Статья посвящена изучению проблемы этимологического происхождения термина «насилие», в частности применительно к несовершеннолетним, потерпевшим от преступлений, совершенных членами их семей. Определены исторических истоки появления термина «насилие», выделены представители основных школ, а также произведен анализ законодательной базы международного и национального уровней на предмет основных форм и видов насилия.
Ключевые слова: насилие, несовершеннолетний, жестокое обращение с детьми, ювенальная юстиция, домашнее насилие, семья, насилие в семье, криминальное насилие
С Советского времени существовало убеждение о том, что несовершеннолетние являются одним из самых защищенных государством общественным классом. И сейчас это мнение укоренилось среди противников ювенальной юстиции в России. Они полагают, что реальные случаи жестокого обращения с детьми в семьях встречаются крайне редко, и предпочитают не вмешиваться в воспитательный процесс, говоря о том, что государство не должно выступать посредником в отношениях ребенок — родитель. А как же тогда обеспечить ребенку уголовно-правовую защиту и предоставить ему процессуальные права при совершении в отношении него преступления родителями, опекунами, законными представителями и т. д., если исключить полное невмешательство государства в семейные отношения.
Для того, чтобы установить какие действия являются преступными в отношении ребенка, необходимо определиться с этимологическим значением термина насилие. Насилие как социальное явление порождается жестоким обращением. К сожалению, ни международно-правовые акты, ни национальное законодательство не дают легального определения жестокого обращения с детьми или применения к ним насилия. Так, например, в ч.1 ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года содержаться положения о том, что ее государства-участники должны принимать все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Логичным кажется тот факт, что далее в тексте документа будут раскрыты перечисленные разновидности насилия, структурированы их отличия между собой. Но трактовка терминов остается на усмотрение государств-участников, и подразумевает рассмотрение спорных правовых ситуаций уже посредством ссылки на национальные законодательные акты [3].
Как пишет А. А. Пронин, термин «жестокое обращение с детьми» впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1986 году [7, с. 8]. Жестокое обращение с детьми было одним из обстоятельств, при наличии которого суд принимал решение о лишении родительских прав, но содержание термина не было раскрыто, и определялось судьями в каждом отдельном случае самостоятельно и индивидуально. Однако, в 1979 году было опубликовано Постановление Пленума Верховного суда СССР № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Текст вышеуказанного документа без существенных изменений воспроизвелся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». В контексте рассматриваемого вопроса особый интерес представляют разъяснения, данные в п. 11. Исходя из них, можно сделать вывод о том, что жестокое обращение с детьми может проявляться как в форме физического, так и психического насилия или же в покушении на их половую неприкосновенность и половую свободу [6].
В УК РФ содержится статья 156, в которой речь идет об ответственности родителей или иных лиц, ответственных за воспитание ребенка, в случае, если этими лицами были не исполнены или не надлежаще исполнены их обязанности по воспитанию несовершеннолетних, сопряженные с жестоким обращением. Но к этой статье нет примечания, что следует понимать под жестоким обращением.
Мы согласны с позицией ряда авторов, которые выдвинули предположение о том, что «жестокое обращение с детьми» — это причинение несовершеннолетнему физического или психического, а также морально-психологического вреда, который может включать садистские, инцестные или иные виды сексуальных посягательств, в результате которых у ребенка неизбежно наступает нарушение развития. Так как понятие жестокого обращения с детьми выработано доктринально, то исходя из наших умозаключений, по содержанию оно идентично термину «насилие» [9, с. 75].
Исторически сложилось так, что еще античные мыслители пробовали определить насилие как социально-правовое явление. Платон призывал не забывать, что насилие над человеком опасно само по себе и оно приводит к тяжким последствиям. А знаменитая мысль Аристотеля, знакомая многим: «Насилие, порождает насилие» — показывает, что уже в то время было сформировано представление о такой категории как насилие [5, с. 17]. С точки зрения развития юриспруденции важно отметить, что Шарль-Луи Монтескье писал о вредности применения силы к человеку, при этом он отмечал возможность применения как физической, так и словесной силы.
