В мире по масштабам производства и потребления первичных энергетических ресурсов выделяются три крупнейшие энергетические державы: Китай, США и Россия, суммарная доля которых в 2015 г. в производстве составила примерно 44 %, потреблении — почти 46 %. С точки зрения спроса на глобальном энергетическом ландшафте выделяется также группировка стран Евросоюза (13,2 % мирового потребления), реализующих согласованную энергетическую и торговую политику.
В качестве видов международной торговли топливно-энергетическими товарами можно выделить следующие:
Рис. 1. Виды международной торговли топливно-энергетическими товарами
Структуры национальных энергетических балансов указанных участников глобального энергетического рынка имеют существенные различия в зависимости от параметров внутреннего производства и потребления первичной энергии, векторов и темпов социально-экономического развития.
Четыре указанных международных субъекта, за исключением Российской Федерации, являются нетто-импортерами энергетических ресурсов. Китай выделяется наиболее высокими и устойчивыми темпами роста экономики, при этом его производство первичных энергоносителей не успевает за потреблением, увеличивающимся более высокими темпами, что вынуждает страну расширять закупки на внешних рынках, и данное обстоятельство оказывает стабилизирующее влияние на мировую торговлю энергоносителями. Вместе с тем в некоторых важных сегментах энергоресурсов Китай сам значительно преуспел, добывая около половины мировой продукции угля, став также первым в гидроэнергетике (около четверти мировой энергии), и выйдя на второе место (после США) по столь техноемким источникам энергии, как возобновляемые.
На рисунке 2 представлен рынок нефтепродуктов.
Рис. 2. Структура рынка нефтепродуктов
США идут по пути повышения эффективности использования первичной энергии, сокращения импорта энергоносителей и наращивания собственного производства с целью снижения зависимости от зарубежных поставок, а в дальнейшем — к емкому экспорту энергоресурсов, опираясь на добычу сланцевой нефти и газа. Страны ЕС стремятся сдерживать внутреннее энергопотребление, при этом подавляющее большинство их ресурсодобывающих мощностей уже несколько лет находится в фазе «падающего» производства.
Россия — единственная страна из рассматриваемых участников глобального энергетического рынка традиционно имеет существенный избыток производства энергоресурсов над потреблением. Российская Федерация, неуклонно развивая нефтегазовую промышленность, по совокупному предложению энергоресурсов для внешних рынков намного опережает своих ближайших конкурентов — Саудовскую Аравию и Австралию. Отметим, что в России на долю нефтегазового сектора приходится около 30 % отечественного валового внутреннего продукта и 70 % экспорта. В стране организационно нефть добывается в основном десятью ВИНК, три из которых в 2015 г. обеспечили 2\3 производства, (млн т):
– «Роснефть» — 192,6 (36,8 % внутренней и 4,7 % мировой добычи),
– «Лукойл» — 86,7,
– Сургутнефтегаз — 61,4.
Производство газа осуществляют «Газпром» (в 2015 г. — 476,2 млрд куб. м, что составило 78,7 % отечественного производства и 14 % мировой добычи), а также нефтяные корпорации (суммарно — 76,2 млрд куб. м) и компания «Новатэк» (53,0 млрд куб. м).
Весной 2014 г. в связи с обострением политической ситуации на Украине усилились риски транзита российского газа в страны ЕС, являющихся его основным покупателем. В условиях активизации усилий западных стран по переделу сфер влияния на региональных рынках энергоносителей Россия предприняла шаги по диверсификации каналов вывоза углеводородного сырья. Так, в июне 2014 г. был заключен контракт на ежегодную поставку в Китай 38 млрд куб. газа в течение 30 лет (и начато строительство трубопровода). При этом отечественный газ сможет обеспечить до 60 % внутреннего спроса на этот продукт в КНР. По оценкам, стоимость российского сырья, поставляемого по газопроводу, (ресурсная база — Чаяндинское месторождение) будет примерно на 40 % ниже, чем аналогичный показатель для СПГ.
Данные, характеризующие географическую структуру российского экспорта газа и его транспортировку через территорию Украины, представлены в таблицах 1 и 2 [3].
Таблица 1
Распределение транзита экспортных объемов российского газа в 2010–2015гг., млрд куб. м.
Наименование показателя/Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Вход |
169 |
123 |
134 |
149 |
117 |
112 |
Выход |
120 |
96 |
99 |
104 |
84 |
86 |
Разница между входом и выходом |
49 |
27 |
35 |
45 |
33 |
26 |
Таблица 2
Поступление газа вГТС Украины стерритории России ивыход транзитного сырья встраны Европы в 2010–2015гг., млрд куб. м.
