Проблемы поэтапной организационной работы по воспитанию нравственной, гармонично развитой личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ахадова, Г. И. Проблемы поэтапной организационной работы по воспитанию нравственной, гармонично развитой личности / Г. И. Ахадова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.2 (137.2). — С. 2-3. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38750/ (дата обращения: 17.10.2024).



Только свободно мыслящий человек может аналитически размышлять, дискутировать по различным вопросам, вести дебаты, адекватно оценивать как свои, так и поступки дела своих современников. Можно ли воспитать свободно мыслящую личность? Данная статья посвящена именно этой теме.

Ключевые слова: нравственность, самостоятельное мышление, альтруист, человеконенавистник, гармонично развитая личность.

Воспитание гармонично развитых поколений во все времена было самой светлой мечтой человечества. Задача педагогов и родителей заключается в формировании и развитии у молодого поколения чувства любви к Родине, чувство долга, справедливости, самостоятельного мышления. У нас есть все духовно- нравственные предпосылки для воплощения мечты о совершенном поколении. Ведь понятия просветительского подвижничества неким генетическим кодом отраженные в сознании, национальных традициях, обычаях нашего народа тяга к научному познанию мира формировались не одно тысячелетие. Только свободно мыслящий человек может аналитически размышлять, дискутировать по различным вопросам, вести дебаты, адекватно оценивать как свои, так и поступки дела своих современников. Можно ли воспитать свободно мыслящую личность? Основными критериями гармонично развитой личности на наш взгляд являются:

Физическое здоровье

Умственное совершенство

Нравственная чистота помыслов

Самостоятельное мышление человека

Воспитав в себе тягу к знаниям, свободомыслию можно достичь огромных результатов. Нравственное воспитание в наиболее общем виде предполагает целенаправленную деятельность воспитателей по формированию у воспитанников системы нравственных представлений, развитию нравственных чувств, выработке правильных оценок и отношений, которые могут служить в жизни руководством к действию. Нравственный облик человека, включающий как его внутренний мир, т. е. понимание им того, как и почему ему следует поступать так, а не иначе, так и внешнюю сторону его проявления формируются в течении всей жизни. Это означает что ребенок не рождается злым или добрым, альтруистом или человеконенавистником, ленивым или трудолюбивым все эти и другие качества характеризующие нравственные черты личности, есть результаты влияния и воздействия окружающей социальной среды и специального целенаправленного воспитания при этом большую роль играет и практика его собственного социального опыта.

Понятие «нравственность» применяется для характеристики практически складывающихся отношений между людьми совершаемых поступков и действий. Понятие «мораль» чаще всего характеризует требование, предъявляемые обществом к поведению человека, т. е. сложившиеся нормы и правила поведения, определяющие обязанности и отношения людей друг к другу и к обществу в целом. Мораль значительно изменяется в ходе исторического развития. Это означает что одни и те же действия и поступки получают одну оценку в одной общественно исторической формации, при одном строе, и совершенно иную в другую эпоху. К примеру, возьмем такую важную особенность как деловитость. Ведь в недавнем прошлом это качество считалось недостойным образованного интеллигентного человека считалось деловитость качество для того, чтобы победить не деловитых, взять над ними верх. Лишь в независимой Республике деловитость обрела нравственное качество. В нашем обществе деловитость – моральное требование, т. к. процветающей, демократической стране нужны деловые конкурентно способные, социально-мобильные личности. Из вышесказанного видно, чтобы стать гармоничной личностью важно быть не только развитым и физически, и интеллектуально, но и неустанно работать над собой, расширяя свое мировоззрение в исканиях, аналитически и синтетически осмысливать события, происходящие вокруг. В настоящее время в процессе создания учебных пособий по различным наукам необходимо использовать материалы и идеи духовно нравственного характера, заложенные в национальной программе по подготовке кадров. Предлагаемые выше рекомендации обеспечат подготовку гармонично развитых высокопрофессиональных, конкурентно способных кадров с широким мировоззрением и кругозором, способными обеспечить социально экономическое и культурное развитие нашей Республики.

Можно привести множество аргументов из нашей истории, свидетельствующих о том, что искони жила в народе мечта о воспитании совершенного гармонично развитого поколения. Мыслители Востока и Запада считают, что человек – высокоорганизованная материя, которая всегда стремится познать истину. С позиции просветительства выступал и Кари Ниязи –педагог, писатель и видный деятель, который стремился поднять авторитет науки и ученых в своей стране. Он призывал всех людей поступать согласно требованиям науки и изучать ее, а ученых смело развивать науку и просвещение.