Жан-Поль Марат при разработке своего главного труда «Плана уголовного законодательства» выявил классовую природу преступности, где один человек (преступник) имеет господство силы над другим человеком (потерпевшим). Жан-Поль Марат презирал насилие. Но определял это явление слишком широко. К насилию он относил, как физическое насилие, так и словесное, и словесно-силовое, и даже насилие, исходящее от политики. Именно этот исторический деятель впервые использовал термин «социальное насилие» [8, с. 8].
Одним из великих исследователей, который внес вклад в формирование понятия насилия был профессор и представитель антропологической школы Чезаре Ломброзо. Именно он впервые провел эмпирические исследования и пришел к выводу, что преступник — это дикарь, и он больше похож не на представителя общества, а на двуногого тигра, который стремиться жить в среде людей, но при этом в силу своих психофизических качеств способен только убивать, грабить и насиловать. Его суждения выглядели революционными и экстравагантными, но такое сравнение помогает изучать личность преступника более наглядно. Выводы, которые были сделаны Чезаре Ломброзо содержатся в его известной книге «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения», и выдержали проверку временем, то есть нашли свое отражение в практике.
Последователем Чезаре Ломброзо стал и Зигмунд Фрейд. Он также изучал термин насилие в узком смысле, то есть через призму личности преступника. Зигмунд Фрейд говорил об особенностях психики лиц, совершивших преступление или способных на такой шаг. Сущность психики он рассматривает как результат воздействия и врожденных, и приобретенных половых и агрессивных инстинктивных импульсов. То есть личность реагирует на инстинктивные образования, при этом насилие и жестокость находят свое место. Если этого не происходит, совершается преступление, и как правило связанное с насильственными действиями сексуального характера [10, с. 72].
К концу 19 века в разных странах накопился достаточно большой объем знаний, исследований и информации в области, относящейся к проблемам преступности в обществе. Уже в 20 веке такие авторы как: Э. Э. Раска, И. Н. Адамов, Г. Н. Черкизов рассматривали понятие насилия в более широком смысле, через призму общественного, социального насилия.
Нас в меньшей степени интересует проблема «социального насилия», как явления, описывающего общественные противоречия и конфликты. Но все же, все авторы, которые на сегодняшний день занимаются проблемами насилия исходят из общественной обстановки, наличия или отсутствия социальных конфликтов, социального благополучия общества, изучения бытовой обстановки в семьях.
Более серьезным и жестоким являются факты применения насилия к детям, беззащитным и иногда бесправным. Если не обратить должного внимания на семьи, где есть жестокость и насилие, то в сухом остатке можно получить нарушение социализации ребенка, появление отклонений, формирования у него страхов, разочарование во взрослых, недоверие, а как самый страшный результат — это отпечаток жестокости на психике, что побуждает его стать преступником и выплеснуть эту злость, а соответственно совершить в дальнейшем насильственные преступления.
Необходимо отметить, что насилие в отношении несовершеннолетних присуще любому обществу, но формы проявления такого насилия, уровень насыщенности является различным.
В словаре В. И. Даля термин «насилие» определяется очень широко, как «действие стеснительное, обидное, незаконное и своевольное» [1, с. 469]. Такое общесоциальное разъяснение не может нас полностью удовлетворить, потому как насилие мы рассматриваем как компонент преступной деятельности или преступного поведения. Насилие как уголовно-правовая категория обладает следующими признаками:
- Индивид совершает насилие, при этом субъект обладает волей и само действие направлено против живого существа, тоже обладающего волей;
- Насилие всегда направлено против воли потерпевшего (жертвы преступления), редко могут наблюдаться случаи порока воли, но это скорее исключение;
- Насилие всегда совершается умышленно, это его колоссальное отличие от других форм агрессии, которые могут быть импульсивными или спонтанными;
- Насилием может причиняться вред потерпевшему, или оно может носить созидательный потенциал, например, при удерживании дома подростка;
- Насилие возможно только при наличии двух сторон, чего нельзя сказать о суициде;
- Насилие может подразделяться на индивидуальное и коллективное, при наличии нескольких субъектов преступления;
- Всегда насилие является противоправным и наказуемым;
- Всегда необходима социальная база, в виде проблем, поражающих общество.
