В технической литературе используются три основных термина для обозначения технологии передачи речи по сетям с пакетной коммутацией на базе протокола IP (Internet Protocol):
IP-телефония (IP Telephony);
голос по IP-сетям (Voice over IP — VoIP);
Интернет-телефония (Internet Telephony).
Под IP-телефонией будем понимать технологию, позволяющую использовать любую сеть с пакетной коммутацией на базе протокола IP в качестве средства организации и ведения международных, междугородных и местных телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени.
За рубежом технология передачи голосовой информации с использованием протокола IP имеет устоявшееся название Voice over IP (VoIP).
Интернет-телефония— это частный случай IP-телефонии, когда в качестве каналов передачи пакетов телефонного трафика либо от абонента к оператору, либо на магистрали (либо на обоих названных участках) используются обычные каналы сети Интернет.
IP-телефония — это будущее сети общего пользования и, следовательно, ее нужно всемерно поддерживать и развивать.
В традиционной телефонии вызывающий пользователь набирает номер нужного ему абонента, а телефонная сеть использует его для маршрутизации вызова. Процедура управления вызовами делится на три фазы: установления соединения, передача речи или данных и разъединение. Сообщения системы сигнализации инициируют и завершают эти фазы, а стандартные контрольные сигналы и записанные голосовые сообщения информируют абонента о характере прохождения его вызова.
По сравнению с сигнализацией в обычных телефонных сетях сигнализация IP телефонии должна обладать более широкими возможностями в силу специфики конечных узлов. Они могут иметь разные характеристики в части требуемой полосы пропускания, кодирования и декодирования аудиосигналов, передачи данных и так далее, и для установления сеанса связи между ними необходимо убедиться в совместимости этих характеристик.
Кроме того, в IP телефонии осуществляется контроль за доступом к сети. В ТфОП (телефонии общего пользования) абонент подключается к АТС через фиксированный местный шлейф, поэтому идентифицировать его телефонный аппарат очень просто. В сети IP телефонии всё гораздо сложнее, поскольку существует множество разных способов доступа к ней:
‒ с обычного телефона через ТфОП;
‒ по модемному соединению через сервер удалённого доступа;
‒ через ЛВС и территориально распределённую сеть.
Привлекательностьиспользованиявсех алгоритмов сценарий IP-телефонии для пользователя заключается в следующем:
‒ более низкие цены на традиционные услуги телефонной связи;
‒ IP-телефония одновременно поддерживает голос и данные;
‒ феноменальная мобильность пользователя, которую обеспечивает сеть IP-телефонии:
‒ звонки и факсы автоматически перенаправляются в любую точку мира, пользователи будут иметь доступ к одному и тому же набору услуг вне зависимости от того, где и как они подключаются к сети;
‒ новый набор устройств доступа, от традиционных телефонов и факсов до компьютеров;
‒ доступ к новым услугам (голосовая почта, конференцсвязь, передача факса и др.) через открытый интерфейс архитектуры па базе IP, что обеспечивает совместимость для широкого спектра разработчиков приложений;
‒ возможность настройки набора услуг;
‒ простота оплаты услуг IP-телефонии;
‒ простота контроля пользователем состояния его расчетного счета (через сеть Интернет).
Заключение. Предоставление телефонных услуг через инфраструктуру IP позволяет поставщику услуг IP получать большую, по сравнению с традиционными операторами, прибыль благодаря тому, что для Интернет-провайдеров услуга Интернет-телефонии обеспечивает следующие преимущества:
‒ сбережение капитальных вложений за счет использования открытых компьютерных платформ;
‒ снижение эксплуатационных расходов как результат предоставления разнообразия услуг на единой сети;
‒ открытая среда разработчика услуги означает более конкурентную, а следовательно, менее дорогую разработку новых услуг.
‒ множество услуг может быть доступно через единственный канал с пользователем, что означает больше услуг (прибыли) в расчете на одного пользователя.
Тем не менее, эффективность IP-телефонии ограничивается сегодня неустойчивыми и непредсказуемыми уровнями задержки на передачу пакетов. Другими словами, IP-телефония представляет собой пример классического проектного компромисса между стоимостью и характеристиками качества.
Для традиционных телефонных операторов IP-телефония также достаточно перспективна. Операторы ТфОП в США и Европе вкладывают значительные средства в создание развитой инфраструктуры IP и привлечение на свою сторону поставщиков услуг Интернет.
Поэтому технология IP-телефонии требует на сегодняшний день пристального внимания и глубокого изучения. Для изучения IP-телефонии используем интерактивные методы обучения.
Литература:
- IP-телефония. А. В. Росляков, М. Ю. Самсонов, И. В. Шибаев. М.Эко-Трендз. 2003г.
- IP-телефония. Гольдштейн Б. С., Пинчук А. В., Суховицкий А. Л. М.: Радио и связь, 2001.: ил. ISBN 5–256–01585–0
- Методические рекомендации к лабораторным работам по IP-телефонии. А. Б. Гольдштейн и В. В. Саморезов. СПбГУТ, 2003
- Стив М. К., Келли М- Г., Стивен Ф. Передача голосовых данных по сетях CiscoFrame Realy, ATM и IP. — М.: Норма, 2002.
- Интернет- телефония: протокол SIP и его применения. — М.: Норма, 2003.
- Качество обслуживания в сетях IP. Вегешна Ш. — М.: Наука. 2003. 368 с.
- IP-телефония и ТфОП// Технологии и средства связи. 2002. № 2. С. 12- 14
- Интеллектуальные сети и компьютерная телефония. — М.: Инфра- М, 2002.
- IP-доминанта систем корпоративной телефонии. Антон Заубин, Журнал «Connect! Мир связи», № 4, 2008