Исторический семинар Ягеллонского университета в период 1861–1873 гг. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: История

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 26.01.2017

Статья просмотрена: 103 раза

Библиографическое описание:

Спесивцева, В. А. Исторический семинар Ягеллонского университета в период 1861–1873 гг. / В. А. Спесивцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 624-626. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38690/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье рассматривается становление такой формы обучения как семинар в одном из старейших европейских университетов — Ягеллонском университете. Рассматриваются специфические черты университетского образования в Ягеллонском университете как в учебном заведении Австро-Венгерской империи.

Ключевые слова: Ягеллонский университет, Краковский университет, исторический семинар, Антоний Валевский, Антоний Ваххольц

Краковский университет является одним из важнейших центров науки и культуры, имеющий давнюю историю и традиции и давший польской исторической науке множество видных ученых. Он был открыт при Казимире III в 1364 г. и стал вторым в Центральной Европе после Пражского, открытого в 1348 году. Университет имел в своем составе три факультета — юридический, медицинский и факультет свободных наук. Папа Урбан VI не дал разрешения на открытие считавшегося тогда наиболее престижным теологического факультета. Университет также получил внутреннюю автономию, но, к сожалению, просуществовал недолго. Грамота об основании университета была издана 12 мая 1364 г. Казимиром III. Главой университета стал канцлер королевства. Были начаты организационные и строительные работы. Ф. Дворник отмечает, что Казимир III основал Краковский университет не по образу парижского, а по образцу Болонского или Падуанского университетов. Это обстоятельство, по его мнению, указывает на тесные связи между Польшей и Италией [3, с. 213]. Он был создан, как уже говорилось выше, по образцу итальянских университетов, где университетскую корпорацию составляли студенты, как бы нанимая профессоров на службу. Главной задачей университета была подготовка людей для государственной службы, поэтому первоначально в Кракове не было теологического факультета, зато на факультете права было целых 8 кафедр. Но все работы прекратились со смертью Казимира в 1370 г. По восшествию на престол Ягеллонской династии, благодаря хлопотам королевы Ядвиги в папской резиденции в Авиньоне, и ее завещанию о передаче всех ее драгоценностей университету, университет смог возобновить свою деятельность через год после смерти королевы. В 1400 г. он был восстановлен Владиславом Ягелло: до сих пор сохранилось старое главное университетское здание — Коллегиум Майус. Его купил король Владислав, исполняя волю своей покойной жены. (Сейчас в Коллегиум Майус находится музей университета, среди экспонатов которого глобус 1510 года, на котором уже показана Америка. Главное здание современного университета — Коллегиум Новум — находится рядом. Оно построено в конце XIX в. — прим. автора). Благодаря особой заботе королевской династии Ягеллонов Краковский университет получил название Ягеллонского (так университет в Кракове стал называться с 1817 года) [4, с. 134].

К третьей четверти XIX столетия на польских землях сложилась не слишком благоприятная для польской исторической науки ситуация — в результате раздела Польши между Пруссией, Австро-Венгерской и Российской империями, Речь Посполитая перестала существовать как единое государство. В таких условиях не могла идти речь о формировании единого процесса создания национальной истории.

Во многом эти попытки в разных частях бывшего единого государства были сопряжены с целым рядом трудностей. В Варшавском университете с 1869 г. было введено преподавание исключительно на русском языке [1, с. 88] и цензура. В прусской части, в которую вошел такой важный университетский центр как Познань, развитие науки также было сильно ограничено. В 1865 г. прусскими властями был введен рескрипт, согласно которому учителя и священники должны обучаться на немецком языке. В единственной автономной области бывшей Речи Посполитой — Галиции дела обстояли другим образом. Эти земли вошли в состав Австро-Венгерской империи. Как отмечают исследователи — «…в 1860-х гг. здесь была проведена серия реформ, австрийские власти отказались от политики германизации, была введена галицийская автономия. Среди всех бывших польских владений эти земли пользовались наиболее широкими правами политической и культурной автономии. Польский язык был введен в систему образования, польскоязычными были Львовский [2, с. 31]» и, главным образом интересующий нас, Краковский университет. Польская историческая наука продолжала жить и развиваться, сохраняя свои традиционные черты [5, с. 5]. Европейская наука, несомненно, повлияла на формирование польской исторической мысли во всех частях разделенной страны.