К изучению науки, считал просветитель, следует приступать с малых лет, ибо именно в раннем возрасте наблюдается быстрое усвоение науки и ремесла. Мысли о воспитании и обучении Кори Ниязи последовательно осуществлял в своих наставлениях, в своих трудах. Мы можем встретить параллельные взгляды и у мыслителей Дени Дидро, Жана Жака Руссо, Мигеля Сервантеса и др. Великие ученые-просветители считали, что формирование широкого мировоззрения и кругозора способствуют становлению гармонично развитой личности как настоящего гражданина своей Родины. Недаром Мари Гюго писал: «Просвещать народ – значит повышать его нравственность, делать его грамотным – значит цивилизовывать его» Столь четко выраженные взгляды сами по себе свидетельствуют о высоких нравственных принципах предшествующих поколений и безусловно являются результатом изучения богатого многовекового наследия предков.

В заключении хотим процитировать И. А. Каримова: «С идеей можно бороться, спорить только вооруженным идеей, с мыслью только мыслью, с невежеством – только просвещением».

Эту суть должен уяснить каждый студент, каждый гражданин, т. к. у каждого человека в обществе должна быть собственная, независимая и свободная мысль, достойная и ясно видимая конкретная цель.

Литература:

  1. Каримов И. А. Без исторической памяти нет будущего.1998г
  2. Ирисов А. Педагогическое воззрения Абу Али ибн Сина. 1998г.
Основные термины (генерируются автоматически): развитая личность, мыслящая личность, мыслящий человек, поступок дела, самостоятельное мышление, широкое мировоззрение.


Ключевые слова

нравственность, гармонично развитая личность, самостоятельное мышление, альтруист, человеконенавистник

Похожие статьи

Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей. Задача работы заключается в рассмотрении пр...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Психологическое благополучие личности

В статье обосновывается актуальность проблемы психологического благополучия в современном обществе. Преследует цель систематизации данных в изучении психологического благополучия. В качестве основных теорий психологического благополучия (Н. Бредберна...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников

Человеку для успешного существования в этом мире необходимо постоянное развитие. Саморазвитие предполагает формирование определенных качеств личности. В работе обращается внимание на коммуникативные свойства личности от полноценного развития которых ...

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета

В статье рассматривается роль воспитателя в становлении воспитанников кадетских корпусов как личности. Кратко представлена разработанная в Тюменском президентском кадетском училище программа воспитания и социализация кадет каждого класса с целью созд...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Изучение процесса формирования личности человека

Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Понятие и сущность профессионального самоопределения

В статье говорится о понятии и сущности профессионального самоопределения. Рассматриваются уровни и этапы профессионального самоопределения. К вопросам профессионального самоопределения психологи подходят по-разному. Одни считают, что вопросы приняти...

Похожие статьи

Психологические характеристики человека: способности, талант и гениальность

Изучить базовые характеристики личности, с точки зрения психологии и философии, прийти к пониманию того, что такое гениальность, талант, способности, задатки человека в аспекте социальных отношений и ролей. Задача работы заключается в рассмотрении пр...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством восприятия художественной литературы

В статье раскрывается актуальность воспитания культурной, духовной и высоконравственной личности ребенка, через восприятие художественной литературы, на основе комплекса приемов, методов, форм, и средств работы в реализации поставленной цели.

Психологическое благополучие личности

В статье обосновывается актуальность проблемы психологического благополучия в современном обществе. Преследует цель систематизации данных в изучении психологического благополучия. В качестве основных теорий психологического благополучия (Н. Бредберна...

Формирование нравственных ценностей подростков на материале уроков литературы

Становление духовно-нравственной личности — сложный социальный и педагогический процесс воспитания и развития, который неразрывно связан с формированием нравственной культуры. Но вопросы о том, какие критерии определяют сформированность нравственных ...

Коммуникативные качества личности и их проявление у младших школьников

Человеку для успешного существования в этом мире необходимо постоянное развитие. Саморазвитие предполагает формирование определенных качеств личности. В работе обращается внимание на коммуникативные свойства личности от полноценного развития которых ...

Роль воспитателя в процессе становления и развития личности подростка-кадета

В статье рассматривается роль воспитателя в становлении воспитанников кадетских корпусов как личности. Кратко представлена разработанная в Тюменском президентском кадетском училище программа воспитания и социализация кадет каждого класса с целью созд...

Проблема развития позитивных межличностных отношений среди старших дошкольников

Человек по своей природе является биосоциальным существом. Благодаря межличностным отношениям человек становится целостной личностью, учится взаимодействовать в мире социальных связей и может удовлетворить свои потребности в общении. В статье отмечен...

Изучение процесса формирования личности человека

Автором была выбрана данная тема неспроста, я считаю, что именно процесс формирования личности является одним из самых многоплановых и самых интересных в психологии. Как все мы знаем, формирование личности — это самый первый этап становления личностн...

Профессионально-личностное становление будущего учителя как педагогическая проблема

В статье рассматриваются тенденции современного образования, которые влияют на профессиональное и личностное становление будущего учителя, на развитие творческой индивидуальности, способностей и интересов.

Понятие и сущность профессионального самоопределения

В статье говорится о понятии и сущности профессионального самоопределения. Рассматриваются уровни и этапы профессионального самоопределения. К вопросам профессионального самоопределения психологи подходят по-разному. Одни считают, что вопросы приняти...

Задать вопрос