Формирование социально-психологической компетентности сотрудников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 23.01.2017

Статья просмотрена: 1308 раз

Библиографическое описание:

Гумерова, А. М. Формирование социально-психологической компетентности сотрудников / А. М. Гумерова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 570-571. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38614/ (дата обращения: 15.11.2024).



Среди основных условий деятельности сотрудников, оказывающих существенное влияние на формирование их социально-психологической компетентности, выделяют две их группы: внутренние (жесткие, временные и ресурсные ограничения при принятии решений и т. д. и внешние (изменяющаяся экономическая, социальная обстановка; отсутствие в четком и явном виде оценочных критериев эффективности деятельности руководящих кадров).

Ключевые слова: компетенция, компетентность, социально- психологическая компетентность

Термины «компетенция» и «компетентность» в последнее время часто используются в исследованиях, посвященных воспитанию и обучению в университетах. В то же время анализ понятий по этой проблеме показывает всю сложность, многосторонность и неточность трактовки самих понятий «компетенция» и «компетентность».

Согласно определению, приведенному в толковом словаре Д. Н. Ушакова, компетенция — круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению. Аналогично под компетенцией государственной власти и управления понимается система общих прав и обязанностей, которыми законодатель наделяет представительные учреждения, администрацию рассматриваемого звена для реализации управленческих функций в отношении подконтрольных охраняемых интересов [4]. Таким образом, профессиональная компетенция (принадлежность по праву) — круг вопросов, решение которых входит в обязанности сотрудников.

Г. С. Никифоров предложил рассматривать компетентность в широком (как степень общественной зрелости и образованности всех людей) и узком (как знания и умения) смысле слова [5]. В широком смысле слова компетентность может быть рассмотрена с трех сторон: 1) как методологический принцип; 2) как форма проявления сознательной общественной активности; 3) как элемент социальной роли.

Наиболее распространенными являются следующие определения компетентности:

Компетентность является одним из компонентов личности или совокупностью известных ее свойств, обусловливающих успех в решении определенного круга задач.

Компетентность находит отражение в количестве и качестве управленческих задач, сформулированных и решенных сотрудниками. Компетентность выражает интеллектуальное соответствие сотрудников тем задачам, решение которых обязательно для работающих на этих должностях людей.

Компетентность является одним из свойств, проявления личности и заключается в эффективности решения проблем, встречающихся в сфере деятельности человека и осуществляемых в интересах данной организации [9].

Социально-психологическая компетентность сотрудников рассматривается как определенный уровень развития их коммуникативных качеств, способность к адекватному межличностному восприятию и взаимодействию, умение предупреждать и разрешать конфликты [6].

Социально-психологическая компетентность сотрудников, реализующая в конкретной профессиональной деятельности, соотносится со степенью развития служебного коллектива и характеризуется определенным уровнем адаптации сотрудников к заданной социальной роли (уровнем социальной компетентности) [2].

Социально-психологическая компетентность сотрудников в ее конкретной, продуктивной форме базируется не только на особенностях личности, но и на специфике их взаимодействия с гражданами, обусловленной обстоятельствами профессиональной деятельности и поглощающей как обстоятельства межличностного взаимодействия, так и возможности самой личности. Она проявляется в восприятии и понимании сотрудниками в обращении и отношениях с окружающими, в глубине их психологического включения как в предметную, профессиональную, так и в коммуникативную деятельность, психологическую атмосферу, характеризующую состояние их межличностных от ношений в коллективе и удовлетворенности результатами деятельности [1,2].

Социально-психологическая компетентность сотрудников находит выражение в их профессиональной готовности осознанно, своевременно и творчески решать многообразные задачи, вытекающие из динамических условий управленческой ситуации.

Успешность выполнения сотрудниками столь сложных функциональных обязанностей находятся в прямой зависимости от их подготовленности к деятельности, в том числе и от уровня социально-психологической компетентности [3].

Таким образом, деятельность сотрудников реализуется в условиях тесного взаимодействия с различными субъектами общественных процессов, общения с различными категориями граждан. Обеспечение эффективности в общении предъявляет высокие требования к личностным и деловым качествам сотрудников, их социально-психологической компетентности.