Исторические семинары, как элемент систематического научного обучения в университетах, возникли в первой половине XIX столетия. Леопольд фон Ранке в Берлине, Георг Вайц в Гёттингене дали начало этой форме университетского образования. Независимо от Германии, подобные начинания появились и во французской исторической науке — в парижской Éсole des Hautes Études также стали проводится исторические семинары. Если говорить о Ягеллонском университете, то на тот момент он не мог похвастаться подобного рода нововведениями.

Уже в 1850-х годах в Кракове проявляются первые попытки внедрения подобной практики. Произошло это с подачи венского министерства просвещения, которое в 1850 г. прислало план создания собственных историко-философских семинаров, разработанный профессором Граутером. Однако, практически это намерение было реализовано лишь спустя десять лет. Антоний Ваххольц и Антоний Валевский подготовили статут краковского исторического семинара. Сопроводительная статья Ваххольца не скрывает, что он был «подготовлен на основе статутов других университетов [6, с. 47]».

Уже на заре возникновения исторического семинара в Краковском университете обозначилась довольно принципиальная разница взглядов на его цели и задачи между краковскими профессорами и венским министерством просвещения. Министерство хотело сохранить равновесие между чисто научным обучением студентов и их педагогической подготовкой к будущей профессии учителя. Университет же делал упор прежде всего на научной составляющей. Тогда министерство в переписке с Сенатом стало упрекать университет в том, что статут был подготовлен краковскими профессорами в одностороннем порядке и не вполне верно трактует задачи исторических семинаров, излишне, по мнению министерства, сосредоточившись на подготовке молодых университетских кадров и пренебрегая вопросами педагогической подготовки учителей для гмин[1]. Министерство требовало, чтобы практические занятия по древней истории стали главной осью обучения, а также предельной акцентуации внимания на подготовке студентами достойных письменных работ.

Десять лет руководства А. Валевского (1861–1871 гг.) и двенадцать А. Ваххольца (1861–1873 гг.) стали точкой отсчета становления исторического семинара в Ягеллонском университете. Семинары были поделены на две части — польскую и австрийскую. Польской частью руководил Антоний Валевский, она была посвящена всеобщей истории, главным образом древней. Австрийскую часть курировал Антоний Ваххольц, она включала в себя историю стран Габсбургской монархии [8, с. 144].

Гораздо скромнее была материальная база семинара. Ваххольц и Валевский получали ежегодно 150 гульденов за руководство, члены семинара получали стипендии — наиболее часто 50 гульденов, реже 100 гульденов. Число участников семинара росло, но крайне медленно: в 1861 г. их было четверо, через несколько лет, в 1866 г. — семеро, в 1869 двенадцать, и в 1872 г. — пятнадцать человек [6, с. 48].

Из ежегодных отчетов, написанных руководителями семинара для министерства просвещения видно, что им приходилось соглашаться с теми положениями, которые министерство высказало в 1861 г. в дискуссии о разработке статута. Это, темнее менее, противоречит позиции Ваххольца, который в отчете за 1862 год утверждал, что «старался дать кандидатам семинара способность к критической оценке истории страны, опирающейся на изучение источников» [6, с. 48]. Нужно уточнить, что на тот момент эти семинарские занятия только в очень малой степени могли считаться систематическими и действительно прививающими навыки самостоятельной научно-исследовательской работы.

Согласно венским распоряжениям, преобладала тематика древней и античной истории, выражающаяся, прежде всего в интерпретации источников по истории древнего Рима. Польскими исследователями подсчитано, что в тематике практических занятий Ваххольца «…шестнадцать тем практических работ связано с историей древнего мира, и только шесть со Средневековьем и пять с новой историей», у Валевского же из девятнадцати тем семинарских занятий девять относилось к древности» [6, с. 49].

