Личностный аспект формирования самостоятельности мышления студентов высших учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Джураева, Г. Н. Личностный аспект формирования самостоятельности мышления студентов высших учебных заведений / Г. Н. Джураева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.2 (137.2). — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38730/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье мы пытались кратко изложить нетрадиционный подход в виде интеллектуальных упражнений и игр, которые можно вводить как в урок, так и проводить в виде дополнительных факультативных занятий.

Ключевые слова: психолого-педагогические исследования, самостоятельные решения, эффективность, переинтерпретация симптомов.

Происходящие сегодня изменения в системе народного образования, а именно ориентация на развитие личности учащегося на формировании самостоятельной личности, способной осуществлять прогрессивные преобразования в своей стране, предполагает необходимость дальнейшего анализа, что и каким образом должно меняться в современной системе образования.

Психолого-педагогические исследования показывают, что процесс обучения в реальной жизни, да и вообще в системе образования превращается на деле в информационное насыщение учащихся. Учитель выполняет в основном функцию передачи знаний, специальной учебной информации учащемуся и осуществляет контроль, насколько хорошо он ее усвоил. Функция учителя должна заключаться в обучении ученика тому, как ему самостоятельно научиться овладевать знаниями, т. е. учитель учит учащегося процессу учиться. При таком подходе в отношении цели образования меняется акцент в предмете работы учителя – формирование самостоятельной учебной деятельности студента.

Навыки самостоятельного умственного труда, умение самостоятельно планировать свою работу, ее состав, намечать этапы и принимать самостоятельные решения, в частности в умственной, учебной деятельности возможно сформировать, если это становится специальным объектом воспитания и формирования. Известно, что быстрое и прочное усвоение знаний, умение оперативно найти правильное решение в новой производственной и жизненной обстановке во многом зависит от правильного воспитания, внимания, в особенности мышления учащихся. При существующей практике обучения мыслительная деятельность учащихся складывается как правило стихийно. Вместе с тем в психологии доказано положение о том, что результативность продуктивность мыслительной деятельности зависит не только от уровня сформированности мыслительных операций, но и в большой степени от личностных особенностей человека, принимающего решение в мыслительной деятельности. Иными словами, продуктивность и эффективность мыслительной деятельности зависит и от эмоционального состояния и от мотивационно-потребностной сферы, и от отношения учащегося не только к учебе, но и к себе, сверстникам, учителю.

В связи с этим мы остановимся на обсуждении, каким образом учитель может способствовать эффективности мышления через личностное взаимодействие с учащимися. Психологами доказано, что факторами, мешающими учащимся полноценно проявить свои знания, являются высокая тревожность, неуверенность, эмоциональная устойчивость. Безусловно научная диагностика этих особенностей должна проводится школьным психологом. Но и сам педагог может увидеть среди учеников страдающих от неуверенности, тревожности.

Как правило, это проявляется в слабой или неровной скачущей успеваемости, когда ученик контрольные пишет хуже, чем классные и домашние задания, отвечает у доски слабее, чем с места, повышенной утомляемости учащегося при отсутствии для этого объективных медицинских показаний, конфликта студента со сверстниками. Остановимся кратко на проблеме преодоления тревожности. Эта проблема по существу распадается на две: проблема овладения тревожностью как состоянием, снятие его отрицательных последствий и устроение тревожности как относительно устойчивого личностного образования. В преодолении тревожности студентов значительное место уделяется развитию двигательных навыков, ловкости, культуре движений, умению держать себя и т. п. Существенная роль отводится развитию правильных приемов самоанализа, формированию умения понимать себя и других.

В преодолении тревожности основное значение придается правильному отношению учителя к студенту. Таким образом, можно сказать, что работа по преодолению тревожности может осуществляться на трех взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях. Перечислим некоторые приемы, снимающие тревожность: переинтерпретация симптомов тревожности. Часто учащихся с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки появления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить учащимся, что это признаки готовности человека действовать, признаки активации, их испытывают большинство людей и они помогают ответить, выступить как можно лучше. Опыт показывает, что при определенной тренировке этот прием может помочь студенту выбраться из психологического круга.

Дыхание: Рассказывается о значении ритмичного дыхания, предлагаются способы использования дыхания как снятия напряжения, например, делать выдох вдвое длиннее, чем вдох, в случае сильного напряжения сделать глубокий вдох и задержать дыхание на 20–30 сек. Кстати, это дыхательное упражнение может быть рекомендовано и учителю в ситуации сильного волнения или раздражения.

Улыбка: обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Студентам объясняется значение улыбки для снятия нервно-мышечного напряжения. Великий психолог Джеймс говорил, что мы иногда плачем не потому что нам плохо, а потому что текут слезы. Большое значение здесь конечно имеют отношения, складывающиеся между студентами и учителем. Когда между ними не возникает доверительных отношений, предъявление различных приемов часто не вызывают ничего, кроме негативных реакций: студенты высмеивают эти приемы, называют их наивными, это определяется тем, что тревожность во многом выполняет защитную функцию.

