Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальной школы является главным инструментом в деятельности современной образовательной организации в период адаптации. Внимание к школьной адаптации обусловлено тенденцией к дальнейшему росту количества обучающихся, имеющих серьезные затруднения адаптации к условиям школьного обучения. Разными авторами приводятся различные статистические данные о проблемах адаптации первоклассников: одни исследователи видят подобные затруднения у 15–40 %, другие приводят более пугающие цифры — от 20 до 60 % в зависимости от типа образовательной организации.
А. Ф. Ануфриев, Г. М. Андреева, М. И. Рожкова и другие исследователи выделяют среди причин затруднения процесса адаптации к обучению в школе слабый учет индивидуальных особенностей, склонностей и интересов ребенка, ослабленное физическое развитие и нарушения эмоционального благополучия детей.
По мнению ряда специалистов-психологов А. И. Архиповой, Л. А. Венгер, В. С. Мухиной, проблема адаптации заключается в формировании способностей к дальнейшему личностному и социальному развитию обучающихся в начальной школе, а не только к успешному приспособлению в образовательной среде.
Следовательно, проблемы адаптации относятся к самым серьезным проблемам современности, а обеспечение педагогических условий социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе наиболее востребованными.
Идеи социально-педагогического сопровождения обучающихся в России развивались в соответствии с концепцией поддержки обучающихся О.С Газман и других. В данное время Е. А. Александровой разработан терминологический аппарат, М. И. Рожковым и М. Р. Битяновой выявлены условия для саморазвития и индивидуализации развития детей, И. С. Якиманской обозначены условия педагогического сопровождения обучающихся в личностно-ориентированной модели образования, Г. М. Андреевой и А. В. Мудрик изучена и разработана проблема социализации личности, О. С. Гребенюк и О. В. Ромашовой выявлены проблемы адаптации личности в трактовке теоретических аспектов сопровождения обучающихся.
Однако исследований, применительно к проблеме выявления педагогических условий социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе в настоящее время не выявлено, фрагментарно представленные некоторые аспекты данной проблемы.
Исходя из этого, целью стало выявление педагогических условий социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе.
В ходе теоретического анализа были определены основные понятия «адаптация», «педагогические условия» и «социально-педагогическое сопровождение». Множественность определений и подходов к пониманию сущности процесса адаптации демонстрирует сложность и многоаспектность феномена адаптации. В своем исследовании под «адаптацией» будем понимать процесс и результат активного приспособления индивида к новым условиям существования.
Анализ позиций различных исследователей (В. И. Андреева, Н. М. Яковлева, Н. В. Ипполитова, М. В. Звереваой, С. А. Дынина и другие) относительно определения понятия «педагогические условия» позволяет выделить ряд положений, важных для нашего понимания данного феномена:
– условия выступают как составной части педагогической системы;
– педагогические условия отражают совокупность возможностей образовательной (содержание, методы, приемы и формы обучения и воспитания) среды, влияющие положительно или отрицательно на ее функционирование;
– в структуре педагогических условий наблюдается ориентир на внутренние и внешние элементы;
– реализация правильно выбранных педагогических условий обеспечивает развитие и функционирование педагогической системы.
В своем исследовании под «педагогическими условиями» один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной среды, затрагивающих личные и процессуальные аспекты системы и обеспечить ее функционирование и развитие.
Согласно исследований Т. А. Крыловой и М. Л. Струковой, социально-педагогическое сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности, направленная на создание условий для успешной адаптации, развития и социализации детей.
В ходе исследования нами были выявлены педагогические условия социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов в период адаптации к школе:
- Содержание социально-педагогического сопровождения учащихся начальных классов должно определяться в соответствии с этапами адаптации: ориентировочным, первичной адаптацией, с преодолением трудностей в адаптации.
- Социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков, родителей и социальных педагогов.
Согласно первому условию социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов должно осуществляется в соответствии с этапами адаптации.
Ориентировочный этап длится с марта по сентябрь (запись ребенка в школу). Основная цель этого этапа ознакомление с особенностями организации педагогического процесса в образовательном учреждении. В соответствии с этой целью, перед специалистами образовательных учреждений выдвигаются следующие задачи:
– создание благоприятных условий для успешного вхождения детей в школьную жизнь;
– профилактики отклонений в состоянии здоровья и функциональных расстройств в период физиологической адаптации первоклассников;
Решение этих задач достигается с помощью следующих инструментов: диагностика адаптации первоклассников к обучению в школе, психолого-профилактическая и воспитательная работа с детьми, психологическое консультирование и просвещение учителей и родителей, методическая работа с педагогическим коллективом и администрацией.
