О развитии критического, латерального и инвариантного мышления у студентов высших учебных заведений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Марданова, Ф. С. О развитии критического, латерального и инвариантного мышления у студентов высших учебных заведений / Ф. С. Марданова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.2 (137.2). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38740/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья посвящена развитию критического, латерального и инвариантного мышления у студентов вуза. Уделяется особое внимание результатам исследований и психологическим опросам. По нашему мнению, приемлемыми инструментами облегчения понимания учебного материала в процессе обучения, в том числе при дистанционном образовании могут стать инвариантное мышление и инвариантные тестовые задания, применяемые как правило в безоценочном режиме и выполняющие обучающую функцию.

Ключевые слова: самостоятельность мышления, инвариантное мышление, вертикальное мышление, скептицизм.

В наше время одной из главных задач вузов является развитие у студентов познавательной активности, самостоятельности мышления, умения принимать обоснованные решения, а также продуцировать новые идеи. Этому могут способствовать достижения современной психологии. В частности широкое признание в мировой научной общественности получила теория о многомерности и многокомпетентности человеческого интеллекта, находящегося согласно Говарду Гарднеру в постоянном развитии и изменении на протяжении всей жизни человека. Поэтому умственные функции могут быть улучшены на любом возрастном этапе.

На основе теории Гарднера Лассер сделал выводы: у каждого имеются интеллектуальные возможности, из которых большинство использует лишь малую часть. Наибольшей популярностью к настоящему времени пользуются два подхода к развитию умственных навыков студентов: обучение критическому мышлению и освоение практической методики латерального мышления. По мнению автора, в сфере образования полезным дополнением к этим двум универсальным подходам может служить инвариантное мышление. Рассмотрим в общих чертах эти три различающиеся теории.

В работе «Психология критического мышления» Дайана Халберн обобщила достижения когнитивной психологии в области развития логического мышления. Она справедливо отмечает, что наши учебные заведения традиционно требовали, чтобы студенты выучивали, запоминали, анализировали факты, решали задачи, но эти заведения так и не показывали учащимся толком, как это следует делать. Подразумевалось, что взрослые студенты уже умеют мыслить. Исследования продемонстрировали, однако, что это предположение не оправдывается на практике. Психологи обнаружили, что только 25% студентов-первокурсников обладают навыками, необходимыми для логического и абстрактного мышления. По терминологии Д. Халберн, хорошее мышление именуется критическим и ему дается следующие определение: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, который увеличивают вероятность получения желаемого результата.» Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление. Приводятся убедительные свидетельства того, что курсы обучения навыкам такого мышления дают положительный эффект.

Обучение критическому мышлению основывается на двух допущениях:

Существуют вполне определенные навыки и приемы мышления, и студентов можно научить распознавать и должным образом использовать такие приемы, если студентам удастся сделать, они начинают мыслить более эффективно. В рамках обучения критическому мышлению рассматриваются вопросы логических рассуждений, анализа аргументации, проверки гипотез, понимание законов вероятности методов принятия разумных решений, развития творческого мышления и др. Задача овладения навыками критического мышления была признана первоочередной во многих странах мира.

Обладая критическим мышлением, человек знакомится с теми или иными идеями и рассматривает возможные последствия их реализации. При этом он воспринимает их с разумной долей вежливого скептицизма и сопоставляет с противоположными точками зрения. Для их обоснования он выстраивает вспомогательные системы рассуждений и на этом основании вырабатывает свою позицию. Критическое мышление – это сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепции и информации. Критические мыслители менее подвержены манипуляциям и они находятся в большей безопасности, поскольку у них есть собственная система взглядов. Этот подход обобщает и развивает достижения психологии, педагогики, социологии, теории управления, теорию систем других наук применительно к методике и технологии обучения и вполне заслуживает название «Педагогика ХХI века». Материалы проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» существенно отличаются от традиционных учебников и учебных пособий по педагогике отсутствием общего теоретизирования в академическом стиле. Изложение подходов и методов обучения носит при этом характер конкретных инструкций, выполнение которых с высокой вероятностью гарантирует достижение запланированных результатов. Общая направленность обучения критическому мышлению в этом подходе также связана с выработкой правильного решения в конкретной ситуации, хотя педагогам рекомендуется приветствовать разнообразие ответов мнений и идей учащихся на занятиях, если представление о том, что возможен только один правильный ответ, будет отброшено.

