Определение понятия насилия в отношении несовершеннолетних для производства качественного расследования насильственных преступлений в отношении указанной группы лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 25.01.2017

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Замалутдинова, Т. Л. Определение понятия насилия в отношении несовершеннолетних для производства качественного расследования насильственных преступлений в отношении указанной группы лиц / Т. Л. Замалутдинова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 591-594. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38683/ (дата обращения: 18.12.2024).



Статья посвящена изучению проблемы этимологического происхождения термина «насилие», в частности применительно к несовершеннолетним, потерпевшим от преступлений, совершенных членами их семей. Определены исторических истоки появления термина «насилие», выделены представители основных школ, а также произведен анализ законодательной базы международного и национального уровней на предмет основных форм и видов насилия.

Ключевые слова: насилие, несовершеннолетний, жестокое обращение с детьми, ювенальная юстиция, домашнее насилие, семья, насилие в семье, криминальное насилие

С Советского времени существовало убеждение о том, что несовершеннолетние являются одним из самых защищенных государством общественным классом. И сейчас это мнение укоренилось среди противников ювенальной юстиции в России. Они полагают, что реальные случаи жестокого обращения с детьми в семьях встречаются крайне редко, и предпочитают не вмешиваться в воспитательный процесс, говоря о том, что государство не должно выступать посредником в отношениях ребенок — родитель. А как же тогда обеспечить ребенку уголовно-правовую защиту и предоставить ему процессуальные права при совершении в отношении него преступления родителями, опекунами, законными представителями и т. д., если исключить полное невмешательство государства в семейные отношения.

Для того, чтобы установить какие действия являются преступными в отношении ребенка, необходимо определиться с этимологическим значением термина насилие. Насилие как социальное явление порождается жестоким обращением. К сожалению, ни международно-правовые акты, ни национальное законодательство не дают легального определения жестокого обращения с детьми или применения к ним насилия. Так, например, в ч.1 ст. 19 Конвенции ООН о правах ребенка от 1989 года содержаться положения о том, что ее государства-участники должны принимать все необходимые меры, в том числе и законодательные, для защиты ребенка от всех форм физического и психического насилия, оскорбления или злоупотребления, грубого обращения или эксплуатации. Логичным кажется тот факт, что далее в тексте документа будут раскрыты перечисленные разновидности насилия, структурированы их отличия между собой. Но трактовка терминов остается на усмотрение государств-участников, и подразумевает рассмотрение спорных правовых ситуаций уже посредством ссылки на национальные законодательные акты [3].

Как пишет А. А. Пронин, термин «жестокое обращение с детьми» впервые появился в Кодексе о браке и семье РСФСР в 1986 году [7, с. 8]. Жестокое обращение с детьми было одним из обстоятельств, при наличии которого суд принимал решение о лишении родительских прав, но содержание термина не было раскрыто, и определялось судьями в каждом отдельном случае самостоятельно и индивидуально. Однако, в 1979 году было опубликовано Постановление Пленума Верховного суда СССР № 9 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». Текст вышеуказанного документа без существенных изменений воспроизвелся в Постановлении Пленума Верховного суда РФ «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей». В контексте рассматриваемого вопроса особый интерес представляют разъяснения, данные в п. 11. Исходя из них, можно сделать вывод о том, что жестокое обращение с детьми может проявляться как в форме физического, так и психического насилия или же в покушении на их половую неприкосновенность и половую свободу [6].

В УК РФ содержится статья 156, в которой речь идет об ответственности родителей или иных лиц, ответственных за воспитание ребенка, в случае, если этими лицами были не исполнены или не надлежаще исполнены их обязанности по воспитанию несовершеннолетних, сопряженные с жестоким обращением. Но к этой статье нет примечания, что следует понимать под жестоким обращением.

Мы согласны с позицией ряда авторов, которые выдвинули предположение о том, что «жестокое обращение с детьми» — это причинение несовершеннолетнему физического или психического, а также морально-психологического вреда, который может включать садистские, инцестные или иные виды сексуальных посягательств, в результате которых у ребенка неизбежно наступает нарушение развития. Так как понятие жестокого обращения с детьми выработано доктринально, то исходя из наших умозаключений, по содержанию оно идентично термину «насилие» [9, с. 75].

Исторически сложилось так, что еще античные мыслители пробовали определить насилие как социально-правовое явление. Платон призывал не забывать, что насилие над человеком опасно само по себе и оно приводит к тяжким последствиям. А знаменитая мысль Аристотеля, знакомая многим: «Насилие, порождает насилие» — показывает, что уже в то время было сформировано представление о такой категории как насилие [5, с. 17]. С точки зрения развития юриспруденции важно отметить, что Шарль-Луи Монтескье писал о вредности применения силы к человеку, при этом он отмечал возможность применения как физической, так и словесной силы.

