Только свободно мыслящий человек может аналитически размышлять, дискутировать по различным вопросам, вести дебаты, адекватно оценивать как свои, так и поступки дела своих современников. Можно ли воспитать свободно мыслящую личность? Данная статья посвящена именно этой теме.
Ключевые слова: нравственность, самостоятельное мышление, альтруист, человеконенавистник, гармонично развитая личность.
Воспитание гармонично развитых поколений во все времена было самой светлой мечтой человечества. Задача педагогов и родителей заключается в формировании и развитии у молодого поколения чувства любви к Родине, чувство долга, справедливости, самостоятельного мышления. У нас есть все духовно- нравственные предпосылки для воплощения мечты о совершенном поколении. Ведь понятия просветительского подвижничества неким генетическим кодом отраженные в сознании, национальных традициях, обычаях нашего народа тяга к научному познанию мира формировались не одно тысячелетие. Только свободно мыслящий человек может аналитически размышлять, дискутировать по различным вопросам, вести дебаты, адекватно оценивать как свои, так и поступки дела своих современников. Можно ли воспитать свободно мыслящую личность? Основными критериями гармонично развитой личности на наш взгляд являются:
Физическое здоровье
Умственное совершенство
Нравственная чистота помыслов
Самостоятельное мышление человека
Воспитав в себе тягу к знаниям, свободомыслию можно достичь огромных результатов. Нравственное воспитание в наиболее общем виде предполагает целенаправленную деятельность воспитателей по формированию у воспитанников системы нравственных представлений, развитию нравственных чувств, выработке правильных оценок и отношений, которые могут служить в жизни руководством к действию. Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т. е. понимание им того, как и почему ему следует поступать так, а не иначе, так и внешнюю сторону его проявления формируются в течении всей жизни. Это означает что ребенок не рождается злым или добрым, альтруистом или человеконенавистником, ленивым или трудолюбивым все эти и другие качества характеризующие нравственные черты личности, есть результаты влияния и воздействия окружающей социальной среды и специального целенаправленного воспитания при этом большую роль играет и практика его собственного социального опыта.
Понятие «нравственность» применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми совершаемых поступков и действий. Понятие «мораль» чаще всего характеризует требование, предъявляемые обществом к поведению человека, т. е. сложившиеся нормы и правила поведения, определяющие обязанности и отношения людей друг к другу и к обществу в целом. Мораль значительно изменяется в ходе исторического развития. Это означает что одни и те же действия и поступки получают одну оценку в одной общественно исторической формации, при одном строе, и совершенно иную в другую эпоху. К примеру, возьмем такую важную особенность как деловитость. Ведь в недавнем прошлом это качество считалось недостойным образованного интеллигентного человека считалось деловитость качество для того, чтобы победить не деловитых, взять над ними верх. Лишь в независимой Республике деловитость обрела нравственное качество. В нашем обществе деловитость – моральное требование, т. к. процветающей, демократической стране нужны деловые конкурентно способные, социально-мобильные личности. Из вышесказанного видно, чтобы стать гармоничной личностью важно быть не только развитым и физически, и интеллектуально, но и неустанно работать над собой, расширяя свое мировоззрение в исканиях, аналитически и синтетически осмысливать события, происходящие вокруг. В настоящее время в процессе создания учебных пособий по различным наукам необходимо использовать материалы и идеи духовно нравственного характера, заложенные в национальной программе по подготовке кадров. Предлагаемые выше рекомендации обеспечат подготовку гармонично развитых высокопрофессиональных, конкурентно способных кадров с широким мировоззрением и кругозором, способными обеспечить социально экономическое и культурное развитие нашей Республики.
Можно привести множество аргументов из нашей истории, свидетельствующих о том, что искони жила в народе мечта о воспитании совершенного гармонично развитого поколения. Мыслители Востока и Запада считают, что человек – высокоорганизованная материя, которая всегда стремится познать истину. С позиции просветительства выступал и Кари Ниязи –педагог, писатель и видный деятель, который стремился поднять авторитет науки и ученых в своей стране. Он призывал всех людей поступать согласно требованиям науки и изучать ее, а ученых смело развивать науку и просвещение.
К изучению науки, считал просветитель, следует приступать с малых лет, ибо именно в раннем возрасте наблюдается быстрое усвоение науки и ремесла. Мысли о воспитании и обучении Кори Ниязи последовательно осуществлял в своих наставлениях, в своих трудах. Мы можем встретить параллельные взгляды и у мыслителей Дени Дидро, Жана Жака Руссо, Мигеля Сервантеса и др. Великие ученые-просветители считали, что формирование широкого мировоззрения и кругозора способствуют становлению гармонично развитой личности как настоящего гражданина своей Родины. Недаром Мари Гюго писал: «Просвещать народ – значит повышать его нравственность, делать его грамотным – значит цивилизовывать его» Столь четко выраженные взгляды сами по себе свидетельствуют о высоких нравственных принципах предшествующих поколений и безусловно являются результатом изучения богатого многовекового наследия предков.
В заключении хотим процитировать И. А. Каримова: «С идеей можно бороться, спорить только вооруженным идеей, с мыслью только мыслью, с невежеством – только просвещением».
Эту суть должен уяснить каждый студент, каждый гражданин, т. к. у каждого человека в обществе должна быть собственная, независимая и свободная мысль, достойная и ясно видимая конкретная цель.
Литература:
- Каримов И. А. Без исторической памяти нет будущего.1998г
- Ирисов А. Педагогическое воззрения Абу Али ибн Сина. 1998г.