Цели и задачи урока:
- Познакомить детей с разнообразием профессий.
- Воспитывать уважение к людям разных профессий.
- Повторение изученных орфограмм: мягкие согласные, парные согласные, главные члены предложения.
- Активизировать познавательную деятельность обучающихся.
- Продолжить работу над формированием орфографической зоркости.
- Развивать речь, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать.
Ход урока:
Организационный момент.
Вот книжки на столе, тетрадки Не хочется играть сегодня в прятки. И недосуг дуть на корабль бумажный — Сегодня в классе у ребят Урок уж больно важный!
— Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
- На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать — Надо … руку поднимать.
Введение в тему.
— О чем будем говорить на уроке, мы узнаем, когда отгадаем кроссворд.
http://learningapps.org/display?v=pnmq281ja17
ОКР. МИР
1. Кто такие вкусные
Готовит щи капустные,
Пахучие котлеты,
Салаты, винегреты? (повар)
2. Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер –
Мастер он по стенам! (маляр)
3. Кто у постели больного сидит?
И как лечиться он всем говорит.
Кто болен — он капли предложит принять,
Тому, кто здоров, разрешит погулять. (доктор)
4. Наведёт стеклянный глаз,
Щёлкнет раз — и помнит вас. (фотограф)
5. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит… (строитель)
6. Стук летит из-под колес,
Мчится вдаль электровоз.
Поезд водит не таксист,
Не пилот, а.. (машинист)
7. В фильмах трюки выполняет,
С высоты на дно ныряет
Подготовленный актер.
Быстрый, смелый.. (каскадер)
8. Он от всех родных вдали
Водит в море корабли.
Повидал немало стран
Наш отважный.. (капитан)
9. Наяву, а не во сне
Он летает в вышине.
Водит в небе самолет.
Кто же он, скажи? (пилот)
— Назовите одним словом, что обозначают все эти слова?
—А что такое профессия? (объяснения детей)
— А как об этом сказано в словаре? (работа со словарем Ожегова, с 50)
— Давайте вспомним, какие пословицы вы знаете о труде? (Терпенье и труд все перетрут. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит и т. д.)
Русский язык
На доске написана пословица.
РУКИ УМЕЛЫЕ ЛЮБИТ ТРУД (ТРУД УМЕЛЫЕ РУКИ ЛЮБИТ.)
— Ребята, кто-то взял и перепутал все слова в пословице местами. Давайте поставим слова пословицы на свои места и запишем её в тетрадь.
—Почему так говорят?
—О чем говорится в предложении?
— На какой вопрос отвечает подлежащее?
— Подчеркните подлежащее и сказуемое.
— Найдите слово, в котором есть парная согласная на конце слова. (труд)
— Подберите проверочное слово.
— К какой профессии подходит данная пословица? (к любой)
— Давайте найдем слова с парной согласной на конце слова в нашем кроссворде. Запишите их, подберите проверочные слова.
Окр. мир
—Существуют ли профессии, где не надо трудиться?
— Сколько профессий на земле?
— С какими профессиями вы встретились по дороге в школу, в школе?
— Давайте сейчас посмотрим видео-презентацию «АЗБУКА ПРОФЕССИЙ».
http://videosportal.hol.es/video/TZ7PcSLL1w4/-.html
После просмотра задается вопрос:
— Какой вывод вы сделали для себя? (профессий на земле очень много)
ФИЗМИНУТКА: «Пилоты»
Мы отважные пилоты. (Руки в стороны с наклонами)
Водим в небе самолеты. (Имитация)
Над родной землей летаем, (Вращение туловище)
Обгоняя птичьи стаи. (Махи руками)
Хоть взлетаем высоко — (Прыжки на месте)
Приземляемся легко! (Посадка на место)
Русский язык
— А теперь давайте вернемся к отгадкам в кроссворде. Запишите их в тетрадь и подчеркните в словах мягкие согласные звуки.