Жан-Поль Марат при разработке своего главного труда «Плана уголовного законодательства» выявил классовую природу преступности, где один человек (преступник) имеет господство силы над другим человеком (потерпевшим). Жан-Поль Марат презирал насилие. Но определял это явление слишком широко. К насилию он относил, как физическое насилие, так и словесное, и словесно-силовое, и даже насилие, исходящее от политики. Именно этот исторический деятель впервые использовал термин «социальное насилие» [8, с. 8].

Одним из великих исследователей, который внес вклад в формирование понятия насилия был профессор и представитель антропологической школы Чезаре Ломброзо. Именно он впервые провел эмпирические исследования и пришел к выводу, что преступник — это дикарь, и он больше похож не на представителя общества, а на двуногого тигра, который стремиться жить в среде людей, но при этом в силу своих психофизических качеств способен только убивать, грабить и насиловать. Его суждения выглядели революционными и экстравагантными, но такое сравнение помогает изучать личность преступника более наглядно. Выводы, которые были сделаны Чезаре Ломброзо содержатся в его известной книге «Преступный человек, изученный на основе антропологии, судебной медицины и тюрьмоведения», и выдержали проверку временем, то есть нашли свое отражение в практике.

Последователем Чезаре Ломброзо стал и Зигмунд Фрейд. Он также изучал термин насилие в узком смысле, то есть через призму личности преступника. Зигмунд Фрейд говорил об особенностях психики лиц, совершивших преступление или способных на такой шаг. Сущность психики он рассматривает как результат воздействия и врожденных, и приобретенных половых и агрессивных инстинктивных импульсов. То есть личность реагирует на инстинктивные образования, при этом насилие и жестокость находят свое место. Если этого не происходит, совершается преступление, и как правило связанное с насильственными действиями сексуального характера [10, с. 72].

К концу 19 века в разных странах накопился достаточно большой объем знаний, исследований и информации в области, относящейся к проблемам преступности в обществе. Уже в 20 веке такие авторы как: Э. Э. Раска, И. Н. Адамов, Г. Н. Черкизов рассматривали понятие насилия в более широком смысле, через призму общественного, социального насилия.

Нас в меньшей степени интересует проблема «социального насилия», как явления, описывающего общественные противоречия и конфликты. Но все же, все авторы, которые на сегодняшний день занимаются проблемами насилия исходят из общественной обстановки, наличия или отсутствия социальных конфликтов, социального благополучия общества, изучения бытовой обстановки в семьях.

Более серьезным и жестоким являются факты применения насилия к детям, беззащитным и иногда бесправным. Если не обратить должного внимания на семьи, где есть жестокость и насилие, то в сухом остатке можно получить нарушение социализации ребенка, появление отклонений, формирования у него страхов, разочарование во взрослых, недоверие, а как самый страшный результат — это отпечаток жестокости на психике, что побуждает его стать преступником и выплеснуть эту злость, а соответственно совершить в дальнейшем насильственные преступления.

Необходимо отметить, что насилие в отношении несовершеннолетних присуще любому обществу, но формы проявления такого насилия, уровень насыщенности является различным.

В словаре В. И. Даля термин «насилие» определяется очень широко, как «действие стеснительное, обидное, незаконное и своевольное» [1, с. 469]. Такое общесоциальное разъяснение не может нас полностью удовлетворить, потому как насилие мы рассматриваем как компонент преступной деятельности или преступного поведения. Насилие как уголовно-правовая категория обладает следующими признаками:

  1. Индивид совершает насилие, при этом субъект обладает волей и само действие направлено против живого существа, тоже обладающего волей;
  2. Насилие всегда направлено против воли потерпевшего (жертвы преступления), редко могут наблюдаться случаи порока воли, но это скорее исключение;
  3. Насилие всегда совершается умышленно, это его колоссальное отличие от других форм агрессии, которые могут быть импульсивными или спонтанными;
  4. Насилием может причиняться вред потерпевшему, или оно может носить созидательный потенциал, например, при удерживании дома подростка;
  5. Насилие возможно только при наличии двух сторон, чего нельзя сказать о суициде;
  6. Насилие может подразделяться на индивидуальное и коллективное, при наличии нескольких субъектов преступления;
  7. Всегда насилие является противоправным и наказуемым;
  8. Всегда необходима социальная база, в виде проблем, поражающих общество.

