В данной статье мы пытались кратко изложить нетрадиционный подход в виде интеллектуальных упражнений и игр, которые можно вводить как в урок, так и проводить в виде дополнительных факультативных занятий.
Ключевые слова: психолого-педагогические исследования, самостоятельные решения, эффективность, переинтерпретация симптомов.
Происходящие сегодня изменения в системе народного образования, а именно ориентация на развитие личности учащегося на формировании самостоятельной личности, способной осуществлять прогрессивные преобразования в своей стране, предполагает необходимость дальнейшего анализа, что и каким образом должно меняться в современной системе образования.
Психолого-педагогические исследования показывают, что процесс обучения в реальной жизни, да и вообще в системе образования превращается на деле в информационное насыщение учащихся. Учитель выполняет в основном функцию передачи знаний, специальной учебной информации учащемуся и осуществляет контроль, насколько хорошо он ее усвоил. Функция учителя должна заключаться в обучении ученика тому, как ему самостоятельно научиться овладевать знаниями, т. е. учитель учит учащегося процессу учиться. При таком подходе в отношении цели образования меняется акцент в предмете работы учителя – формирование самостоятельной учебной деятельности студента.
Навыки самостоятельного умственного труда, умение самостоятельно планировать свою работу, ее состав, намечать этапы и принимать самостоятельные решения, в частности в умственной, учебной деятельности возможно сформировать, если это становится специальным объектом воспитания и формирования. Известно, что быстрое и прочное усвоение знаний, умение оперативно найти правильное решение в новой производственной и жизненной обстановке во многом зависит от правильного воспитания, внимания, в особенности мышления учащихся. При существующей практике обучения мыслительная деятельность учащихся складывается как правило стихийно. Вместе с тем в психологии доказано положение о том, что результативность продуктивность мыслительной деятельности зависит не только от уровня сформированности мыслительных операций, но и в большой степени от личностных особенностей человека, принимающего решение в мыслительной деятельности. Иными словами, продуктивность и эффективность мыслительной деятельности зависит и от эмоционального состояния и от мотивационно-потребностной сферы, и от отношения учащегося не только к учебе, но и к себе, сверстникам, учителю.
В связи с этим мы остановимся на обсуждении, каким образом учитель может способствовать эффективности мышления через личностное взаимодействие с учащимися. Психологами доказано, что факторами, мешающими учащимся полноценно проявить свои знания, являются высокая тревожность, неуверенность, эмоциональная устойчивость. Безусловно научная диагностика этих особенностей должна проводится школьным психологом. Но и сам педагог может увидеть среди учеников страдающих от неуверенности, тревожности.
Как правило, это проявляется в слабой или неровной скачущей успеваемости, когда ученик контрольные пишет хуже, чем классные и домашние задания, отвечает у доски слабее, чем с места, повышенной утомляемости учащегося при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликта студента со сверстниками. Остановимся кратко на проблеме преодоления тревожности. Эта проблема по существу распадается на две: проблема овладения тревожностью как состоянием, снятие его отрицательных последствий и устроение тревожности как относительно устойчивого личностного образования. В преодолении тревожности студентов значительное место уделяется развитию двигательных навыков, ловкости, культуре движений, умению держать себя и т. п. Существенная роль отводится развитию правильных приемов самоанализа, формированию умения понимать себя и других.
В преодолении тревожности основное значение придается правильному отношению учителя к студенту. Таким образом, можно сказать, что работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях. Перечислим некоторые приемы, снимающие тревожность: переинтерпретация симптомов тревожности. Часто учащихся с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить учащимся, что это признаки готовности человека действовать, признаки активации, их испытывают большинство людей и они помогают ответить, выступить как можно лучше. Опыт показывает, что при определенной тренировке этот прием может помочь студенту выбраться из психологического круга.
Дыхание: Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания как снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох, в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20–30 сек. Кстати, это дыхательное упражнение может быть рекомендовано и учителю в ситуации сильного волнения или раздражения.
Улыбка: обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Студентам объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения. Великий психолог Джеймс говорил, что мы иногда плачем не потому что нам плохо, а потому что текут слезы. Большое значение здесь конечно имеют отношения, складывающиеся между студентами и учителем. Когда между ними не возникает доверительных отношений, предъявление различных приемов часто не вызывают ничего, кроме негативных реакций: студенты высмеивают эти приемы, называют их наивными, это определяется тем, что тревожность во многом выполняет защитную функцию.
Преодолеть эту защиту можно лишь в процессе создания соответствующих отношений между студентами и преподавателем. Одной из объективных причин, вызывающих необходимую дистанцию между преподавателем и студентом, является оценка действий студента педагогом. Это необходимый рычаг учебно-воспитательного процесса, но пользоваться им надо очень осторожно. Хвалить – значит демонстрировать позицию оценщика свыше. Сейчас вы хвалите, чуть позже можете наказать – это вызывает глубокий межличностный барьер между студентами и преподавателем. Сам статус педагога предполагает, что он старше сильнее, опытнее, более знающий. А студент не обладает ни опытом, ни знаниями, что есть у взрослого. С психологической точки зрения более грамотно не хвалить саму личность студента. Учет и реализация этого тонкого психологического аспекта оценивания является важнейшим терапевтическим шагом в коррекции неуверенности студента и способом создания доверительных отношений со студентами.
Важным этапом в работе с такими студентами является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, они сомневаются в ней, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные. Продуктивным в таких случаях оказывается обсудить вместе со студентами объективные показатели успеха в той или иной ситуации, как бы договориться с ними, какой результат считать успешным. Опыт показывает, что наиболее эффективной мотивацией для таких студентов является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию.
В заключении отметим, что неуверенность и тревожность – это два самых серьезных барьера к успешности, самостоятельности и самореализации. Эти барьеры возможно преодолеть, если специально над этим работать.
Литература:
- Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ.1991
- Прихожан А. М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления. М.,1997
- Атватер И. Я. Я вас слушаю... Экономика 1998.