Самообразование как условие профессионального становления личности педагога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сайфуллаева, У. У. Самообразование как условие профессионального становления личности педагога / У. У. Сайфуллаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 3.2 (137.2). — С. 17-18. — URL: https://moluch.ru/archive/137/38751/ (дата обращения: 18.12.2024).



Данная статья посвящена теме развития и самообразования профессионального становления личности педагога, призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию индивидуального стиля существования в профессии, осмыслению инновационного педагогического опыта и становлению личности.

Ключевые слова: педагогическое самообразование. самообразование, индивидуальные интересы, молодые специалисты, предметная сфера.

Национальная программа подготовки кадров, новая редакция закона об образовании и воспитании Республики Узбекистан определили основные направления реформ в области народного образования. Реформированная система народного образования и воспитания ставит основным условием программы подготовки высококвалифицированных всесторонне совершенных кадров, что напрямую связано со стремлением к постоянному самосовершенствованию, самообразованию специалистов во всех областях науки и искусства. В процессе самообразовательной деятельности происходит формирование взглядов, вкусов, идеалов и потребностей личности, определение ее профессионального статуса.

Самообразование для молодого специалиста в области образования – это качественно новая форма присвоения себе социального опыта предыдущих поколений. Оно призвано компенсировать недостатки профессиональной подготовки в вузе, совершенствовать и систематизировать знания, способствовать формированию индивидуального стиля существования в профессии, осмыслению инновационного педагогического опыта и становлению личности. Таким образом, педагогическое самообразование – это фактор формирования личности и деятельности в процессе становления профессионала. Свыше 80% опрошенных молодых специалистов осознают необходимость дальнейшей систематической работы над собой и после окончания вуза. Надо отметить, что в этом не последнюю роль играет и социально профессиональная позиция специалиста, определяющая направленность и содержание самообразовательной деятельности. Одним из объективных условий, влияющих на эффективность самообразования, начинающие учителя считают организацию труда, а далее называют качество педагогической литературы и льготы для учителей, последним условием определяют умения и навыки самообразования.

Такое распределение сохраняется на протяжении всей функциональной деятельности педагога. Но для молодых учителей трудность определяется еще и тем, что период адаптации в педагогической реальности отражает всю противоречивость и сложность социальной жизни общества. Поэтому правильно организованный труд, высвобождающий свободное время для занятий самообразованием, и качественная педагогическая литература определяют главное в эффективности самообразования молодых специалистов. Организация самообразовательной деятельности молодого специалиста определяется рядом тенденций. Так наиболее предпочтительными считаются разные конструктивные сочетания организованности и самостоятельности в самообразовании. На начальном этапе, как отмечают сами учителя, проявляется склонность к организованным занятиям, но с учетом индивидуальных интересов и возможностей педагогов. Это в большей степени связано с потребностью молодых специалистов в помощи инструкторов и наставников.

В дальнейшем наблюдается подъем уровня самостоятельности, но обязательно с возможностью консультаций по предмету деятельности. Хотя некоторые учителя предпочитают также и полную самостоятельность в личной самообразовательной деятельности. Что касается мотивов учительского самообразования, то здесь очень четко прослеживаются две группы мотивов: преобладают элементы осознанности, обязанности и творческой активности. Существенная связь между направленностью деятельности педагога и характером самообразования позволяет выделить три группы учителей с определенной профессиональной позицией. В первую группу вошли учителя с высокой творческой направленностью.

Их существование в профессии тесно связано с информационными запросами. Они активно воспринимают информацию из любого источника и плодотворно проверяют ее в работе. Интересна большая значимость познавательных запросов их личности и оценка информации как одного из значимых источников воспитания и саморазвития.

Данную группу учителей отличают творческая изобретательность, ощущение полноты жизни, разнообразие впечатлений и широта интересов как профессиональных, так и личных. Во вторую группу входят учителя, рассматривающие информацию в основном через призму индивидуальных профессиональных интересов. Они активно переносят все на педагогическую почву, рассматривая окружающую жизнь как педагогические материалы по воспитанию и образованию молодежи. Третью группу организовали учителя, которые свой круг информационных запросов ограничили только предметной сферой. Они, конечно, интересуются другой проблематикой, но она, как правило, не соприкасается с профессиональным интересом, если отсутствуют прямые связи. Как видим, общекультурная подготовка учителя диктует профессиональную позицию молодого специалиста. Его отношение к окружающему миру часто связано с узкопрофильным подходом к своей деятельности.

Профессионально ориентированное самообразование — это потребность значительной части молодых специалистов. Позиция активных субъектов педагогический деятельности порождает стремление к осмыслению своей работы с позиции психолого-педагогической науки. Подобная направленность самообразования, несмотря на ограничение сферой профессиональной деятельности, все же ориентирована на личное развитие педагога с обогащением его творческого потенциала. Высокая компетентность специалиста, отличающегося высокой требовательностью к себе, постоянным стремлением к самосовершенствованию, и формирование личностных качеств определяют профессионала.

Литература:

  1. Зимняя И. А. психология обучения иностранным языкам в школе 1991г
  2. Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. 1989г
  3. Сухомлинский А. В. Сто советов учителю
Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, самообразовательная деятельность, учитель, группа учителей, индивидуальный стиль существования, инновационный педагогический опыт, народное образование, педагогическое самообразование, предметная сфера, профессиональная подготовка, профессиональная позиция, становление личности.


Ключевые слова

педагогическое самообразование. самообразование, индивидуальные интересы, молодые специалисты, предметная сфера

Похожие статьи

Наставничество как ресурс непрерывного профессионального самообразования педагога

В статье автор исследует особенности осуществления наставничества в условиях обновления содержания образования, обосновывает деятельность наставника как новый ресурс для его профессионального роста.

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога

Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Похожие статьи

Наставничество как ресурс непрерывного профессионального самообразования педагога

В статье автор исследует особенности осуществления наставничества в условиях обновления содержания образования, обосновывает деятельность наставника как новый ресурс для его профессионального роста.

Значение развития методологических и организационных подходов в обеспечении автономной работы студентов

Среди целей образовательного процесса важнейшее значение имеет развитие способности студентов к непрерывному самообразованию, их стремление пополнять и обновлять знания, творческое использование на практике и в областях будущей профессиональной карье...

Мероприятия по совершенствованию профессиональных компетенций учителя начальных классов

В период всеобщей глобализации общества, целью модернизации современного образования является повышение его качества, достижение инновационных образовательных результатов, адекватных требованиям современного общества. Образовательные результаты включ...

Организация личного труда учителя и роль творческой деятельности в педагогическом процессе

В статье показана приоритетная роль творческой деятельности в контексте современного образовательного процесса, а также значение правильной организации личного труда учителя как необходимого условия достижения образовательного результата.

Дидактическое проектирование как условие успешной профессиональной деятельности педагога

Совершенствование качества обучения в образовательных учреждениях напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Возможность использования их творческого потенциала выражается в подготовке и внедрении ими в образовательный процесс разнообразных дид...

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Творчество педагога дополнительного образования как важная составляющая образовательного процесса

В статье автор раскрывает основные аспекты творческого подхода в педагогике дополнительного образования, его влияние на эффективность образовательного процесса, включая умение педагога создавать стимулирующую и поддерживающую среду, оказывающую влиян...

Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Педагогические условия удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников в системе школа-вуз

В статье рассматриваются результаты исследования по выявлению педагогиче-ских условий удовлетворения профессиональных намерений старшеклассников как ключе-вой характеристики профессионального самоопределения личности. Актуализируется задача вузов по ...

Задать вопрос