Наименование показателя/Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего, млрд куб. м |
168 ** |
139 |
139 |
151 |
143 |
163 |
В Финляндию |
3 |
3 |
3 |
3 |
3 |
2 |
«Голубой поток» |
6 |
7 |
6 |
9 |
10 |
9 |
«Северный поток» |
0 |
0 |
0 |
1 |
8 |
15 |
Через территорию Белоруссии |
21 |
24 |
22 |
20 |
22 |
23 |
Через территорию Украины |
70 |
66 |
69 |
67 |
57 |
51 |
ТЭК России характеризуется низким уровнем инноваций и эффективности использования ресурсов. Длительное время наша страна придерживалась экстенсивного пути развития, основанного на увеличении объема выпускаемой продукции за счет вовлечения в производственный процесс дополнительного количества различных ресурсов. Современное состояние ТЭК России влечет к необходимости рассмотрения перспективных возможностей развития отрасли, а также к поиску путей решения целого ряда стоящих перед ней проблем, препятствующих интенсивному развитию.
Среди таких проблем особо выделяются следующие [4]:
– высокая степень износа основных фондов (до 70–75 %);
– горное хозяйство большей части угольных предприятий требует глубокой модернизации и, как следствие, инвестиций для интенсификации и концентрации горных работ, необходимых для эффективной работы в условиях рынка;
– производительность труда в среднем в 3–5 раз ниже передовых мировых показателей для аналогичных условий разработки; — недостаточный уровень безопасности горных работ;
– отсутствие необходимой инфраструктуры для масштабного освоения новых месторождений.
В свете указанных проблем переход от сырьевой модели развития топливно-энергетического комплекса России к инновационной модели предусматривает необходимость решения следующих вопросов [5]:
– налогообложение нефтяной отрасли;
– урегулирование процедуры перекрестного субсидирования в электроэнергетике, отказ от ежегодной индексации тарифов на электроэнергию, внесение необходимых поправок в действующие правовые акты, регулирующие отношения с учетом интересов как потребителей, так и поставщиков электроэнергии;
– формирование сбалансированной политики и координации совместных действий на уровне государственных министерств и ведомств, а также корпоративного сектора экономики в выборе направлений и организации выполнения НИОКР для ТЭК;
– ценовая и тарифная политика ТЭК; — экстренных действий требует ситуация, которая складывается в сфере нефтегазового сервиса, где быстро растет влияние крупнейших зарубежных корпораций, таких как Schlumberger, Halliburton, Baker Hughes;
– разработка адекватного инструментария, который позволял бы объективно и всесторонне анализировать процессы в мировой энергетике, делать обоснованные прогнозы.
Для идентификации приоритетных рынков сбыта топливно-энергетических товаров целесообразно рассмотреть перспективы импортозамещения в отраслях-потребителях продуктов нефтепереработки.
Импортозамещение — уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. Подобные товары называют импортозамещающими [6].
Импортозамещение, представляет собой тип экономической стратегии и промышленной политики государства, направленный на защиту внутреннего производителя путем замещения импортируемых промышленных товаров товарами национального производства. Результатом импортозамещения должно стать повышение конкурентоспособности отечественной продукции посредством стимулирования технологической модернизации производства, повышения его эффективности и освоения новых конкурентоспособных видов продукции с относительно высокой добавленной стоимостью [2].
Стратегия импортозамещения предполагает постепенный переход от производства простых товаров к наукоемкой и высокотехнологичной продукции путем повышения уровня развития производства и технологий, образования широких слоев населения.
После кризиса международных отношений из-за событий, связанных с Украиной в начале 2014 года, 42 страны мира проводят эскалацию политических, экономических, институциональных и персональных санкций против России. В ответ на подобные меры принято решение о вводе эмбарго на импортные продукты, предположительно до 1 августа 2016 года [1].
В 2013 году была принята программа по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей и вводу новых мощностей вторичной переработки нефти. В июле 2013 г. вертикально-интегрированные нефтяные компании подписали соответствующее соглашение с ФАС России, Ростехнадзором и Росстандартом.
Литература:
- Галиев, Р. Г. Некоторые проблемы нефтепереработки в России. Новые технологии и катализаторы нефтепереработки. / Р. Г. Галиев [Электронный ресурс] Режим доступа:http://runeft.ru/library/pererabotka/nekotorye_problemy_neftepererabotki_v_rossii_novye_t (Дата обращения 02.04.2016).
- Коржубаев А. Г. Нефтегазовый комплекс России в условиях трансформации международной системы энергообеспечения / Науч. ред. А. Э. Конторович. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2014.
- Гривач А., «Закат эры украинского транзита», «Neftegas.Ru» // Деловой журнал / 2014 — № 5 — С. 52–56.
- Макаров, А. А. Прогноз развития энергетики мира и России до 2040г / А. А. Макаров // Институт энергетических исследований РАН. 2013. С. 88–91.
- Старикова Г. В. Анализ внешнеэкономической деятельности Красноярского края: проблемы и перспективы развития // Молодой ученый. — 2016. — № 10. — С. 881–884.
- Прогноз цены нефти на 2016 год — мнения аналитиков и общая тенденция. [Электронный ресурс] Режим доступа:// 111999.ru/economy/prognoz-ceny-nefti-na-2016/.