Таким образом, исходя из анализа признаков насилия, можно сделать вывод о том, что это явление несколько отличается от тех характеристик преступления, которые закреплены в ч. 1 ст. 14 УК РФ. В этой связи невозможно не согласиться с авторами, которые предлагают понятие криминального насилия, и считают, что оно является само по себе виновным, общественно опасным и запрещенным уголовным законом под угрозой наказания. Л. А. Колпакова предлагает следующее определение.
Криминальное насилие — это умышленное преступное деяние, выразившееся в воздействие на организм другого человека или его психику либо в оставлении его в опасных для жизни и здоровья условиях, против или помимо воли последнего и направленное на причинение вреда жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, физических или психических страданий, ограничение свободы или служащее средством принуждения к совершению нежелательных для данного лица действий/бездействий [2, с. 56].
Случаи насилия в отношении несовершеннолетних в России имеют место в больницах, школах, детских садах, на детских площадках, в воспитательных учреждениях и т. д. Для нас наиболее важны факты насилия в отношении детей в семьях. Насилие в семье является отдельным видом насилия, потому как: между преступником и потерпевшим характер отношений специфичен; территория развития конфликта очень ограничена; часто отсутствует доступ к общественности, чтобы обратиться за помощью и разрешить конфликт.
Распространенным в англоязычных странах является термин «домашнее насилие», он обозначает все насильственные действия, которые совершаются в семье. В России в юридической литературе определение «насилие в семье» схоже по формулировке с англоязычным. А. И. Лебедева определяет его как «повторяющиеся случаи дурного обращения или пренебрежения, проявляемого одним членом семьи в отношении другого, приводящее к физическому или эмоциональному вреду, или ущербу» [4, с. 95].
Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что в силу законодательной неусовершенствованности, пробельности, полностью отсутствует ряд понятий, без которых определить смысловое содержание термина «насилие», а тем более «насилие в отношении несовершеннолетних» невозможно. Конечно, существует множество определений, разработанных доктринально в разные периоды времени, но они не являются универсальными, и полностью не описывают понятийно-содержательную часть термина. Ведь как известно, суд при рассмотрении уголовных дел, связанных с насилием в семье, руководствуется своими внутренними убеждениями и законом. Выработка единых дефиниций, по нашему мнению, необходима, и более того, благодаря богатому отечественному и зарубежному опыту — возможна.
Литература:
- Даль В. И. Толковый словарь живого великоросского языка. // М., 1989. Т. 2. С. 469.
- Колпакова Л. А. Насилие в семье. // М.: Юрлитинформ, 2009. С. 56.
- Конвенция о правах ребенка: (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сб. междунар. Договоров СССР. 1993. Вып. 46.
- Лебедева А. И. Насилие над детьми в семье. // М.: LAMBERT, 2012. С. 65.
- Наследие прошлого (мысли и идеи). // М., 1970. С. 28.
- О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 // Российская газета. 1998.
- Пронин А. А. Ювенальная юстиция. Учебное пособие. // М.: Феникс, 2011. С. 8.
- Федотов И. С. Расследование насильственных преступлений, совершенных в отношении малолетних // М.: Юрлитинформ, 2010. С. 8.
- Цымбал Е., Дьяченко А. Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России // Уголовное право. 1999. № 4. С. 75.
- Челидзе В. А. Фрейд и фрейдистские теории // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 72–73.