В конце периода директорства Ваххольца семинар получил скромную дотацию в триста злотых на учреждение библиотеки учебников и покупки самых необходимых карт. Несмотря на все упреки, высказанные польскими историками в связи с тематикой семинара, его целями, сужением тем и их трактовкой, все же следует отметить важность самого факта создания семинара. Так, например, Збигнев Яблоньский говорит о том, что «1861 год …стал переломным моментом в изучении исторических наук в Ягеллонском Университете» [7, с. 117]. Не взирая на все оговорки по поводу научных взглядов, личностей руководителей семинара и целей, продиктованных венским министерством просвещения, семинар положил начало новым формам обучения. Во-первых, студенты Краковского университета теперь имели возможность систематического ознакомления с историческими источниками, включающем их анализ и критику. Эта работа проводилась под профессиональным руководством университетских профессоров. Во-вторых, была заложена постоянно расширяющаяся материальная база для практических занятий, в виде собранных в учебной библиотеке источников и монографий. В-третьих, не следует забывать, что семинар проводился на польском языке, в отличие от, например, Варшавского университета.

Исторический семинар в период руководства Валевского и Ваххольца не выпустил действительно выдающихся ученых. Но, благодаря ему, появились люди, которые на разных постах галицийского образования — как директора или учителя гимназий, внесли свой творческий вклад, среди которых можно отметить известного польского писателя XIX в. Люциана Татомира.

Литература:

  1. Аржакова Л. М. К вопросу о так называемом «перевороте в польской историографии» и его восприятии в России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2010. Вып. 12. С. 85–91.
  2. Васильев А. Г. «Падение Польши» в национальной историографии периода разделов: «пессимистический» сценарий / Вопросы культурологии. 2010. № 9. С. 29–34.
  3. Дворник Ф.Славяне в европейской истории и цивилизации. — М.: Языки славянской культуры, 2001. — 800 с.
  4. Спесивцева В. А. Средневековые польские ученые — выходцы из стен Краковского университета / Философия образования. 2011. Т. 38. № 5. С. 133–138.
  5. Спесивцева В. А. К вопросу о гуманистической традиции в «Истории Польши» Яна Длугоша. Исторический ежегодник. Новосибирск, 2008. С. 5–19.
  6. Hulewicz J. Seminarium Historyczne Uniwersytetu Jagiellońskiego w latach 1861–1918. / Spόr o historyczną szkolę krakowską. Wydawnictwo Literackie, Krakόw, 1972. — 372 s.
  7. Jabłoński Z. Historia nowożytna i najnowsza w Uniwersytecie Jagiellońskim w latach 1805‑1909 / Studia z dziejόw Wydziału Filozoficzno-historycznego Uniwersytetu Jagiellońskiego. Krakόw, 1967. № 16. — 477 s.
  8. Rysiewicz M. Antoni Walewski: historiozofia wyklętego lojalisty / Politeja. Pismo Wydziału Studiów Międzynarodowych i Politycznych Uniwersytetu Jagiellońskiego. Rocznik 2014, T. 32, № 6. S. 143-160.

[1] Гмина – наименьшая польская административная единица

Основные термины (генерируются автоматически): Краковский университет, III, Университет, исторический семинар, венское министерство просвещения, Краков, польская историческая наука, семинар, Австро-Венгерская империя, Варшавский университет.


Ключевые слова

Ягеллонский университет, Краковский университет, исторический семинар, Антоний Валевский, Антоний Ваххольц

Похожие статьи

Развитие государственных и негосударственных высших учебных заведений в начале XX века в Российской империи

В данной статье автор анализирует систему высшего образования в Российской империи в начала XX века, в котором ученые университетов внесли заметный вклад в отечественную науку. Конечно, многие из них сформировались как ученые, создали свои школы ране...

Формирование преподавательского состава Тобольской духовной семинарии XVIII века

В статье раскрывается процесс становления и развития преподавательского состава Тобольской духовной семинарии во второй половине XVIII века. Отмечается роль православного духовенства на начальном этапе становления семинарского образования в Сибири.

Документ Михаэля Хойбеля как источник по истории Тридцатилетней войны

Статья посвящена исследованию истории Тридцатилетней войны (1618–1648) на материале источника автора Михаэля Хойбеля, налогового инспектора из графства Шварцбург-Рудольштадт. В статье определено особое значение выбранного исторического источника для ...

Представление результатов научных исследований как направление культурно-просветительской деятельности в образовании (на примере научного общества обучающихся)

В статье выделены различные направления деятельности студенческого научного общества как органа студенческого самоуправления в вузе. В качестве примера описана организация интеллектуальной игры «Мой Сухомлинский».