Преодолеть эту защиту можно лишь в процессе создания соответствующих отношений между студентами и преподавателем. Одной из объективных причин, вызывающих необходимую дистанцию между преподавателем и студентом, является оценка действий студента педагогом. Это необходимый рычаг учебно-воспитательного процесса, но пользоваться им надо очень осторожно. Хвалить – значит демонстрировать позицию оценщика свыше. Сейчас вы хвалите, чуть позже можете наказать – это вызывает глубокий межличностный барьер между студентами и преподавателем. Сам статус педагога предполагает, что он старше сильнее, опытнее, более знающий. А студент не обладает ни опытом, ни знаниями, что есть у взрослого. С психологической точки зрения более грамотно не хвалить саму личность студента. Учет и реализация этого тонкого психологического аспекта оценивания является важнейшим терапевтическим шагом в коррекции неуверенности студента и способом создания доверительных отношений со студентами.

Важным этапом в работе с такими студентами является выработка у них критериев собственного успеха. Оценка успеха у них часто затруднена, они сомневаются в ней, в связи с этим многие достаточно удачные ситуации рассматриваются ими как неуспешные. Продуктивным в таких случаях оказывается обсудить вместе со студентами объективные показатели успеха в той или иной ситуации, как бы договориться с ними, какой результат считать успешным. Опыт показывает, что наиболее эффективной мотивацией для таких студентов является обучение самоанализу как средству, способствующему саморазвитию.

В заключении отметим, что неуверенность и тревожность – это два самых серьезных барьера к успешности, самостоятельности и самореализации. Эти барьеры возможно преодолеть, если специально над этим работать.

Литература:

  1. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ.1991
  2. Прихожан А. М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления. М.,1997
  3. Атватер И. Я. Я вас слушаю... Экономика 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, мыслительная деятельность, какой образ, преодоление тревожности, тревожность, учащийся, учитель.


Ключевые слова

эффективность, психолого-педагогические исследования, самостоятельные решения, переинтерпретация симптомов

Похожие статьи

Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии

В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

В статье рассмотрены проблемы использования ролевых игр в учебном процессе, показаны пути и средства их преодоления, обоснована эффективность данного методического приёма для развития способностей у обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, ...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Применение дидактических игр в обучении математике

В данной статье приводится обзор работ зарубежных и отечественных авторов на тему внедрения дидактических игр в процесс обучения математике. Рассматривается отношение учителей к дидактическим играм, роль дидактических игр при обучении математике, пол...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Похожие статьи

Интерактивные задания как средство решения учебных задач на уроках биологии

В статье автор обосновывает значимость дидактических свойств медиадидактики и интегративного представления информации в различных формах, которые активизируют мыслительную деятельность, вызывают эмоциональную реакцию обучаемого, что положительно влия...

Эффективность использования ролевых игр в процессе обучения

В статье рассмотрены проблемы использования ролевых игр в учебном процессе, показаны пути и средства их преодоления, обоснована эффективность данного методического приёма для развития способностей у обучаемых к самостоятельному творческому мышлению, ...

Текст как объект изучения (в аспекте русского языка как иностранного)

В статье представлены особенности работы с профессиональным текстом на продвинутом этапе обучения иностранных студентов. Рассматривается система заданий, направленных на развитие коммуникативных компетенций учащихся в учебном процессе.

Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)

Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Инновационные приемы визуализации теоретического материала как средство адаптации студентов к условиям среднего профессионального образования

В данной работе предложены педагогические приемы, создающие условия для более быстрой и успешной адаптации студентов к условиям обучения в СПО. Рассматриваются скрайбинг, влияние цвета на психоэмоциональное состояние и цветовое оформление конспектов,...

Применение дидактических игр в обучении математике

В данной статье приводится обзор работ зарубежных и отечественных авторов на тему внедрения дидактических игр в процесс обучения математике. Рассматривается отношение учителей к дидактическим играм, роль дидактических игр при обучении математике, пол...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках химии посредством интеллектуальных карт

В данной статье рассматривается вопрос успеваемости детей и их интереса к изучаемому предмету. Для решения этих трудностей, а также запоминания, анализа изучаемой информации и другого предлагается метод интеллект-карт. Приведены факторы, которые помо...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Особенности построения урока английского языка в формате Station Rotation для различных возрастных групп

В статье автор изучает особенности проведения уроков английского языка в формате Station Rotation, а также исследует пути повышения эффективности работы на уроке в условиях индивидуальной работы и работы в малых группах. Приводятся практические реком...

Задать вопрос