— Придумайте с любым из слов предложение устно.
Окр. мир
—Ребята, у каждого из вас карточка с названием профессии. Придумайте и запишите со своим словом предложение и подчеркните подлежащее и сказуемое (несколько предложений выслушиваются).
— С этими же карточками мы поиграем в игру «Я участник». К доске выходят ребята, которые уверены, что их профессия подходит к заданию. Условие игры: надо рассказать, чем вы будете заниматься в своей профессии.
— Кто участвует в строительстве дома? (маляр, каменщик, штукатур, шофер, крановщик,…)
—Кто работает с детьми? (воспитатель, учитель, психолог, библиотекарь)
— Кто спасает и охраняет людей? (спасатель, полицейский, пожарный, врач)
—Кто обеспечивает нас продуктами, едой? (повар, фермер, доярка, продавец, хлебороб…)
—Молодцы, не ошиблись. Но почему-то некоторые ребята выходили несколько раз? (потому что профессии взаимосвязаны) Без кого не может обойтись врач? (без фармацевта, без химика, без швеи, без водителя и т. д.) Почему?
Русский язык
На доске записаны предложения:
Пекар.. испек вкусный пиро…
Маш..нист ведет скорый поез..
— О каких профессиях мы узнаем из предложений на доске? Чего не хватает в предложениях? В словах? Объясните, какие буквы надо вставить, докажите.
—Запишите эти предложения, подчеркните буквы, которые вставили.
Окр. мир
— А сейчас работа в группах.
— Кто умеет играть в домино?
— Нужно будет соединить части домино — профессию и чем занимается человек этой профессии.
* ловит преступников- полицейский + в школе учит детей — учитель + наблюдает за здоровьем и лечит — врач + возит людей по утрам на работу — водитель + мастер по изготовлению драгоценностей — ювелир
*пашет землю — тракторист + снимает и делает фотографии — фотограф + разносит письма и газеты — почтальон + ищет полезные ископаемые — геолог + лечит животных — ветеринар
* приготовит лекарство- аптекарь (фармацевт) + борются с огнем — пожарные + специалист, который занимается дрессировкой собак — кинолог + приготовит в столовой вкусный обед — повар + пострижет волосы — парикмахер
— Какие новые профессии встретились вам в задании? Что о них знаете?
Русский язык
На доске написаны предложения. Каждая группа находит свое предложение, ищет подходящее слово внизу и записывает предложение в тетрадь.
- В школу приехал ……………………….. журнала «Мурзилка».
- ………………работает на станке по металлу.
- ………………выбрал лучшие сорта пшеницы и ржи.
(агроном, корреспондент, токарь)
— О разных профессиях говорили мы сегодня. А кем хотели бы быть вы?
— Очень важно, чтобы каждый выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом. О таком человеке говорят, что он на своем месте, или что у него золотые руки. Я желаю, чтобы вы выбрали правильный путь.
— А в заключение урока мы проведем небольшой тест, который покажет, чему мы научились на уроке.
—Работает на станке по металлу (токарь, слесарь, сварщик)
— Построит дом из кирпича (маляр, штукатур, каменщик)
— Придумает проект дома (крановщик, архитектор, бетонщик)
— Занимается дрессировкой собак (кинолог, комбайнер, кузнец)
— Сошьет платье, пальто (закройщица, швея, модельер)
— Его заметки можно прочитать в газете, в журнале (актер, водитель, корреспондент)
— Сочиняет музыку (певец, композитор, писатель)
Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Что было интересным?
— Что было трудным?
— Кто справился со всеми заданиями?
— Какие новые профессии узнали?
— Ребята, на партах у вас лежат рисунки человечков. Дорисуйте лицо и покажите, какое у вас настроение. Я рада, что много улыбающихся лиц
Окончен урок, и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам. За то, что упорно и дружно трудились, И знания точно уж вам пригодились!