В статье рассматриваются непрерывность образования как условие обеспечения качества образования, задачи для обеспечения успешного непрерывного образования, а также значение непрерывного образование в повышении качества образования и становлении будущего педагога.
Ключевые слова: непрерывность образования, интеграция, повышение квалификации, интерактивное обучение, информационные технологии, дифференцированное обучение, модульное обучение, мультимедиа, творческие способности, кругозор
Continuity of the formation are considered In article as condition of the provision quality formation, problems for ensuring the successful unceasing formation, as well as importance unceasing formation in increasing quality formation and formations of the future teacher.
Keywords: internet, educational technologies, creative activity, interact education, information technologists, differentiated education, module education, multimedia, creative abilities, outlook
Изменения, происходящие в сфере образования в современном мире, связаны со сменой образовательной парадигмы, суть которой состоит в переходе от концепции базового образования, призванного вооружать человека знаниями и умениями, к концепции образования в течение всей жизни (lifelong education), которое должно обеспечить постоянное обновление знаний в соответствии с динамикой перемен: социально-экономических и культурных. Эта концепция сегодня принята почти всеми передовыми странами мира. Она выдвигает образование взрослых на определяющие позиции в социально-экономическом развитии страны.
Традиционное базовое образование, получаемое в начале жизни, не успевает за изменениями мира, принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами, необходимыми ему для эффективного выполнения различных социальных ролей. Принятая практически всеми передовыми странами концепция непрерывного образования выдвигает образование взрослых на определяющие позиции в основных направлениях социально-экономического развития современного мира, в том числе и в Узбекистане. В республике на современном этапе формируются общественные отношения, базирующиеся на рыночной экономике. Собственная модель перехода к рыночным отношениям основана на учете специфических условий и особенностей республики: традиций, обычаев, уклада жизни. Новые условия рынка труда продиктовали основные направления развития системы образования в республике.
Непрерывность образования — важный принцип, введенный в Национальную программу по подготовке кадров. Он означает, что образование начинается в дошкольных учреждениях, продолжается в девятилетней школе, а затем в академических лицеях и профессиональных колледжах. Далее — вузовское образование с двумя ступенями — для бакалавров и магистров, послевузовское — докторантура. Вместе с тем, непрерывность образования означает, что, приступив к трудовой деятельности, человек может продолжать учиться. Для этого создаются всевозможные формы переобучения, повышения квалификации кадров [3].
Государственная политика в области образования основана на следующих принципах:
− гуманистический, демократический характер обучения и воспитания;
− непрерывность и преемственность среднего специального, профессиональ-ного, высшего и послевузовского образования;
− светский характер системы образования;
− общедоступность образования в пределах государственных образователь-ных стандартов;
− единство и дифференцированность подхода к выбору программ обучения;
− поощрения одаренности и таланта;
− сочетание государственного и общественного управления в системе высшего образования;
− интеграция высшего образования, науки и производства [1].
В настоящее время к личности специалиста предъявляются высокие требования, такие как способность к творчеству, быстрая адаптация, способность к постоянному профессиональному росту, саморазвитию и самосовершенствованию. Исходя из всех выше перечисленных требований, профессиональное образование должно быть направлено на создание условий для обеспечения личностно-профессионального роста будущих специалистов, развития их способности самостоятельно решать жизненные и профессиональные проблемы. Так как на становление профессионализма влияют не только индивидуальные особенности учителя, но и особенности окружающей его среды.
В большинстве случаев непрерывность образования рассматривается как условие обеспечения качества образования. Особое содержательное наполнение идеи непрерывного образования приобретает в наше время, причем непрерывность образования в современных условиях рассматривается как принципиальное требование и необходимое условие, обеспечивающие качество процессов и результатов образования.
В настоящее время определены признаки (их называют также принципами), характеризующие непрерывность образования:
− охват образованием всей жизни человека;
− понимание образовательной системы как целостной, включающей дошкольное воспитание, основное, последовательное, повторное, параллельное образование, объединяющее и интегрирующее все его уровни и формы;
− горизонтальная интеграция: дом — соседи — местная социальная сфера — общество — мир труда — средства массовой информации — рекреационные, культурные, религиозные организации и т. д.;
− связь между изучаемыми предметами;
− вертикальная интеграция: связь между отдельными этапами образования– дошкольным, школьным, послешкольным; между разными уровнями и предметами внутри отдельных этапов; между разными социальными ролями, реализуемыми человеком на отдельных этапах жизненного пути; между различными качествами развития человека (такими качествами временного характера, как физическое, моральное, интеллектуальное развитие и т. п.);
− совершенствование умений учиться; стимулирование мотивации к учебе; создание соответствующих условий и атмосферы для учебы [2].
