Данная статья посвящена теме развития и самообразования профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию индивидуального стиля существования в профессии, осмыслению инновационного педагогического опыта и становлению личности.
Ключевые слова: педагогическое самообразование. самообразование, индивидуальные интересы, молодые специалисты, предметная сфера.
Национальная программа подготовки кадров, новая редакция закона об образовании и воспитании Республики Узбекистан определили основные направления реформ в области народного образования. Реформированная система народного образования и воспитания ставит основным условием программы подготовки высококвалифицированных всесторонне совершенных кадров, что напрямую связано со стремлением к постоянному самосовершенствованию, самообразованию специалистов во всех областях науки и искусства. В процессе самообразовательной деятельности происходит формирование взглядов, вкусов, идеалов и потребностей личности, определение ее профессионального статуса.
Самообразование для молодого специалиста в области образования – это качественно новая форма присвоения себе социального опыта предыдущих поколений. Оно призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию индивидуального стиля существования в профессии, осмыслению инновационного педагогического опыта и становлению личности. Таким образом, педагогическое самообразование – это фактор формирования личности и деятельности в процессе становления профессионала. Свыше 80% опрошенных молодых специалистов осознают необходимость дальнейшей систематической работы над собой и после окончания вуза. Надо отметить, что в этом не последнюю роль играет и социально профессиональная позиция специалиста, определяющая направленность и содержание самообразовательной деятельности. Одним из объективных условий, влияющих на эффективность самообразования, начинающие учителя считают организацию труда, а далее называют качество педагогической литературы и льготы для учителей, последним условием определяют умения и навыки самообразования.
Такое распределение сохраняется на протяжении всей функциональной деятельности педагога. Но для молодых учителей трудность определяется еще и тем, что период адаптации в педагогической реальности отражает всю противоречивость и сложность социальной жизни общества. Поэтому правильно организованный труд, высвобождающий свободное время для занятий самообразованием, и качественная педагогическая литература определяют главное в эффективности самообразования молодых специалистов. Организация самообразовательной деятельности молодого специалиста определяется рядом тенденций. Так наиболее предпочтительными считаются разные конструктивные сочетания организованности и самостоятельности в самообразовании. На начальном этапе, как отмечают сами учителя, проявляется склонность к организованным занятиям, но с учетом индивидуальных интересов и возможностей педагогов. Это в большей степени связано с потребностью молодых специалистов в помощи инструкторов и наставников.
В дальнейшем наблюдается подъем уровня самостоятельности, но обязательно с возможностью консультаций по предмету деятельности. Хотя некоторые учителя предпочитают также и полную самостоятельность в личной самообразовательной деятельности. Что касается мотивов учительского самообразования, то здесь очень четко прослеживаются две группы мотивов: преобладают элементы осознанности, обязанности и творческой активности. Существенная связь между направленностью деятельности педагога и характером самообразования позволяет выделить три группы учителей с определенной профессиональной позицией. В первую группу вошли учителя с высокой творческой направленностью.
Их существование в профессии тесно связано с информационными запросами. Они активно воспринимают информацию из любого источника и плодотворно проверяют ее в работе. Интересна большая значимость познавательных запросов их личности и оценка информации как одного из значимых источников воспитания и саморазвития.
Данную группу учителей отличают творческая изобретательность, ощущение полноты жизни, разнообразие впечатлений и широта интересов как профессиональных, так и личных. Во вторую группу входят учителя, рассматривающие информацию в основном через призму индивидуальных профессиональных интересов. Они активно переносят все на педагогическую почву, рассматривая окружающую жизнь как педагогические материалы по воспитанию и образованию молодежи. Третью группу организовали учителя, которые свой круг информационных запросов ограничили только предметной сферой. Они, конечно, интересуются другой проблематикой, но она, как правило, не соприкасается с профессиональным интересом, если отсутствуют прямые связи. Как видим, общекультурная подготовка учителя диктует профессиональную позицию молодого специалиста. Его отношение к окружающему миру часто связано с узкопрофильным подходом к своей деятельности.
Профессионально ориентированное самообразование — это потребность значительной части молодых специалистов. Позиция активных субъектов педагогический деятельности порождает стремление к осмыслению своей работы с позиции психолого-педагогической науки. Подобная направленность самообразования, несмотря на ограничение сферой профессиональной деятельности, все же ориентирована на личное развитие педагога с обогащением его творческого потенциала. Высокая компетентность специалиста, отличающегося высокой требовательностью к себе, постоянным стремлением к самосовершенствованию, и формирование личностных качеств определяют профессионала.
Литература:
- Зимняя И. А. психология обучения иностранным языкам в школе 1991г
- Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. 1989г
- Сухомлинский А. В. Сто советов учителю