Проблема национального характера волновала мыслителей в разные периоды развития общества. Об этом феномене писали Шарль де Монтескье, Д. Юм, К. Гельвецкий, И. Кант, Г. Гегель. Этим социальным явлением интересовалась Екатерина II. В замечаниях последней было отмечено, что национальный характер порождается верой, законами, климатом, нравами, обычаями. 60-е годы прошлого столетия ознаменовались дискуссией ученых, разделившихся на два течения: одни полагали, что данный феномен существует (М. А. Свердлин, А. И. Горячева), другие полагали обратное (С. А. Токарев, Н. Н. Чебоксаров) [1]. В настоящее время национальный характер определяется как «совокупность максимально устойчивых для данной национальной общности особенностей эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира, форм реакций на него» [3]. Одним из составляющих данного феномена является эмоциональный интеллект.
Фактор эмоционального интеллекта являлся предметом изучения таких ученых, как Дж. Мэйер, Р. Бар-Он, П. Саловей, Д. Карузо, других. Так, американский психолог Дэниэл Гоулман считает, что эмоциональный интеллект играет важную роль в мотивационной сфере, отвечает за способность влиять на эмоции других, владеть своими эмоциями, побуждать к достижениям, активности других, и создавать собственный оптимистический жизненный настрой [1].
Среди отечественных исследователей идея единства аффективных и интеллектуальных процессов развивалась А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, Л. С. Выготским. Исследователи определили динамичность эмоционального интеллекта, а также интегральность данного образования, определение им успешности человека в сфере межличностных отношений и формировании адекватной самооценки человека. В данной работе мы опирались на определение эмоционального интеллекта с позиции Д. М. Люсина. Эмоциональный интеллект — это способность человека определять собственные эмоции и эмоции окружающих с целью использовать полученную информацию для собственных целей [1, 2].
В исследовании нами рассматриваются особенности эмоционального интеллекта представителей русского и хакасского этносов. Как известно, у каждого народа есть психологические особенности национального характера. Так, представителям русского народа присущи такие качества, как дружелюбие, открытость общению, уравновешенность при принятии решений в сложных ситуациях, готовность к самопожертвованию, самоотверженность. Представителей же хакасской национальности более характеризуют такие качества, как стойкость, дисциплинированность, устойчивость и вместе с тем некоторый консерватизм, пассивность, уверенность. Для выявления особенностей эмоционального интеллекта представителей выбранных этносов нами использовался опросник Д. В. Люсина.
Опросник «ЭМИН» Д. В. Люсина содержит в себе пять базовых субшкал:
‒ шкала ВП — понимание своих эмоций (способность к самоанализу и определению характера своих эмоций);
‒ шкала ВУ — управление своими эмоциями (способность к саморегуляции, самоконтролю эмоций);
‒ шкала ПЭ — контроль экспрессии (способность контролировать выражение чувств и эмоций в форме мимики, голоса и др.);
‒ шкала МП — понимание чужих эмоций (способность распознавания эмоций других людей на основе внешних проявлений);
‒ шкала МУ — управление чужими эмоциями (способность влиять на выражение и проявление эмоций других людей).
Опросник также позволяет выявить основные компоненты развития данного феномена, такие как уровень внутриличностного эмоционального интеллекта (шкала ВЭИ) и межличностного эмоционального интеллекта (шкала МЭИ) [2].
В исследовании приняли участие 60 человек, студенты групп (всего — 32 студента), где большинство (84 %) составляли представители русской национальности и студенты групп (всего — 28 студентов), где большинство (94 %) составляли представители коренной национальности (хакасы). В дальнейшем мы будем обозначать их как смешанная группа (Р) и этническая группа (Х).
В ходе анализа полученных данных были выявлены определенные различия основных компонентов эмоционального интеллекта.
