Определена роль взаимодействия культур в развитии византийской архитектуры. Выделены основные вехи в становлении храмового зодчества.
Ключевые слова: Византия, исторический аспект, архитектура, храм
The role of cultural interaction in the development of Byzantine architecture. The basic milestones in the development of temple architecture.
Keywords: Byzantium, the historical aspect, the architecture, the temple
Культурное наследие Византии трудно переоценить. Наследие византийской культуры прямым образом повлияло на духовную и культурную жизнь России. Особенно взаимодействие культур прослеживается в архитектуре, можно сказать, что Россия стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии. Если рассмотреть историю развития архитектуры Византии, то можно выделить три основных периода: ранневизантийский (V-VIII.вв.), средневизантийский (VIII-XIII вв.) и поздневизантийский (XII-XV вв.). Среди этих периодов отмечался период высшего расцвета — это был первый период, который приходился на время царствования Юстиниана (20–60 гг. VI в.), в это время Византия была могущественной державой, которая покорила многие страны, такие как: Греция, Малая Азия, Италия, Адриатика. Также покорёнными стали народы Передней Азии, южного Средиземноморья.
Культура завоёванных стран отразилась на развитии Византийской культуры. Характерной чертой византийской культуры является синтез античных и восточных элементов в искусстве и архитектуре.
Особое влияние на развитие архитектуры оказала христианская идеология, особенно это сказалось на монументальном каменном строительстве. Композиция церквей соответствовала с назначением здания и с поставленной задачей утвержденной императорским могуществом, что обусловило единство поисков и безусловное единство развития культовых зданий, несмотря на региональные отличия, в которых показывались особенности и традиции некоторых народов. [4].
Развитие купольных композиций храмов является основополагающим элементом в развитии храмового зодчества в мировом сообществе, которое выразилось в появлении новых типов структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов храмов можно соотнести на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов развивалась в период средне-византийской архитектуры.
К византийской эпохе также относится и строение монастырей, которые строились в виде архитектурных комплексов. Монастыри огораживались крепостными сооружениями, внутри которых располагались жилые и хозяйственные постройки монахов, большая трапезная, а доминирующим зданием была — церковь. Многие достижения в архитектурном строительстве Византия переняла у Рима, в частности, в области арочно-сводчатых конструкций. Важнейшей конструктивной разработкой византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на четыре отдельно стоящие опоры с помощью парусного свода. Данная конструкция позволила освободить интерьер храма от больших стен и расширить внутреннее пространство. В строительстве храмов использовался плоский кирпич, который укладывался на растворе. Раствор состоял из цемянки, что придавал раствору прочность, также в раствор добавляли мелко истолченный кирпич и известь.
Цемяночный быстросхватывающийся раствор позволял возводить купола и своды по древневосточному обычаю — без использования дорогостоящих лесов. При строительстве куполов кладка выполнялась отдельно — кольцо за кольцом, наклоняя кирпичные ряды. Продолжая восточные традиции, конструкция византийских сводов из кирпича сильно отличается от конструкции римских сводов, которые возводились по деревянным кружалам. Чтобы облегчить вес, в кладки сводов для этого добавлялись пористые каменные породы, такие как пемза. Черепицей или свинцовыми листами покрывались своды и купола. [3]
Византийские зодчие в строительстве церковных сооружений опирались на эллинистические источники. Одним из известных источников, фигурирующий в строительстве Софии Константинопольской был комментарий к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов», автором которого был Исидор из Милета. Трактат «О парадоксах механики» написал сам архитектор собора Софии Анфимий из Тралл.
Влияние греческих традиций и воздействие местных архитектурных школ способствовало художественному осмыслению новых конструктивных систем в византийском зодчестве. Раскрытие в композиции конструктивной формы, характерно древнегреческой архитектуре, что стало и в византийскую эпоху главным тектоническим принципом, но данный принцип выразился с развитием сводчато-купольных форм при преобладающем значении внутреннего пространства. Основными средствами выразительности являлись сами конструктивные элементы-своды, купола, аркады, которые четко читались в интерьере без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены в основном облицовывались разноцветными плитами мрамора или расписывались фресковой живописью, также широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Можно было увидеть и резную скульптурную обработку стен, которая воспринималась только как легкий рельефный рисунок, не разбивающий плоскости стены. В разделениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но пропала типичная для Древнего Рима ордерная аркада.
В византийской архитектуре доминирующим мотивом стала аркада на колоннах, которая появилась еще в период Римской империи. Форма аркады стала конструктивна. Несущая часть колонны осталась от римского ордера, также изменилась и форма капители, с прямоугольным основанием на круглую колонну. Капитель стала более массивной, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Скульптурная отделка капители украшалась геометрическим узором. Ствол и колонны часто создавались монолитными, иногда на оба конца колонны накладывались свинцовые прокладки.
В ранневизантийских храмах использовался тип базилики — это удлиненное здание, где средний неф выделялся по ширине и высоте и был отделен от малых нефов аркадой на колоннах. Большую роль в развитии византийской архитектуры сыграли базилики, которые были построены в восточных районах- в Сирии, Малой Азии, Закавказье.
Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 515 г., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569–586 гг.). Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.
Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой — сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п.
При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные ниши — экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой развитой структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями христианского ритуала, происходившего главным образом в центре храма под куполом-символом небосвода [1].
Пиком развития арочно-сводчатых структур стала грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе, которую построили греческие архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 532–537 гг., собор был построен во время правления императора Юстиниана. Собор Софии в Константинополе стал самым грандиозным и выдающемся произведением византийской архитектуры. Собор Софии стал придворным храмом императора и главным зданием Византийской империи.
Купольная базилика собора Софии Константинопольской совмещала в себе особенности структуры выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона, тем не менее общие размеры собора Софии существенно превышают их, а конструктивная основа значительно отличается от прототипов. Собор представляет в плане прямоугольник со сторонами 74,8Х69,7 м. Центральное пространство формируется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м., связанными между собой подпружными арками и парусами, на которые опирается центральный купол диаметром 31 м. и толщиной в замке 0,6 м. Несущая конструкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опирающихся на круговое кольцо, сечением 2,1Х0,8 м, выполненное из прочного камня, Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. В целях максимального облегчения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладывались из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра, имеющие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезновения на расстоянии 5,7 м от оси. Тонкие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса, заключенные между подпружными арками, выложены из кирпича. Несущие эти арки пилоны выложены из квадров известняка на известковом растворе с прокладками из свинца в верхней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении. Распор купола в продольном направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 м., подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Создана четко взаимодействующая система купольного и полу купольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 кв. м). Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших полукуполов. Такова же роль последних по отношению к куполу. Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного нефа аркадами на колоннах. Сравнительно тонкие стены храма (1,1–1,5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свинцовыми листами.
Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека. Важнейшей особенностью интерьера является его тектоническая ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция-основа выразительности. Система сферических поверхностей-купол, паруса, полукупола и конхи экседр-акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Этой цели служат многочисленные проемы, устроенные в нижней части купола и полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков, которая достигает своей кульминации в обильном освещении под купольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый светом купол как бы парит над всем интерьером, подчеркивая его воздушность и пространственность.
В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека [2]. Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.
Литература:
- Брунов Н. И. Архитектура Византии // Всеобщая история архитектуры. Т. 3. Архитектура восточной Европы. Средние века. — М.: 2002.
- Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. — Л.:Искусство, 1986.
- Удальцова З. В. Византийская культура. — М., 1988.
- Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. Л.:Наука, 1985.