Литература:

  1. Емельянов, Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение.— Л.: ЛГУ, 1985. — 166 с.
  2. Жуков, Ю. М. Петровская Л. А. Диагностика и развитие компетентности в общении. — М.: МГУ, 1990. — 104 с.
  3. Зеер, Э. Ф. Психология профессионального развития / Э. Ф. Зеер, — 3-е изд., стер. — М.: Академия, 2009–240 с.
  4. Никифиров, Г. С. Компетентность и ее значение в управлении производством // Вестник МГУ сер.13 «Теории научного коммунизма» № 3, с 3–9.
  5. Панфилова, А. П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. — СПб., 2001. С. 20–23.
  6. Петровская, Л. А. Компетенция в общении. М.1989–288 с.
  7. Петровская, Л. А. Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды. — М.: Смысл, 2007.
  8. Фишман, И. С. Ключевые компетентности как результат образования. — М.: Педагогика, 2009.
  9. Шадриков, В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. –М.: Аспект Пресс, 2007–284 с.
Основные термины (генерируются автоматически): социально-психологическая компетентность сотрудников, компетентность, социально-психологическая компетентность, профессиональная деятельность.


Ключевые слова

компетентность, компетенция, социально- психологическая компетентность

Похожие статьи

Подходы к измерению трудового потенциала региона

В статье предлагаются подходы к измерению трудового потенциала, представляющего собой совокупные способности занятого населения региона к труду, реализованные или нереализованные в сложившихся природно-географических, социально-экономических, организ...

Системно-деятельностный подход к процессу формирования управленческих компетенций у социальных работников

Представлено видение сущности и структуры управленческой компетенции как целостного явления, представляющего совокупность знаниевого, технологического и личностного компонентов, а также содержания процесса ее формирования у социальных работников, вкл...

Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия

Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...

Содержательно-смысловая интерпретация сущности понятия управленческой компетентности

В статье рассматривается содержательно-смысловая сущность понятия «управленческая компетентность», определяющая степень соответствия практически используемых знаний потребностям успешного функционирования и развития систем управления. Утверждается, ч...

Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов

В статье рассмотрены место и роль профессиональных навыков будущих специалистов. На основе анализа научной литературы, раскрывается смысл понятия «профессиональная компетентность личности». Характеризируются основные структурные элементы профессионал...

К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Особенности коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти

Функционирование компании, органов власти, любого юридического лица невозможно без ежедневного осуществления нескольких видов коммуникаций. Использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти обусловливается высок...

Похожие статьи

Подходы к измерению трудового потенциала региона

В статье предлагаются подходы к измерению трудового потенциала, представляющего собой совокупные способности занятого населения региона к труду, реализованные или нереализованные в сложившихся природно-географических, социально-экономических, организ...

Системно-деятельностный подход к процессу формирования управленческих компетенций у социальных работников

Представлено видение сущности и структуры управленческой компетенции как целостного явления, представляющего совокупность знаниевого, технологического и личностного компонентов, а также содержания процесса ее формирования у социальных работников, вкл...

Развитие компетентностного подхода в управлении кадровым потенциалом производственного предприятия

Рассматривается компетентностный подход, как способ управления персоналом, дает четкое определение профессиональных и поведенческих требований, предъявляемых к работнику в зависимости от его руководящего уровня, профессии, занимаемой должности и выпо...

Содержательно-смысловая интерпретация сущности понятия управленческой компетентности

В статье рассматривается содержательно-смысловая сущность понятия «управленческая компетентность», определяющая степень соответствия практически используемых знаний потребностям успешного функционирования и развития систем управления. Утверждается, ч...

Формирование профессиональных компетенций у будущих педагогов-психологов

В статье рассмотрены место и роль профессиональных навыков будущих специалистов. На основе анализа научной литературы, раскрывается смысл понятия «профессиональная компетентность личности». Характеризируются основные структурные элементы профессионал...

К вопросу формирования инклюзивной компетентности преподавателя высшей школы

В статье через призму компетентностного подхода рассмотрены вопросы, связанные с актуальностью профессионального самосовершенствования преподавателя высшей школы, основанной на учете потребностей студентов с нарушениями зрения, а также вызовов и осно...

Возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения

В статье рассмотрены возможности оценки профессиональной компетентности студентов в зависимости от профиля обучения. Текст статьи содержит результаты эмпирического исследования оценки уровня сформированности профессиональной компетентности студентов ...

Специфика контроля сформированности коммуникативной компетенции как основа системы оценки достижения планируемых результатов при решении учебно-познавательных задач на уроках иностранного языка

Данная статья рассматривает требования к результатам освоения образовательной программы на основе метапредметных действий. Так как впервые в истории российского образования разработана система оценки достижения планируемых результатов, то более подро...

Интерактивное обучение как средство развития профессионально-познавательной активности обучающихся

В данной статье рассматривается развитие профессионально-познавательной активности обучающихся, через использование в учебном процессе активных и интерактивных методов обучения, как необходимое и обязательное условие их будущей профессиональной деяте...

Особенности коммуникативных технологий в деятельности органов государственной власти

Функционирование компании, органов власти, любого юридического лица невозможно без ежедневного осуществления нескольких видов коммуникаций. Использование информационно-коммуникационных технологий в органах государственной власти обусловливается высок...

Задать вопрос