Правильность – вот что важно в вертикальном мышлении. Плодотворность – вот что важнее всего при мышлении латеральном. Вертикальное мышление отбором не занимается, оно стремится изыскать новые возможности. Когда человек мыслит вертикально, он выбирает такой подход к решению проблемы, который представляется ему наиболее перспективным. Латеральное мышление увеличивает эффективность вертикального, представляя ему еще больше возможностей для выбора. А мышление вертикальное умножает действенность латерального, умело используя его идеи. Подчеркнем, что общим для критического и латерального мышления является направленность на поиск и нахождение в итоге правильного решения среди многих альтернатив. По нашему мнению, приемлемыми инструментами облегчения понимания учебного материала в процессе обучения, в том числе при дистанционном образовании, могут стать инвариантное мышление и инвариантные тестовые задания, применяемые как правило в безоценочном режиме и выполняющие обучающую функцию.

Таким образом, существуют ситуации, когда инвариантное мышление может быть в определенной степени систематизировано и осуществляться с помощью перечня моделей. При этом можно использовать всевозможные классификации, позволяющие конструировать мысленные модели, инвариантно характеризующие признаки достижения поставленной цели.

Литература:

  1. Дайана Халберн. Психология критического мышления. Минск 2000
  2. Фарберман Б. Л. Передовые педагогические технологии. ФАН 2005
  3. Эдвард Де Боно. Латеральное мышление. Минск 2005
Основные термины (генерируются автоматически): критическое мышление, инвариантное мышление, вертикальное мышление, латеральное мышление, безоценочный режим, дистанционное образование, правильное решение, приемлемый инструмент облегчения понимания, процесс обучения, учебный материал.


Ключевые слова

самостоятельность мышления, инвариантное мышление, вертикальное мышление, скептицизм

Похожие статьи

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса

Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...

Развитие мышления (логического, комбинаторного, алгоритмического) учащихся младшего школьного возраста на уроках математики

В статье рассматриваются используемые на уроках математики способы и приемы, которые позволяют формировать и развивать логическое, комбинаторное и алгоритмическое мышление школьников 1–4 классов. Применение нестандартных, творческих решений в педагог...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку

В статье рассматривается вопрос обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает ...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Похожие статьи

Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом

В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...

Развитие критического мышления на уроках иностранного языка в свете ФГОС

Данная статья рассматривает технологию развития критического мышления при обучении английскому языку в современной школе в рамках ФГОС. Автор раскрывает стадии (фазы) предлагаемой технологии, указывает на их применение во время урока. Рассказывает о ...

Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка

В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Эффективность учебных заданий при формировании креативного мышления младших школьников: результаты социологического опроса

Статья посвящена одному из педагогических условий, влияющих на развитие креативного мышления младших школьников — содержанию учебных заданий. Реализация данной цели ведется путем развития метапредметных и личностных навыков школьников, способствующих...

Развитие мышления (логического, комбинаторного, алгоритмического) учащихся младшего школьного возраста на уроках математики

В статье рассматриваются используемые на уроках математики способы и приемы, которые позволяют формировать и развивать логическое, комбинаторное и алгоритмическое мышление школьников 1–4 классов. Применение нестандартных, творческих решений в педагог...

Профилактика конфликтного поведения у подростков

Данная статья исследования состоит в предположении о том, что проведение тренинговых занятий способствует снижению уровня склонности подростков к конфликтному поведению и выбору ими оптимальных стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Методами ис...

Опыт использования технологии развития критического мышления на занятиях по английскому языку в техническом вузе

В статье анализируется необходимость использования новых образовательных технологий, что обусловлено сменой форм восприятия и осознания информации в современном мире. Рассматривается содержание понятия «критическое мышление». Предлагаются конкретные ...

Моделирование в высших образовательных учреждениях как средство приобретения студентами прочных знаний на занятия по русскому языку

В статье рассматривается вопрос обучение студентов-узбеков русскому языку на занятиях по практическому курсу русского языка с помощью моделирования, которое эффективно реализует процесс изучения от простого, незнакомого — к знакомому, то есть делает ...

Применение мультимедийных средств в процессе обучения

В статье рассматривается значение современных информационных и мультимедийных технологий в процессе обучения. На примере созданного автором мультимедийного электронного учебника по дисциплине «Программно-аппаратная защита информации» с разграниченным...

Задать вопрос