Данная статья посвящена работе с одаренными студентами, фондам, поддерживающим одаренную молодежь, стимулирующую и мотивирующую молодежь к творческому поиску, раскрывая внутренние умственные резервы личности.
Ключевые слова: психология творчества, социальный стимул, креативность, социальное окружение, конфликтная ситуации.
Долгое время общество не имело острой практической потребности в психологической одаренности, не исследовалась природа и социальная сущность данного явления. Талантливые люди появлялись как бы сами собой, они стихийно делали открытия, писали оригинальные книги, произведения искусства. Это касалось и Востока, богатого своими культурными и национальными ценностями. До сих пор не известно, например, при каких культурных социальных условиях делали свои открытия Ибн Сина, Алишер Наваий, Имам Бухарий и другие мыслители Востока, прославившие свою Родину и нацию ценнейшими открытиями и изобретениями.
Ученые, изучавшие психологию творчества, обращали внимание в основном на то, что же является социальным стимулом для совершенствования способности человека. Ответ, как правило, предлагался примерно следующий – любознательность, игра фантазии. Однако именно слишком любознательные и одаренные фантазией дети сильно рисковали, отличаясь от своих сверстников, так как традиционная школа или студенческая аудитория не допускала дифференциации учащихся по их способностям и особым наклонностям. Причина всему этому то, что общество в целом само не было заинтересовано в том, чтобы выделялась особая категория детей. Родители не знали, что делать с детьми, которых интересовало практически все, что происходит вокруг них. Они не обладали информацией о том, какие качества детей указывают на их сильные стороны, что делать с ними в перспективе. Именно такое поведение на самом деле указывало на креативность, нестандартность детского мышления, которые лежат в основе одаренности. Наше исследование со студентами 2 курса показало некоторые зависимости креативности и социального поведения. Например, поведение одаренного студента во время лекций существенно отличается от поведения во время семинарских занятий. Как правило, студент-отличник во время лекционных занятий ведет себя слишком сдержанно, не нарушая дисциплину, а во время семинарских занятий у него активизируются вербальные реакции, – такие студенты становятся разговорчивыми и слишком активными.
Мы обратили внимание на то, с какими психологическими факторами связано данное явление. Следует отметить, что самооценка личности – важный фактор в проявлении креативности. Так студенты с высоким уровнем интеллекта и высокой креативностью по тестам уверенности также имеют высокие баллы и обладают адекватным уровнем самооценки. Следовательно, для развития одаренности и креативности нужна внутренняя свобода и высокий уровень самоконтроля. Так как лекции в наших условиях проводятся в потоке, студенты-отличники могут успешно приспосабливаться к требованиям своего социального окружения, вести себя более сдержанно. Семинарские занятия для них являются тем условием, где можно дать волю внутренней свободе, поэтому они становятся более коммуникабельными, больше говорят, высказывают свои точки зрения. А те студенты, которые учатся посредственно, то есть имеющие высокий интеллект, но низкий уровень креативности, в основном ориентируются на обычные успехи: на лекции ведут себя смелее, больше отвлекаются, а на семинарских занятиях наоборот, меньше говорят. Самооценка таких студентов, как правило, или низкая, или наоборот слишком завышенная.
Второй важный фактор проявления и раскрытия одаренности у студентов – коммуникативность. Проведенные тесты коммуникативности личности показали зависимость этих факторов. Так студенты с высоким уровнем креативности оказались более общительными и зависимыми от социального окружения. Учитывая эти и другие факторы, мы пришли к выводам:
1. Для одаренных студентов нужна такая среда, которая способствует тесноте коммуникаций. Кроме того, эта среда должна быть благоприятной. То есть в семье, и в вузе должна быть создана для них атмосфера взаимной чуткости, внимания и доброжелательности. Одаренность развивается в обществе умных и начитанных людей. То есть для формирования творческой личности важно общение с творческими взрослыми независимо от уровня компетентности последних. Раннее явление одаренности и нестандартности мышления у той или иной категории студентов должно сопровождаться их «прикреплением» к профессорам, видным ученым и клубам молодых ученых. Опыт работы клуба одаренной молодежи и проведение в нем серии интеллектуальных игр, брейн-штормингов, т. е. мозговых атак, делает ум участников этого клуба более гибким, а их самих – более уверенными и общительными.
2. Создание соответствующих вкусу и потребностям студентов духовной атмосферы аудитории, где собираются обычно студенты-отличники, должно быть оформлено самими студентами, чтобы там они чувствовали себя комфортно. Следовательно, условия работы и общения должны быть оригинальными и эстетически оформленными, непохожими на обычные житейские условия.
3. Эффективными методами работы с одаренными студентами так же являются различные игры, организуемые как взрослыми, так и самими студентами. Обучающие игры с одной стороны способствуют гибкости и креативности ума, с другой развивают чувство юмора, которое делает жизнь студента более интересной, учит его выйти из конфликтной ситуации.
4. Развитие интеллекта путем навыков чтения. При этом уместно вспомнить слова Марка Твена: «У человека, который не читает хороших книг, нет никаких преимуществ перед тем, кто их вовсе не читает». Следовательно, задачей наставников и родителей является прежде всего правильно ориентировать молодых в мире книг, а также научить эффективным технологиям чтения первоисточников.
Таким образом, методы работы с одаренными студентами, а также способы распознавания, отборы и поддержка таланта постоянно совершенствуются. Одна из новых идей заключается в установлении партнерства между способными детьми, молодежью, родителями и преподавателями, с целью найти соответствие между возможностями учебно-воспитательных программ и способов общения для развития одаренности и таланта.
Литература:
- Бондаревская Е. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. — М.-Ростов н/Д., 1999. — С. 216.
- Прихожан А. М. Диагностика личной тревожности и некоторые способы ее преодоления. М.,1997
- Петровский А. В. Популярные беседы о психологии. 163–178с