На первый план выходит задача обеспечения реальных проб и оснований для самоопределения как обеспечение успешного непрерывного образования, в том числе — для выбора будущей профессиональной деятельности. Современная динамика жизни требует от общего образования не «натаскивания» на математику, физику, языки, а создания условий для становления ключевых компетенций, позволяющих выпускнику быстро осваивать новые профессии и предметные области в процессе получения высшего образования. К таким компетентностям относятся: способность к автономному действию, коммуникативность, умение работать с проблемой, т. е. «проектировочная компетентность», связанная с выделением проблемы, переведением ее в задачу, созданием и реализацией проекта.
Осознание этих проблем привело нас к мысли разработать такую программу социальной практики, которая бы «повысила шанс событийности» — обеспечила старшим школьникам опыт ответственного полноценного действия в открытом мире — действия с замыслом, планированием, согласованием ресурсов, получением востребованного продукта и процессом рефлексии итогов.
Программа предполагает, что школьники включаются в реальный проект какого-либо действующего субъекта экономической сферы, чтобы создавать общественно востребованный продукт. В процессе этой социально-профессиональной практики старшеклассник вступает во взаимодействие с носителями разных профессиональных навыков, осваивая некоторые из них, и осознает разницу между общим образованием и образованием, направленным на профессиональное самоопределение. Реализация программы результативна не только для лицеистов: лицей приобретает партнеров из разных сфер деятельности (бизнеса, политики, социальных услуг), что, в конечном счете, определяет его имидж как активного субъекта микрорайона, города [2].
Одна из основных целей непрерывного образования — расширение и диверсификация образовательных услуг, дополняющих базовое школьное или вузовское обучение. Непрерывное образование приравнивается к образованию взрослых, так как речь идет о различных формах переподготовки, повышения квалификации и культурного уровня людей, преодолевших обычный возраст базового обучения.
Одним из направлений развития непрерывного образования стало создание нетрадиционных учебных заведений: «университетов без стен», «школ гибкого обучения» и т. п. Самым известным примером является опыт функционирования Открытого университета в Великобритании, организованного таким образом, что подготовка там эквивалентна университетскому образованию и ведется без отрыва от производства, на заочной основе. История непрерывного образования имеет советские корни. В ходе контактов между странами бывшей антигитлеровской коалиции британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято решение о формировании подобной системы образования.
Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. На этой основе начал функционировать Открытый университет (Open University) Великобритании, который до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области. В нем ежегодно учится 200 тысяч человек.
Динамичное развитие непрерывного образования актуализирует изменения в технике, технологии, организации, ассортименте продукции. Зачастую наблюдается разрыв между требованиями современной экономики и базовыми знаниями. Для повышения гибкости постоянно действующей системы актуализации знаний, приближения ее к пользователю создаются программы повышения квалификации, обучения взрослых на базе высших учебных заведений, сети небольших учебных пунктов, обладающих значительной юридической и финансовой самостоятельностью.
За рубежом крупные фирмы располагают, как правило, собственной системой подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. Это сеть специальных учебных заведений, имеющих мощную материально-техническую базу, штаты квалифицированных преподавателей. В высокотехнологичных отраслях промышленности ежегодно проходят переподготовку 75–85 % всех категорий персонала. Компании располагают правом присуждать своим работникам ученые степени. В этой связи можно говорить о превращении корпораций в «институты непрерывного образования». Последние годи в Узбекистане тоже наблюдается тенденция формирования программ непрерывного образования на базе вузов. В сравнительно короткий срок сформирована новая модель системы образования в Узбекистане, обеспечены первоначальные (минимальные и достаточно необходимые) нормативно-правовые, материально-ресурсные, организационно-управленческие, содержательно-методические условия ее функционирования. Сегодня Узбекистане в теорию и практику повсеместно вошло понятие «Национальная модель подготовки кадров». Фундаментом этой модели явилось непрерывное образование, а образующим компонентом — личность. Кабинетом Министров были определены три этапа реализации Национальной программы подготовки кадров:
Первый этап (1997–2001 гг.) — создание правовых, кадровых, научно-методических, финансово-материальных условий для реформирования и развития системы непрерывного образования на основе сохранения ее позитивного потенциала. Второй этап (2001–2005 гг.) — полномасштабная реализация Национальной программы, ее корректировка с учетом накопленного опыта, развития рынка труда и реальных социально-экономических условий. Сейчас идёт третий этап (2005 и последующие годы) — реализации совершенствование и дальнейшее развитие системы непрерывного образования на основе анализа и обобщения накопленного опыта, в соответствии с перспективами социально-экономического развития страны.
