Прибыль — одна из важнейших и самых сложных экономических категорий, занимающая одно из центральных мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что ее называют первичным движителем экономики. Можно сказать, что стремление к получению прибыли — это выражение основного принципа рационального поведения в экономике — достижения максимальных результатов при минимальных затратах.
Показатели финансовых результатов организации являются важнейшими в управлении ее хозяйственной деятельностью. Такая информация пользуется наибольшим спросом среди различных ее пользователей. Внутренние пользователи используют финансовые результаты при анализе финансово-хозяйственной деятельности и принятии управленческих решений. Инвесторы используют этот показатель для оценки о рискованности и доходности предполагаемых инвестиций. Налоговые органы рассматривают этот показатель с фискальной точки зрения. Для контрагентов организаций финансовые результаты служат основой для оценки платежеспособности и применяются при предварительной экспертизе хозяйственных договоров.
Актуальность работы состоит в том, что недостаточное внимание к анализу и планированию прибыли может привести к отрицательным последствиям и для самих компаний, и для экономики страны в целом. Проблемы формирования государственного бюджета, своевременного пополнения его доходной части, сбалансированности доходов и расходов, обеспечения финансирования федеральных и региональных потребностей, а следовательно, и достижения роста налоговых поступлений и повышения уровня собираемости налоговых платежей, могут быть решены только при росте числа прибыльных предприятий.
В целом проблема управления прибылью предприятий является основной и сложнейшей задачей, решение которой является обязательным условием эффективного экономического роста экономики и уровня жизни населения. Поэтому выбор данной темы является актуальным в современных условиях.
Главной задачей компании является переход к управлению финансами на основе анализа ее финансово-экономического состояния с учетом постановки стратегических целей деятельности, адекватных рыночным условиям, и поиска путей их достижения. Анализ финансово-экономического состояния компании является базой для всех последующих действий. Причем внимание должно уделяться не только методам финансового анализа, но и исследованию полученных результатов и выработке управленческих решений.
Одной из составляющих системы финансового управления прибылью является бюджетирование. Преимущества бюджетирования состоят в следующем:
– возможность детализировать концепцию развития бизнеса;
– четкое планирование финансово-хозяйственной деятельности;
– прогнозирование прибыли;
– информирование сотрудников о планах работы предприятия и координация деятельности его подразделений;
– контроль и оценка эффективности работы руководителей и подразделений;
– заблаговременное выявление потребности предприятия в ресурсах;
– оптимизация финансовых потоков и распределения ресурсов;
– возможность использовать опыт исполнения прежних бюджетов для корректировки работы предприятия в будущем.
Цель работы заключается в разработке практических рекомендаций по совершенствованию управления прибылью спортивного магазина.
Задачи исследования:
– рассмотреть экономическую сущность и функции прибыли;
– раскрыть содержание и роль экономического анализа в управлении прибылью;
– рассмотреть методы управления прибылью;
– проанализировать управление прибылью спортивного магазина.
– разработать мероприятия, по повышению эффективности управления прибылью спортивного магазина.
Нормативной базой исследования служат законы Российской Федерации, Постановления Правительства и акты законодательства, а также документы, регулирующие деятельность предприятий в части формирования и учёта финансовых результатов.
При написании работы были использованы такие методы исследования, как обобщение, группировка, методы экономического анализа. В качестве информационной базы были использованы аналитические и информационные материалы, опубликованные в российской периодической печати, а также материалы бухгалтерской (финансовой) отчётности хозяйствующего субъекта спортивного магазина.
Управление прибылью представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.
Эффективное управление прибылью предприятия обеспечивается реализацией ряда принципов, основными из которых являются:
- Интегрированность с общей системой управления предприятием. Управление прибылью непосредственно связано с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала, инвестиционным менеджментом, финансовым менеджментом и некоторыми другими видами функционального менеджмента.
- Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в области формирования и использования прибыли взаимосвязаны и оказывают воздействие на конечные результаты управления прибылью. В ряде случаев это воздействие может носить противоречивый характер. Так, например, осуществление высоко прибыльных финансовых вложений может вызвать дефицит финансовых ресурсов, обеспечивающих производственную деятельность, и как следствие существенно уменьшить размер операционной прибыли.
- Высокий динамизм управления. Это связано с высокой динамикой факторов внешней среды в рыночной экономике. Кроме того, меняются во времени внутренние условия функционирования предприятия, особенно на этапах перехода к последующим стадиям жизненного цикла.
- Вариативность управленческих решений. Реализация этого требования предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования, распределения и использования прибыли должна учитывать альтернативные возможности.
- Ориентированность на стратегические цели. Управленческие решения текущего периода не должны вступать в противоречие с миссией предприятия, стратегическими направлениями его развития.
Главной целью управления прибылью является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде. Эта главная цель призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.
На примере спортивного магазина проведено исследование практических и теоретических вопросов управления прибылью.
Прибыль — одна из важнейших экономических категорий, занимающая одно из центральных мест среди инструментов управления экономикой. Значение прибыли в условиях рынка настолько велико, что ее называют первичным движителем экономики. Недостаточное внимание к анализу и планированию прибыли может привести к отрицательным последствиям и для самих компаний, и для экономики страны в целом.
Управление прибылью представляет собой систему разработки и реализации управленческих решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии. Успешное функционирование системы управления прибылью предприятия во многом определяется эффективностью ее организационного и информационного обеспечения.
Система организационного обеспечения управления прибылью представляет собой взаимосвязанную совокупность внутренних структурных служб и подразделений предприятия, обеспечивающих разработку и принятие управленческих решений по отдельным аспектам формирования, распределения и использования прибыли, и несущих ответственность за результаты этих решений.
Система показателей информационного обеспечения управления прибылью делится на три основные группы.
- Показатели финансовой отчетности предприятия.
- Показатели управленческого учета предприятия.
- Нормативно-справочные показатели.
Главным инструментом управления прибылью служит анализ — процесс исследования условий и результатов ее формирования, распределения и использования с целью выявления резервов повышения доходности. Анализу подлежит не только формирование, но и распределение чистой прибыли. Обеспечивая производственные, материальные и социальные потребности за счет чистой прибыли, предприятие должно стремиться к установлению оптимального соотношения между фондом накопления и потребления с тем, чтобы учитывать условия рыночной конъюнктуры и вместе с тем стимулировать и поощрять результаты труда работников предприятия.
Литература:
- Абрютина Н. С., Грачев А. В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятий.- М.: Бизнес-центр, 2015. — 256 с.
- Ануфриев В. Е. Учет и планирование финансовых результатов // Бухгалтерский учет. — 2011. — № 4. — с. 45–52. Бороненкова С. А. Управленческий анализ: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2013. — 384 с.
- Бочаров В. В. Финансовый анализ. СПб: Питер, 2014. — 240 с.
- Владимирова Л. П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие. — М.: Издательский дом «Дашков и К», 2014. — 398 с.
- Крылов Э. И., Власова В. М., Журавкова И. В. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости продукции: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 14–720 с.
- Чернышева Ю. Г., Чернышев Э. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: 100 экзаменационных вопросов. — М.: ИКЦ «МарТ», 2016–208 с.
- Семенович А. В. Методика постановки и ведения управленческого учета [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.upravlenie.h1.ru/uchet.htm
- Любушин Н. П. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: Учеб. пособие. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. — 448 с.
- Крылов Э. И. Маржинальный анализ себестоимости и прибыли.СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2013. — 117 с.
- Толпегина О. А. Анализ прибыли: теория и практика исследования //Экономический анализ: теория и практика. — 2015. -№ 2. — с. 26–33