Таким образом, исходя из анализа признаков насилия, можно сделать вывод о том, что это явление несколько отличается от тех характеристик преступления, которые закреплены в ч. 1 ст. 14 УК РФ. В этой связи невозможно не согласиться с авторами, которые предлагают понятие криминального насилия, и считают, что оно является само по себе виновным, общественно опасным и запрещенным уголовным законом под угрозой наказания. Л. А. Колпакова предлагает следующее определение.

Криминальное насилие — это умышленное преступное деяние, выразившееся в воздействие на организм другого человека или его психику либо в оставлении его в опасных для жизни и здоровья условиях, против или помимо воли последнего и направленное на причинение вреда жизни, здоровью, телесной неприкосновенности, физических или психических страданий, ограничение свободы или служащее средством принуждения к совершению нежелательных для данного лица действий/бездействий [2, с. 56].

Случаи насилия в отношении несовершеннолетних в России имеют место в больницах, школах, детских садах, на детских площадках, в воспитательных учреждениях и т. д. Для нас наиболее важны факты насилия в отношении детей в семьях. Насилие в семье является отдельным видом насилия, потому как: между преступником и потерпевшим характер отношений специфичен; территория развития конфликта очень ограничена; часто отсутствует доступ к общественности, чтобы обратиться за помощью и разрешить конфликт.

Распространенным в англоязычных странах является термин «домашнее насилие», он обозначает все насильственные действия, которые совершаются в семье. В России в юридической литературе определение «насилие в семье» схоже по формулировке с англоязычным. А. И. Лебедева определяет его как «повторяющиеся случаи дурного обращения или пренебрежения, проявляемого одним членом семьи в отношении другого, приводящее к физическому или эмоциональному вреду, или ущербу» [4, с. 95].

Таким образом, подводя итог, необходимо отметить, что в силу законодательной неусовершенствованности, пробельности, полностью отсутствует ряд понятий, без которых определить смысловое содержание термина «насилие», а тем более «насилие в отношении несовершеннолетних» невозможно. Конечно, существует множество определений, разработанных доктринально в разные периоды времени, но они не являются универсальными, и полностью не описывают понятийно-содержательную часть термина. Ведь как известно, суд при рассмотрении уголовных дел, связанных с насилием в семье, руководствуется своими внутренними убеждениями и законом. Выработка единых дефиниций, по нашему мнению, необходима, и более того, благодаря богатому отечественному и зарубежному опыту — возможна.

Литература:

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великоросского языка. // М., 1989. Т. 2. С. 469.
  2. Колпакова Л. А. Насилие в семье. // М.: Юрлитинформ, 2009. С. 56.
  3. Конвенция о правах ребенка: (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сб. междунар. Договоров СССР. 1993. Вып. 46.
  4. Лебедева А. И. Насилие над детьми в семье. // М.: LAMBERT, 2012. С. 65.
  5. Наследие прошлого (мысли и идеи). // М., 1970. С. 28.
  6. О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 № 10 // Российская газета. 1998.
  7. Пронин А. А. Ювенальная юстиция. Учебное пособие. // М.: Феникс, 2011. С. 8.
  8. Федотов И. С. Расследование насильственных преступлений, совершенных в отношении малолетних // М.: Юрлитинформ, 2010. С. 8.
  9. Цымбал Е., Дьяченко А. Актуальные проблемы защиты детей от жестокого обращения в современной России // Уголовное право. 1999. № 4. С. 75.
  10. Челидзе В. А. Фрейд и фрейдистские теории // Вопросы психологии. 1976. № 4. С. 72–73.
Основные термины (генерируются автоматически): жестокое обращение, насилие, ребенок, семья, криминальное насилие, Россия, Постановление Пленума, психическое насилие, разрешение споров, ювенальная юстиция.


Похожие статьи

Обеспечение защиты несовершеннолетних от жестокого обращения родителей

В данной статье представлен анализ понятия «жестокое обращение с детьми». Автор рассматривает виды насилия по отношению к детям, ответственность родителей, согласно законодательным актам за данное деяние. В статье приводится опыт других стран по проб...

Проблемы квалификации изнасилования

В настоящей статье анализируются проблемы, сопряженные с квалификацией изнасилования, обсуждается определение насилия по УК РФ и понятие «угроза насилия». Рассматривается, как физическое и психологическое принуждение, а также ошибочные представления ...

Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление проблемы

Статья посвящена рассмотрению проблемы жестокого обращения с детьми, описывается генезис дефиниций «насилие», «жестокое обращение», проанализированы формы жестокого обращения с детьми.

Проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

В статье объектом исследования является проблема уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Рассматривается краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации и доля преступлений от общего числа, совершенных несоверше...

Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению

В данной статье авторы обращаются к изучению проблемы жестокого обращения с детьми в условиях семьи, причин и последствий насилия. Анализируются основные формы проявления насилия в отношении несовершеннолетних. Особое внимание в статье обращается на ...

Криминологическая характеристика преступлений женщин в социально-бытовой сфере и общесоциальные меры их предупреждения

В данной статье приведена криминологическая характеристика преступлений женщин в социально-бытовой сфере, а также рассмотрены общесоциальные меры их предупреждения. Автор при этом делает акцент на особенностях обозначенной преступности, обусловленных...

Уголовно-правовая характеристика понятия и видов автотранспортных преступлений в российском правовом поле

В статье рассмотрены общепринятые понятие и виды автотранспортных преступлений в контексте анализа действующих нормативно-правовых актов РФ. Автор исследует наступление уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений и квалифика...

Понятие и опасность педофилии

Несмотря на развитие уголовной науки и медицины в настоящее время проблема педофилии в Российской Федерации и развитых странах все еще является достаточно острой. О чем свидетельствует число совершаемых против несовершеннолетних преступлений, которые...

Понятие уголовной ответственности. Классификация мер уголовно-правового характера

В статье предложен авторский подход к пониманию явления уголовной ответственности с учетом его сущности и содержания, а также разработана классификация мер уголовно-правового характера (принуждения, воздействия) в зависимости от характера взаимодейст...

К вопросу об эффективности уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение различных форм хищения

В статье анализируются нормы уголовного законодательства, посвященные анализу понятия «хищение» и разграничению его с другими преступлениями, имеющими схожие квалифицирующие признаки: предлагаются меры совершенствования уголовного законодательства Ро...

Похожие статьи

Обеспечение защиты несовершеннолетних от жестокого обращения родителей

В данной статье представлен анализ понятия «жестокое обращение с детьми». Автор рассматривает виды насилия по отношению к детям, ответственность родителей, согласно законодательным актам за данное деяние. В статье приводится опыт других стран по проб...

Проблемы квалификации изнасилования

В настоящей статье анализируются проблемы, сопряженные с квалификацией изнасилования, обсуждается определение насилия по УК РФ и понятие «угроза насилия». Рассматривается, как физическое и психологическое принуждение, а также ошибочные представления ...

Жестокое обращение с детьми: теоретическое осмысление проблемы

Статья посвящена рассмотрению проблемы жестокого обращения с детьми, описывается генезис дефиниций «насилие», «жестокое обращение», проанализированы формы жестокого обращения с детьми.

Проблемы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

В статье объектом исследования является проблема уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Рассматривается краткая характеристика состояния преступности в Российской Федерации и доля преступлений от общего числа, совершенных несоверше...

Социальная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению

В данной статье авторы обращаются к изучению проблемы жестокого обращения с детьми в условиях семьи, причин и последствий насилия. Анализируются основные формы проявления насилия в отношении несовершеннолетних. Особое внимание в статье обращается на ...

Криминологическая характеристика преступлений женщин в социально-бытовой сфере и общесоциальные меры их предупреждения

В данной статье приведена криминологическая характеристика преступлений женщин в социально-бытовой сфере, а также рассмотрены общесоциальные меры их предупреждения. Автор при этом делает акцент на особенностях обозначенной преступности, обусловленных...

Уголовно-правовая характеристика понятия и видов автотранспортных преступлений в российском правовом поле

В статье рассмотрены общепринятые понятие и виды автотранспортных преступлений в контексте анализа действующих нормативно-правовых актов РФ. Автор исследует наступление уголовной ответственности за совершение автотранспортных преступлений и квалифика...

Понятие и опасность педофилии

Несмотря на развитие уголовной науки и медицины в настоящее время проблема педофилии в Российской Федерации и развитых странах все еще является достаточно острой. О чем свидетельствует число совершаемых против несовершеннолетних преступлений, которые...

Понятие уголовной ответственности. Классификация мер уголовно-правового характера

В статье предложен авторский подход к пониманию явления уголовной ответственности с учетом его сущности и содержания, а также разработана классификация мер уголовно-правового характера (принуждения, воздействия) в зависимости от характера взаимодейст...

К вопросу об эффективности уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за совершение различных форм хищения

В статье анализируются нормы уголовного законодательства, посвященные анализу понятия «хищение» и разграничению его с другими преступлениями, имеющими схожие квалифицирующие признаки: предлагаются меры совершенствования уголовного законодательства Ро...

Задать вопрос