Рис. 1. Шкала МЭИ
Рис. 2 Шкала ВЭИ
У опрошенных представителей русской культуры преобладает средний уровень (у 40 % опрошенных) и высокий уровень (23 % опрошенных данной категории являются его обладателями) по шкале МЭИ. В связи с этим можно сделать вывод о том, что им более присущи такие качества, как склонность интерпретировать эмоций других людей на основе внешних проявлений и некоторая склонность к манипулированию чужими чувствами, представителям культуры коренного народа Хакасии преобладает низкий уровень (у 75 % опрошенных), у 35 % опрошенных средний уровень, что позволяет сделать вывод о том, что они менее ориентированы на эмоции других людей.
У представителей коренного населения в отношении умения анализировать, контролировать свои эмоции показатели по шкале ВЭИ следующие: средний уровень — 48 % и высокий — 20 %, у представителей русской культуры: средний уровень — 27 %, высокий уровень — 20 %.
Рис. 3. Шкала МУ
Рис. 4. Шкала МП
Опросник дает баллы по шкалам МУ и МП, которые отражают недостаточно хорошо сформированные способности влиять на эмоции других людей у представителей хакасской национальности (у абсолютного большинства, что составляет 100 %, опрошенных данной категории, как иллюстрирует «Шкала МУ» низкий уровень развития данных качеств, причиной чего, возможно, является отсутствие желания манипулировать другими личностями), и некоторое пассивность в таком процессе, как интерпретация эмоций других личностей (у 75 % респондентов низкий уровень развития данного качества, как отражает «Шкала МП»). В отношении представителей русской культуры на основании полученных данных следует умозаключение о достаточно хорошо развитой способности распознавать выражения чувств других представителей социума (у 25 % ответчиков данной выборки- высокий уровень, 20 % обладают средним уровнем по «Шкале МП») и умении влиять на эмоциональный настрой других людей (у 30 % опрошенных студентов — высокий уровень, у 40 % — средний уровень по «Шкале МУ»)
Рис. 5. Шкала ВЭ
Рис. 6. Шкала ВП
Полученные данные по шкале ВЭ (контроль экспрессии) указывают на более высокий общий уровень развития умения контролировать свои мимику, голос, жестикуляцию у опрошенных студентов этногрупп (26 % опрошенных обладают высоким уровнем этих качеств, у 43 % респондентов- средний уровень). Общий уровень развития данных качеств у студентов-представителей русской национальности несколько ниже (25 % опрошенных представителей русской культуры обладают высоким уровнем, у 35 % — средний уровень).
Результаты анализа данных анкетирования и отраженные в диаграмме (шкала ВП) свидетельствует о более высоком общем уровне способности анализировать свои эмоции, осознавать причину их возникновения у респондентов национальных групп (высоким уровнем обладают 9 %, средним уровнем — 42 %), чем у представителей русской национальности (высоким уровнем обладают 9 %, средним уровнем — 32 %).
Рис. 7. Шкала ВУ
Владение своими эмоциями, умение сохранять оптимистический настрой при неблагоприятных жизненных обстоятельствах, как отображает диаграмма «Шкала ВУ», более свойственны опрошенным представителям коренного населения Хакасии (63 % опрошенных являются обладателями высокого уровня, у 29 % — средний уровень). У представителей русской национальности эти данные следующие: 20 % респондентов обладают высоким уровнем, 30 % — обладатели средним уровнем.
Таким образом, изученные структурные компоненты эмоционального интеллекта опрошенных студентов, как представителей двух разных национальностей, имеют свои особенности:
‒ у опрошенных представителей хакасской национальности более развиты такие способности как осознавать свое настроение, причины эмоций, умение стимулировать себя, но недостаточно развиты способности понимать эмоции других и влиять на данный феномен с целью достижения своих желаний.
‒ у опрошенных представителей русской национальности сформированы умения различать эмоции других членов общества на основе анализа их внешних проявлений, хорошо развита способность влиять на чужой эмоциональный настрой, тем не менее, недостаточно развиты саморегуляция и самосознание своих эмоций.
Литература:
- Гоулман Д. Эмоциональный интеллект (перевод с английского). Владимир: АСТ, 2009. 107 с.
- Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерения, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С 29–36.
- Токарев С. А. Пережитки родовых отношений у хакасов в XIX в. // Сибирский этнографический сборник. Вып. 1. / Труды института этнографии. Т. XVIII. — 1952.