Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 25.01.2017

Статья просмотрена: 2728 раз

Библиографическое описание:

Балаклеец, В. В. Использование проектного метода на уроках математики при обучении младших школьников / В. В. Балаклеец. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 357-359. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38631/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность применения метода проектов в начальном образовании обусловлена необходимостью совершенствования образовательного процесса с целью личностного и познавательного развития детей. Реализация проектно-исследовательской деятельности является актуальной проблемой в школьном образовании зарубежной и российской школ. Формирование способности и готовности учащихся самостоятельно творчески работать позволит совершенствовать образовательный и воспитательный процессы в начальной школе.

По вопросу рекуперации метода проектов в начальном образовании написано достаточно работ, однако практического материала по применению названного метода на уроках математики в начальной школе недостаточно. Особую сложность испытывают учителя начальных классов при выборе тематики исследований. В соответствии с требованиями ФГОС НОО при обучении младших школьников педагог использует системно-деятельностный подход. Внедрение метода проектов поможет учителю достичь высоких результатов при соблюдении данного подхода.

Вследствие реализации системно-деятельностного подхода при формировании исследовательской компетенции младших школьников выпускник начальной школы будет обладать следующими личностными качествами:

‒ обладать навыком самостоятельно приобретать знания, эффективно применять их на практике;

‒ критически и творчески мыслить, находить рациональные пути преодоления трудностей, генерировать новые идеи [1].

В данной статье рассмотрена объективная возможность применения метода проектов в начальной школе на уроках математики. В научных работах показана возможность внедрения данного метода на уроках. Как указывают авторы, в процессе ведения урока учитель может реализовать элементы данного метода как «коллективный учебный диалог, рассматривание предметов, создание проблемных ситуаций, чтение-рассматривание, коллективное моделирование».

Хотя метод проектов достаточно известный, но и сегодня он актуален, потому что во время его осуществления дети используют полученные знания на практике, у них формируется самостоятельность, опыт работы в группах, увлечённость работой. Разные точки зрения использования метода проектов отражали в своих работах Г. Б. Голуб, В. А. Далингер, Дж. Дьюи, П. Ф. Каптерев,В. Х. Килпатрик, Е. Колингс, М. В. и др [2]. В педагогике он применяется вместе с систематическим предметным обучением, как элемент системы образования.

Он соответствует одной из ведущих задач школы, которая заключается в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и подкрепит личностную мотивацию, воспитать заинтересованность к обучению, склонность к самоусовершенствованию, «научить учиться», подготовить их к жизни в современном обществе, где от них, по мнению Е. С. Полат, будет требоваться:

‒ приспосабливаться к жизненным ситуациям, самостоятельно приобретая необходимые знания, со знанием дела практиковать, решая разные вопросы;

‒ по-своему критически рассуждать, быть способным понять возникающие в жизни проблемы и искать пути разумного их разрешения;

‒ ясно осмысливать, где и каким образом приобретенные им познания могут быть задействованы окружающей обстановке; быть способным воспроизводить новые идеи, творчески мыслить;

‒ работать с информацией согласно правилам подбирать нужные для исследовательской работы задачи, факты, анализировать их, предлагать гипотезы решения проблемы, обобщать, сравнивать с подобными или противоположными версиями, выявлять статистические закономерности, формулировать обоснованные выводы на их основе видеть и решать другие проблемы;

‒ быть общительным, контактным в различных общественных стратах, быть способным действовать вместе в различных областях, предупреждая конфликтные эксцессы или умело обходя их;

‒ индивидуально работать над формированием собственного интеллекта [2].

Рассмотрим педагогические условия использования метода проектов при обучении младших школьников.

Использование проектного метода обучения предполагает знание учителем разработки и создания проекта. Формирование исследовательского метода предполагает организацию на уроках процесса выработки новых знаний, закрепление и систематизацию пройденного материала. Главным результатом проектно-исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт.

Данная деятельность призвана развивать: научное мышление, интеллектуальную инициативу, коммуникативные качества личности, творческий подход к собственной деятельности, представления о межпредметных связях. Также в процессе данной деятельности активизируется интерес к знаниям, осваиваются новые информационные технологии, обеспечивается установка на престижность знаний. Эффективность использования данного метода объясняется фактом самообразования учащегося при помощи учителя. Педагог в данном случае играет роль координатора, направляющего деятельность учеников.

В силу специфики возраста младших школьников их необходимо привлекать к данному виду деятельности уже с первого класса, ведь «именно в младшем возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений» [3]. «В этом возрасте у них развивается умение находить нестандартные решения проблемы, умение планировать собственную деятельность, умение ориентироваться в различных ситуациях, уме работать совместно с различными людьми, умение оценить полученные результаты. Это все те умения, которые характеризуют творческую личность. Дети младшего школьного возраста с удовольствием фантазируют, экспериментируют, делают маленькие открытия [4]». Младшим школьникам рекомендуется предлагать небольшие проекты, рассчитанные на 1–2 урока, а желающие могут попробовать себя в более длительном исполнении этого вида деятельности. Следовательно, целесообразно начинать работу не с масштабной НИР, а последовательно, поэтапно включая в учебную деятельность проектно-исследовательскую работу.

