В статье рассматриваются основные законы и нормативно-правовые акты, способствующие увеличению притока инвестиций в экономику Санкт-Петербурга. Дано представление об особой экономической зоне Санкт-Петербурга и налоговых преференциях для инвесторов.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный климат, законы об инвестициях
Для увеличения объема инвестиций с 1 января 2015 года в Санкт-Петербурге снижены налоги для ряда субъектов малого предпринимательства, объявлен мораторий на введение торгового сбора, предоставлен ряд льгот крупному и среднему бизнесу, пополняющему основные фонды и создающему высокотехнологичные рабочие места. Последние поправки в закон Санкт-Петербурга «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» предусматривают снижение до 1,5 млрд рублей порога совокупного объема инвестирования в развитие здравоохранения, культуры, образования, физической культуры и спорта, науки и инновационной деятельности для присвоения инвестиционному проекту статуса стратегического проекта Санкт-Петербурга [4].
Статус стратегического инвестиционного проекта предусматривает следующие льготы:
– Предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, в аренду без проведения торгов;
– Возможность уменьшения арендной платы за предоставление земельного участка для строительства до 1,5 процентов его кадастровой стоимости;
– Предоставление возможности выкупать земельные участки, полученные целевым назначением, по сниженной цене согласно установленному льготному корректирующему коэффициенту в размере 0,25;
– Сопровождение инвестиционного проекта на всех этапах реализации.
С 1 марта 2016 года петербургские власти снизили для проектов гостиниц порог по объему инвестиций для получения стратегического статуса в 10 раз — до 1,5 млрд рублей. Сейчас установлено общее требование об обеспечении совокупного объема инвестирования в инвестиционные проекты не менее 15 млрд рублей [1].
Подобные действия властей города связаны с развитием туризма в Петербурге и подготовкой к чемпионату мира по футболу 2018 года. Согласно статистическим данным, в 2015 году Санкт-Петербург посетили 6,5 миллионов российских и зарубежных туристов, что превышает население Петербурга на 1,5 миллиона человек. Помимо традиционного культурно-познавательного туризма, в городе быстро развивается сегмент делового, в том числе конгрессно-выставочного туризма, и круизного туризма (более 12 % в год).
На конец 2015 года в Санкт-Петербурге насчитывался 141 объект гостиничной инфраструктуры с общим объемом номерного фонда около 20 тысяч номеров (за исключением малых форм размещения: хостелы и мини-отели). За последние пять лет этот показатель увеличился на 25 гостиниц с общим числом номерного фонда 5,4 тысячи номеров.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Санкт-Петербурга, до 2030 года мощность гостиничного комплекса города составит 45 тысяч номеров, а количество туристов, въехавших в город с различными целями, достигнет 10 миллионов человек в год [3].
Загрузка гостиниц Санкт-Петербурга в высокий сезон в 2015 году достигала 80–90 %. Также в течение года наблюдался рост средней цены номера практически во всех сегментах рынка. Таким образом можно констатировать, что Санкт-Петербург идеально подходит для привлечения инвестиций при реализации проектов строительства объектов гостиничной инфраструктуры.
Помимо стратегических инвестиционных проектов, Санкт-Петербург является одним из первых регионов России, утвердившим порядок и условия участия города в государственно-частном партнерстве (ГЧП) — Закон Санкт-Петербурга от 20 декабря 2006 года № 627–100 «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП». Согласно данным Всемирного банка, в Санкт-Петербурге в настоящий момент осуществляется одна из самых масштабных в мире программ по реализации проектов с использованием схем государственно-частного партнерства. Город разработал собственную законодательную базу, позволяющую инвесторам максимально эффективно взаимодействовать с региональными властями.
Основная цель взаимодействия частного и публичного секторов по схеме ГЧП — это взаимовыгодное сотрудничество между Санкт-Петербургом и инвестором в реализации социально значимых проектов, направленное на обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности Санкт-Петербурга, повышения качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Законодательство Санкт-Петербурга о ГЧП обновлено в связи с принятием 13 июля 2015 года Федерального закона № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].
В рамках участия в проектах ГЧП город может осуществлять поддержку инвестора, в том числе посредством осуществления выплат, связанных с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги), с обеспечением минимального дохода от деятельности инвестора и т. д.
Принятие нормативного правового акта Санкт-Петербурга, ухудшающего положение инвестора, может являться основанием для осуществления выплат в целях обеспечения имущественных интересов инвестора, существовавших на момент установления партнерских отношений с городом т. е. на момент подписания соглашения). Органом исполнительной власти, реализующим государственную политику Санкт-Петербурга в сфере инвестиций и ГЧП является Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга [2].
На основе Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в ГЧП» осуществляются два крупных проекта: развитие аэропорта «Пулково» и строительство завода по переработке твёрдых бытовых отходов в п. Янино Также ведется предварительная подготовка проектов ГЧП в сфере жилищно-коммунального хозяйства (водо- и теплоснабжение, электросбережение и т. п.), развития транспортной инфраструктуры и в социальной сфере (строительство социально значимых объектов — школ, больниц и др.).
Выявление и развитие перспективных инвестиционных проектов является ключевой задачей инвестиционной политики Санкт-Петербурга.
