены в необходимости хорошо выполнять свою „роль“. Он становится больше наблюдателем, чем ведущим. Это неизбежно связанно с тем, что акцент смещается с активной деятельности преподавателя на активную и самостоятельную деятельность студентов. В связи с этим неизбежно встает вопрос об исправлении возможных ошибок и корректировки ответов студентов.
В процессе обучения можно использовать различные интерактивные методы учебного процесса, одним из которых является наиболее распространенная игра „КЛАСТЕР“. На этапе подготовки самостоятельного оформления своих мыслей в виде кластера. Он позволяет мобилизовать студентов на обдумывание предстоящей темы. Реализация метода:
1. Вписывание в кружок посередине страницы название темы из одного — двух слов:2. Набрасывание идей в кружках рядом с основной темой и установление между ними:
Например:
У одной темы может быть несколько подтем, каждая из которых в свою очередь, тоже имеет несколько маленьких подтем. Для лучшего эффекта после завершения игры можно дать студентам карты с лексическими словами для составления эссе по данной теме, используя следующие опорные слова.
der Gebäudeteil — часть здания
die Trennwand — перегородка
die Innenwand — внутренняя стена
die Außenwand — наружная стена
die Stütze — опора
die Zwischenwand — перегородка
das Dach — крыша
die Treppe –лестница
verteilen— распределять
der Baugrund — фундамент
vorfertigen— предварительно изготавливать
dasBaugelände— строительный участок
Таким образом, использование коммуникативных игр, в которых функционирует изучаемый языковой материал, положительно сказывается на процессе обучения иностранному языку. Ролевая игра рассматривается как одна из активных форм обучения общения на иностранном языке. Её использование особенно эффективно на старшем этапе, когда у студентов уже сформирован навык владения речью на иностранном языке. Игры могут оживить урок, внести естественность в учебное общение на изучаемом языке, облегчить процесс усвоения языкового материала, сделать учебный труд интересным.
Литература:
- Сафонова Е. П. Современный урок иностранного языка. М.: 2011.
- Соловова Е. В. Методика обучения иностранным языкам. М.: 2001.
- Чечельницкая Г. Я. Пособие по немецкому языку для строительных вузов. «Высшая школа», М.: 1980.