Непрерывность образования — важный принцип, введенный в Национальную программу по подготовке кадров. Профессиональная переподготовка проводится в рамках ежегодно утверждаемых графиков для педагогических кадров учреждений ССПО, имеющих базовое высшее педагогическое образование и осуществляется в случае необходимости получение ими права преподавания по учебным дисциплинам или курсам, помимо указанных в дипломе о высшем образовании, по ходатайству администрации учреждений и территориальных управлений ССПО. Она проводится только с отрывом от основного места работы.
Национальная модель и программа — это стратегически продуманная, научно обоснованная модель (концепция), которая очень чутко воспринимает тенденции и нюансы социально — экономического развития страны. Тем самым Национальная модель заставляет постоянно искать наиболее эффективные пути ее реализации. К положительным результатам реформы, характерным для всех уровней образования, можно отнести:
− поступательное развитие образовательной системы как единого учебно- научно- производственного комплекса на основе государственных и негосударственных образовательных учреждений, формирования конкурентной среды в области образования и подготовки кадров с привлечением всех источников финансирования (государственных и негосударственных), разработкой и введением в практику реальных механизмов привлечения внебюджетных средств, в том числе иностранных инвестиций, в систему непрерывного образования и подготовки кадров;
В этой связи встает вопрос об эффективности форм реализации непрерывного образования, который еще необходимо исследовать. Очевидно, что непрерывное образование не является очередной стадией развития системы образования, а выступает как необходимая составная часть процесса интеграции науки, образования и производства. Высшее образование республики решает приоритетную задачу подготовки квалифицированных преподавателей соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, свободно владеющих своей профессией и ориентированных на смежные области деятельности, способных к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов.
Эта задача требует научного обеспечения целей, содержания, методов, средств и организационных форм воспитания, обучения и развития личности в высшей школе на основе использования достижений науки, техники и инновационных технологий. Решение проблем высшего профессионального образования невозможно без повышения педагогической интеллектуальной культуры, без преодоления устоявшихся стереотипов, консерватизма в педагогической науке и практике. Эти проблемы непосредственно связаны с разработкой и внедрением в учебный процесс инновационных технологий.
Таким образом, становление системы непрерывного образования основывается на двух взаимосвязанных тенденциях: вторжении производства в сферу базовой подготовки и, наоборот, проникновении обучения в производственный процесс.
В условиях складывающегося нового информационно-коммуникационного общества в систему непрерывного образования ворвались инновационные технологии со своими несомненными плюсами и неоспоримыми минусами, что требует соответствующей адаптации к этому субъектов. Состав и взаимосвязь компонентов образования должны иметь гибкую структуру и функционал, адаптирующиеся к особенностям конкретного контента среды, потребностям и способностям обучаемых.
Непрерывное образование также имеет большое значение для повышения качества образования и становления будущего педагога. Так как данный подход позволяет раскрыть и развить профессиональные качества будущего учителя, которые будут необходимы в выбранной профессии, а также помогает решить различные проблемы, возникающие в процессе обучения. Все это позволяет педагогу стать уникальным новатором, продуктивным технологом обучения и воспитания.
Литература:
- Бегимкулов У. Ш. Некоторые аспекты системы непрерывного образования Республики Узбекистан. — Ташкент, 2010.
- Лапков А. В. МОУ «Общеобразовательный лицей № 6 «Перспектива», Красноярск, Россия, с. 31.
- 7.3. Реформы образования в Узбекистане в свете задач человеческого развития. Формирование национальной модели образования.