Данная статья посвящена развитию критического, латерального и инвариантного мышления у студентов вуза. Уделяется особое внимание результатам исследований и психологическим опросам. По нашему мнению, приемлемыми инструментами облегчения понимания учебного материала в процессе обучения, в том числе при дистанционном образовании могут стать инвариантное мышление и инвариантные тестовые задания, применяемые как правило в безоценочном режиме и выполняющие обучающую функцию.
Ключевые слова: самостоятельность мышления, инвариантное мышление, вертикальное мышление, скептицизм.
В наше время одной из главных задач вузов является развитие у студентов познавательной активности, самостоятельности мышления, умения принимать обоснованные решения, а также продуцировать новые идеи. Этому могут способствовать достижения современной психологии. В частности широкое признание в мировой научной общественности получила теория о многомерности и многокомпетентности человеческого интеллекта, находящегося согласно Говарду Гарднеру в постоянном развитии и изменении на протяжении всей жизни человека. Поэтому умственные функции могут быть улучшены на любом возрастном этапе.
На основе теории Гарднера Лассер сделал выводы: у каждого имеются интеллектуальные возможности, из которых большинство использует лишь малую часть. Наибольшей популярностью к настоящему времени пользуются два подхода к развитию умственных навыков студентов: обучение критическому мышлению и освоение практической методики латерального мышления. По мнению автора, в сфере образования полезным дополнением к этим двум универсальным подходам может служить инвариантное мышление. Рассмотрим в общих чертах эти три различающиеся теории.
В работе «Психология критического мышления» Дайана Халберн обобщила достижения когнитивной психологии в области развития логического мышления. Она справедливо отмечает, что наши учебные заведения традиционно требовали, чтобы студенты выучивали, запоминали, анализировали факты, решали задачи, но эти заведения так и не показывали учащимся толком, как это следует делать. Подразумевалось, что взрослые студенты уже умеют мыслить. Исследования продемонстрировали, однако, что это предположение не оправдывается на практике. Психологи обнаружили, что только 25% студентов-первокурсников обладают навыками, необходимыми для логического и абстрактного мышления. По терминологии Д. Халберн, хорошее мышление именуется критическим и ему дается следующие определение: «Использование таких когнитивных навыков и стратегий, который увеличивают вероятность получения желаемого результата.» Отличается взвешенностью, логичностью и целенаправленностью. Другое определение – направленное мышление. Приводятся убедительные свидетельства того, что курсы обучения навыкам такого мышления дают положительный эффект.
Обучение критическому мышлению основывается на двух допущениях:
Существуют вполне определенные навыки и приемы мышления, и студентов можно научить распознавать и должным образом использовать такие приемы, если студентам удастся сделать, они начинают мыслить более эффективно. В рамках обучения критическому мышлению рассматриваются вопросы логических рассуждений, анализа аргументации, проверки гипотез, понимание законов вероятности методов принятия разумных решений, развития творческого мышления и др. Задача овладения навыками критического мышления была признана первоочередной во многих странах мира.
Обладая критическим мышлением, человек знакомится с теми или иными идеями и рассматривает возможные последствия их реализации. При этом он воспринимает их с разумной долей вежливого скептицизма и сопоставляет с противоположными точками зрения. Для их обоснования он выстраивает вспомогательные системы рассуждений и на этом основании вырабатывает свою позицию. Критическое мышление – это сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепции и информации. Критические мыслители менее подвержены манипуляциям и они находятся в большей безопасности, поскольку у них есть собственная система взглядов. Этот подход обобщает и развивает достижения психологии, педагогики, социологии, теории управления, теорию систем других наук применительно к методике и технологии обучения и вполне заслуживает название «Педагогика ХХI века». Материалы проекта «Чтение и письмо для развития критического мышления» существенно отличаются от традиционных учебников и учебных пособий по педагогике отсутствием общего теоретизирования в академическом стиле. Изложение подходов и методов обучения носит при этом характер конкретных инструкций, выполнение которых с высокой вероятностью гарантирует достижение запланированных результатов. Общая направленность обучения критическому мышлению в этом подходе также связана с выработкой правильного решения в конкретной ситуации, хотя педагогам рекомендуется приветствовать разнообразие ответов мнений и идей учащихся на занятиях, если представление о том, что возможен только один правильный ответ, будет отброшено.
Правильность – вот что важно в вертикальном мышлении. Плодотворность – вот что важнее всего при мышлении латеральном. Вертикальное мышление отбором не занимается, оно стремится изыскать новые возможности. Когда человек мыслит вертикально, он выбирает такой подход к решению проблемы, который представляется ему наиболее перспективным. Латеральное мышление увеличивает эффективность вертикального, представляя ему еще больше возможностей для выбора. А мышление вертикальное умножает действенность латерального, умело используя его идеи. Подчеркнем, что общим для критического и латерального мышления является направленность на поиск и нахождение в итоге правильного решения среди многих альтернатив. По нашему мнению, приемлемыми инструментами облегчения понимания учебного материала в процессе обучения, в том числе при дистанционном образовании, могут стать инвариантное мышление и инвариантные тестовые задания, применяемые как правило в безоценочном режиме и выполняющие обучающую функцию.
Таким образом, существуют ситуации, когда инвариантное мышление может быть в определенной степени систематизировано и осуществляться с помощью перечня моделей. При этом можно использовать всевозможные классификации, позволяющие конструировать мысленные модели, инвариантно характеризующие признаки достижения поставленной цели.
Литература:
- Дайана Халберн. Психология критического мышления. Минск 2000
- Фарберман Б. Л. Передовые педагогические технологии. ФАН 2005
- Эдвард Де Боно. Латеральное мышление. Минск 2005