В научной литературе описаны этапы проектно-исследовательской работы: проблематизация — определение проблемы; целеполагание — трансформирование проблемы в личностно-значимую цель; планирование — проект проведения работы; реализация — действенный этап воплощения проекта в жизнь; рефлексия — последняя ступень, предполагающая осознание, анализ работы, попытку увидеть перспективу, оценка своих действий.

При разработке урока, включающего в себя ознакомление с одним из этапов проекно-исследовательской работы, учитель уточняет положения математической теории, выполняет соответствующий анализ научных сведениц, подбирает темы для проектов, формулирует вопросы, ответы на которые будут помогать детям в реализации проекта.

В учебниках математики разных образовательных систем уровень введения понятий различен, но при этом заложена концепция образования исследовательских умений, что имеет немаловажное значение при выполнении проекта. Применение проектного метода обучения предусматривает знание учителем концепции формирования и перечня исследовательских умений.

Рассмотрим примеры введения проектно-исследовательской работы в учебную деятельность младших школьников. Подобная работа проводилась нами в период педагогической практики.

Так при изучении многоугольников можно предложить детям в качестве домашнего задания выполнить поисковую работу по темам «Волшебный квадрат», «Треугольники в жизни человека», «Ромб в жизни человека», в группах по 3–4 человека.

Важно учесть, что при работе над первыми проектами ученики с большой долей самостоятельности ищут ответы на вопрос «Где узнать?». В итоге мозгового штурма подвергаются освоению сведения на бумажном носителе, информация на электронном носителе, сведения, полученные от других людей в результате непосредственного общения. Сам ученик также является источником информации — догадался, вспомнил.

Далее ребенок работает над поставленной задачей, собирает и обобщает информацию по теме задания. Затем он может оформить работу в виде коллажа либо реферата, а на самом уроке — представить и защитить проект.

Также можно предложить индивидуально-групповую работу на уроке в виде составления задач по картинке. Например, составить текстовые задачи по сказке «Волк и семеро козлят», записать текст составленных задач на листочках, и в конце урока прикрепить свои работы на ватман с иллюстрацией, по котрой составляли задачи. Описанный прием можно эффективно использовать при изучении многих тем. Рассмотрим ещё один пример. При изучении темы «способы решения задачи» можно предложить каждому ребенку выбрать себе задачу, которую он должен решить двумя-тремя способами, а на уроке представить решения. Данный прием позволяет выявить учеников, заинтересованных предметом математики, и в дальнейшем они могут стать участниками проектно-исследовательской работы в более крупном масштабе. При изучении темы «Свойства чисел» дети проводят поисковую работу по таким темам, как «Числа вокруг нас», «Удивительные числа 3, 11, 13», «Магия числа 7». результаты проектно-исследовательской работы представляются в виде доклада, сценки, альбома стихотворений на заданную тему, комплектом редких фактов из истории математики в форме памятки.

Проект может быть как единоличным, так и групповым, как творческим, так и практически-направленным, а плодом проектной работы является творческий продукт. Посредством осуществления метода проектов достигается самосовершенствование ученика. Метод проектов органично дополняет и расширяет учебную деятельность учащихся на уроке.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М. 2011. 43с.
  2. Полат, Е. С. Метод проектов: типология и структура [Текст] / Е. С. Полат // Лицейское и гимназическое образование. — 2002. — № 9. — С. 9–17
  3. Феоктистова В. Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников: рекомендации, проекты. Волгоград: Учитель, 2011. — 142 с.
  4. Коваленко О. А. Наука и школьная практика. Методы формирования исследовательских умений младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2011. № 2 С. 83–87.
Основные термины (генерируются автоматически): проектно-исследовательская работа, метод проектов, начальная школа, начальное образование, поисковая работа, проектно-исследовательская деятельность, проектный метод обучения, собственная деятельность, творческий продукт, учебная деятельность.


Похожие статьи

Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся среднего звена на уроках английского языка

Использование групповых методов обучения на уроках

Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в средней школе

Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников

Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы

Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике

Похожие статьи

Использование проблемных заданий при обучении чтению учащихся среднего звена на уроках английского языка

Использование групповых методов обучения на уроках

Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в средней школе

Использование эффективных методов обучения при дисграфии у младших школьников

Технология дифференцированного обучения на уроках в начальной школе

Применение ИКТ технологий в учебном процессе начальной школы

Использование интерактивных методов обучения при проведении лекционных занятий

Использование ИКТ на уроках английского языка как средство интенсификации образовательного процесса

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках английского языка в начальной школе

Использование электронных образовательных ресурсов при индивидуализации обучения математике

Задать вопрос