В настоящее время при поддержке города в Санкт-Петербурге создан автомобильный кластер, в который входят заводы таких крупных европейских компаний как Ниссан, Тойота, Дженерал Моторс, Хендэ, а также компании-поставщики автокомпонентов, построена вторая сцена государственного Мариинского театра, завершено строительство Морского пассажирского терминала. В стадии реализации находятся инвестиционные проекты создания Западного Скоростного диаметра, развития аэропорта Пулково, проекты комплексного освоения территории (например, проект «Балтийская жемчужина», «Невская ратуша» и др.) [5]
Регулярно на рассмотрение Совета по инвестициям при Губернаторе Санкт-Петербурга выносятся новые инвестиционные проекты. В случае одобрения реализации которых инвестору оказывается максимально возможная поддержка города.
По результатам анализа потребностей и возможностей Санкт-Петербурга, в городе сформирован Инвестиционный портфель, в который вошли перспективные инвестиционные проекты, к реализации которых приглашаются инвесторы.
В Санкт-Петербурге функционирует особая экономическая зона (ОЭЗ), в которой созданы комфортные условия для развития предпринимательства. Она расположена на двух площадках — это «Нойдорф» в Стрельне площадью 18,9 гектара и «Новоорловская» площадью 110,4 гектара в Приморском районе Санкт-Петербурга. Резидентам ОЭЗ предоставляются налоговые и таможенные льготы, а также возможность воспользоваться упрощенным порядком предоставления земельного участка и льготной арендной платы за него.
При участии правительства Санкт-Петербурга в городе создана и активно развивается современная инфраструктура поддержки инновационной деятельности: СПб ГБУ «ЦРПП» — центр развития и поддержки предпринимательства, Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция по сопровождению промышленных проектов», Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, Санкт-Петербургский фонд развития бизнеса, ОАО «Технопарк Санкт-Петербурга», центр кластерного развития и бизнес-инкубатор «Ингрия».
Отдельно следует упомянуть налоговую политику Санкт-Петербурга. Санкт-Петербург — один из лидеров среди субъектов Российской Федерации как по объему и сроку предоставления налоговых льгот, так и по простоте их получения. Применение льгот в Санкт-Петербурге не требует от инвестора заключения инвестиционного договора с регионом и прохождения иных разрешительных и согласовательных процедур. Перечень налоговых льгот для инвесторов представлен в таблице 1.
Таблица 1
Налоговые льготы для инвесторов вСанкт-Петербурге [6]
Инвестиционные налоговые льготы |
||
Капитальные вложения |
Налог на прибыль организации |
Льготный период |
15 млрд руб. в течение 5 лет |
13,5 %(-4,5 %) |
7 лет |
800 млн руб. в течение 3 лет |
13,5 %(-4,5 %) |
5 лет |
300 млн руб. в течение 1 года |
15,5 %(-2,5 %) |
3 года |
Налоговые льготы при создании высокооплачиваемых рабочих мест |
||
Средняя з/п в организации |
Численность работников |
Налоговая льгота |
От 7 МЗП |
Более 400 чел. |
Налог на прибыль организации 16,5 %(-1,5 %) |
От 12 МЗП |
Более 100 чел. |
Налог на прибыль организации 13,5 %(-4,5 %) |
Инвестиционные налоговые льготы |
||
Условия льготирования |
Сумма/период |
Налоговые льготы |
Объем капитальных вложений в объекты амортизируемых основных средств (для отдельных видов деятельности) с 01.01.2010 по 31.12.2016 |
800 млн руб. за 3 года |
Налог на имущество организаций 0 % на 5 лет (-2,2 %) |
Объем капитальных вложений в объекты недвижимости |
300 млн руб за 3 года |
Налог на имущество организаций 0 % на 2 года (-2,2 %) |
Объем капитальных вложений в производственное оборудование |
50 млн руб. за 1 год |
Уменьшение суммы налога на имущество организаций на величину, равную 2,2 % от суммы вложений |
Строительство, реконструкция, модернизация здания |
100 млн руб. за 3 года |
Земельный налог 0 % на 2 года с момента ввода в эксплуатацию |
Литература:
- Закон Санкт-Петербурга от 03.12.2008 № 742–136 «О стратегических инвестиционных проектах, стратегических инвесторах и стратегических партнерах Санкт-Петербурга» // Официальный текст ИПС «Кодекс», 01.01.2016
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 31 марта 2009 года N 347 «О мерах по реализации Закона Санкт-Петербурга «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах» (с изменениями на 24 августа 2015 года) // Официальный текст ИПС «Кодекс», 24.08.2015
- Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 13 мая 2014 года N 355 «О Стратегии экономического и социального развития Санкт-Петербурга на период до 2030 года» // Официальный текст ИПС «Кодекс», 13.05.2014
- Маринина А. М. Инвестиции с человеческим лицом // Газета «Коммерсантъ»- 2015. № 238. — с.14.
- Разумный Е. П. Инвесторы перешли на русский // Ведомости. — 2016. № 3990. — с.17.
- Инвестиционный портал Санкт-Петербурга: Налоговые льготы для инвесторов. [Электронный ресурс] URL: http://www.spbinvestment.ru/ru/nalogy (дата обращения: 15.12.2016)