Этап первичной адаптации длится в течение первых двух месяцев пребывание первоклассника в школе. Основной целью данного этапа является сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Этап преодоления трудностей адаптации осуществляется во второй половине года и предполагает осуществление комплексной психолого-педагогической помощи детям с трудностями в адаптации к школе. Основная цель этого этапа — преодолеть различные нарушения обучения, эмоционального благополучия и личностного развития первоклассников. В соответствии с целью сформулированы следующие задачи:
– устранение негативных факторов, которые снижают адаптационные возможности первоклассников;
– преодоления трудностей в учебной деятельности, нарушения поведения и личностного развития детей;
– оптимизации взаимоотношений «неблагополучных» детей с взрослыми и сверстниками.
Решение этих задач осуществляется с помощью психотерапии, консультирования педагогов и родителей, организации методической работы профессорско-преподавательского состава.
В конце декабря проводится психолого-педагогический консилиум по результатам диагностики особенностей адаптации первоклассников к школе, где психолог информирует педагогический коллектив об особенностях адаптационного периода и выявляет детей, имеющих трудности в обучении, общении и личностном развитии. Основываясь на этих данных, специалисты разрабатывают индивидуальные программы мероприятий социально-педагогического сопровождения детей.
Согласно второму условию социально-педагогическое сопровождение учащихся начальных классов в период адаптации к школе должно быть организовано в тесном взаимодействии всех субъектов образовательного процесса: педагогов, психологов, медиков, родителей и социальных педагогов. Только совместная работа (в условиях «одной команды») педагога, психолога, учителя, социального педагога, медицинского работника может дать реальный результат. Взаимодействие специалистов в ОУ осуществляется через:
– взаимное информирование по результатам диагностики;
– взаимное консультирование по возникающим проблемам;
– взаимодействие на консилиуме, где совместно обсуждается варианты разрешения проблемы и вырабатывается общий план действий.
Теоретическая проработка проблемы позволила реализовать педагогические условия социально-педагогического сопровождения адаптации первоклассников к школе и проверить их эффективность на базе МБОУ «СОШ» № 1 г. Мегиона.
Высокий уровень адаптированности младших школьников на контрольном эксперименте показали 32,2 % (9 чел.) в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом количественные данные увеличились на 10,8 %. Средний уровень адаптированности младших школьников на контрольном эксперименте показали 60,7 % (17 чел.) в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом количественные данные увеличились на 10,7 %. Низкий уровень адаптированности младших школьников на контрольном эксперименте показали 7,1 % (2 чел.) в экспериментальной группе, по сравнению с констатирующим экспериментом количественные данные увеличились на 21,5 %.
Статистически достоверна (с вероятностью 0,05) подтверждена значимая позитивная динамика адаптации учащихся начальных классов к школе на конец экспериментальной работы в сравнении с ее началом. Это свидетельствует об эффективности проведенного экспериментального исследования.
Проанализировав результаты исследования, следует отметить, что реализация педагогических условий социально-педагогического сопровождения способствовало адаптации учащихся начальных классов в период адаптации к школе.
Литература:
- Крылова Т. А. Социально-педагогическая поддержка / Т. А. Крылова, М. Л. Струкова // «Справочник классного руководителя». -2014.- № 10 — С. 33–36
- Ипполитова Н. В., Стерхова Н. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация // General and Professional Education. — 2012. — № 1. — С. 8–14.
- Ведерникова Л. В., Бырдина О. Г., Поворознюк О. А. социальная успешность школьников как результат профилактики их виктимности // Сибирский педагогический журнал, Издательство: Новосибирский государственный педагогический университет. — 2014. — № 3. — С. 8–13.
- Поворознюк О. А. Современные подходы к оцениванию как условие повышения качества начального образования//Современные подходы к повышению качества образования: материалы межвузовской научно-практической конференции, Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2011.-С. 5–8.
- Поворознюк О. А. Педагогические условия развития коммуникативной компетентности младших школьников//Современные подходы к повышению качества образования: материалы межвузовской научно-практической конференции, Ишим: Изд-во ИГПИ им. П. П. Ершова, 2013.-С. 59–66.
- Поворознюк О. А. Абраева М. А. Формирование социальной успешности младших школьников в процессе педагогического взаимодействия//Педагогический профессионализм и образование. Сборник научных трудов XI Международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию НГПУ. ФГБОУ ВПО Новосибирский государственный педагогический университет. 2015. С. 128–130.