Музыкальный досуг студентов Казанского императорского университета

Статья адресована, прежде всего, тем, кто интересуется историей отечественного образования, историей Казанского Императорского университета. Актуальность исследования обоснована необходимостью разностороннего изучения поведения, привычек, досуга, в ц...

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Дан краткий обзор основных этапов создания системы народного образования в России в XVIII — XIX веках. Конкретные количественные характеристики проанализированы для Архангельской губернии. Показано, что реальный перелом в создании системы училищ для ...

Университет экологических знаний

В исследовании представлено понятие «Университета экологических знаний» как одной из форм дополнительного образования в области экологии, рассмотрены различные формы организации университетов, их целевая направленность и приобретение детьми первого е...

Роль Исторического общества Тринити-колледжа в становлении общественно-политических взглядов Тиобалда Уолфа Тоуна

В публикации выясняется, в чем заключалось влияние Исторического общества на взгляды Тоуна. Выделяются факты и оценки, касающиеся деятельности Тоуна в данном обществе. Проводится анализ речи Тоуна в качестве председателя Исторического общества.

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Развитие школьного исторического образования в странах Европы (XVIII- XIX вв.)

В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру препода...

Похожие статьи

Развитие государственных и негосударственных высших учебных заведений в начале XX века в Российской империи

В данной статье автор анализирует систему высшего образования в Российской империи в начала XX века, в котором ученые университетов внесли заметный вклад в отечественную науку. Конечно, многие из них сформировались как ученые, создали свои школы ране...

Формирование преподавательского состава Тобольской духовной семинарии XVIII века

В статье раскрывается процесс становления и развития преподавательского состава Тобольской духовной семинарии во второй половине XVIII века. Отмечается роль православного духовенства на начальном этапе становления семинарского образования в Сибири.

Документ Михаэля Хойбеля как источник по истории Тридцатилетней войны

Статья посвящена исследованию истории Тридцатилетней войны (1618–1648) на материале источника автора Михаэля Хойбеля, налогового инспектора из графства Шварцбург-Рудольштадт. В статье определено особое значение выбранного исторического источника для ...

Представление результатов научных исследований как направление культурно-просветительской деятельности в образовании (на примере научного общества обучающихся)

В статье выделены различные направления деятельности студенческого научного общества как органа студенческого самоуправления в вузе. В качестве примера описана организация интеллектуальной игры «Мой Сухомлинский».

Музыкальный досуг студентов Казанского императорского университета

Статья адресована, прежде всего, тем, кто интересуется историей отечественного образования, историей Казанского Императорского университета. Актуальность исследования обоснована необходимостью разностороннего изучения поведения, привычек, досуга, в ц...

Народное образование в Архангельской губернии в XIX веке

Дан краткий обзор основных этапов создания системы народного образования в России в XVIII — XIX веках. Конкретные количественные характеристики проанализированы для Архангельской губернии. Показано, что реальный перелом в создании системы училищ для ...

Университет экологических знаний

В исследовании представлено понятие «Университета экологических знаний» как одной из форм дополнительного образования в области экологии, рассмотрены различные формы организации университетов, их целевая направленность и приобретение детьми первого е...

Роль Исторического общества Тринити-колледжа в становлении общественно-политических взглядов Тиобалда Уолфа Тоуна

В публикации выясняется, в чем заключалось влияние Исторического общества на взгляды Тоуна. Выделяются факты и оценки, касающиеся деятельности Тоуна в данном обществе. Проводится анализ речи Тоуна в качестве председателя Исторического общества.

История образовательной системы в медресе Мирзо Улугбека

С момента возникновения человеческого общества наука, являющаяся одной из передовых отраслей культуры и просвещения, прошла множество этапов развития. Одной из эпох, когда развитие науки достигло апогея, считается эпоха правления Амира Тимура и его в...

Развитие школьного исторического образования в странах Европы (XVIII- XIX вв.)

В данной статье автор проводит сравнительный анализ развития школьного исторического образования в России, Англии, Франции и Германии в XVIII-XIX века. Особое внимание уделено вопросу влияния государственной политики на содержание и структуру препода...

Задать вопрос