Статья посвящена такой актуальной проблеме, как использование метода проектов для реализации личностно-ориентированного подхода при обучении русскому языку. Данная тема мало изучена и требует дальнейших исследований. В статье раскрывается необходимость реализации личностно ориентированного подхода при обучении русскому языку. Основное внимание уделяется раскрытию понятия метод проектов. Описываются этапы и формы работы на занятиях русского языка с использованием метода проектов.
Ключевые слова: личностно ориентированное обучение, метод проектов, групповой метод работы, проектная технология
На сегодняшний день образование направлено на подготовку человека для реальной жизни и деятельности, развитие его способностей к самостоятельным действиям, раскрытие творческого потенциала. Для этого необходимо использовать систему опережающего и развивающего образования, применять профессионально-ориентированные методы обучения, внедрять в учебный процесс различные технологии. Среди новых педагогических технологий наиболее адекватной поставленным целям обучения русскому языку, с нашей точки зрения, является технология проектов, или метод проектов. Метод проектов, в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных, речемыслительных, коммуникативных умений.
В ходе проведения научно-педагогического исследования проблемы формирования информационно-коммуникационной компетентности будущего выпускника технического вуза была разработана соответствующая модель, определены ее структурные составляющие, выделена совокупность педагогических условий, обеспечивающих всестороннее развитие личности, коммуникативных и коммуникационных способностей, которые помогут войти в современное общество и позволят успешно функционировать в нём [1, с. 22].
В рамках компетентностного подхода к образованию с целью эффективного формирования компетенций на учебных занятиях в вузе все более важным становится применение такого способа деятельности, при котором у студентов формируются не только знания и представления, но и осознание, а также владение необходимыми умениями. Личностно — ориентированный подход на занятиях русского языка предполагает: активную учебную деятельность, как студента, так и преподавателя. Преподаватель включает студента в реальную языковую коммуникацию. Студент развивает навыки самостоятельной работы и навыки работы в группе, пытается проявить творческий подход к решению проблемы [3, с. 65].
Одной из технологий, обеспечивающей личностно — ориентированное обучение является метод проектов, так как метод проектов предполагает наличие цели, научной идеи, разнообразные критерии оценивания и качественно новый результат.
Цель исследовательской деятельности — сформировать у студентов основные ключевые компетенции, функциональную грамотность как универсальный способ освоения действительности, в том числе развитие исследовательских способностей, активизацию личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Метод проектов включает в себя:
‒ постановку проблемы;
‒ подбор методик исследования и практическое овладение ими;
‒ сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
‒ оценку результатов;
‒ собственные выводы.
Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт — полученное знание о технологии исследования, интеллектуальное умение, развитие логического мышления.
Метод проектов был разработан и активно использован в работах американских педагогов — методистов Дж. Дьюи и Килпатрик. Изначально данный метод преподавания получил название «проблемный метод». Активно работали и разрабатывали проектную технологию, российские педагоги, как М. И. Махмудов и И. Я. Лернер, но данная технология не получила распространения, так как не дала положительных результатов. Однако, как показал опыт, достижение положительного результата при использовании метода проектов возможно при правильном выборе темы проектного задания, методов и организационных форм их реализации, определении реальных сроков выполнения проекта, создании необходимой материально-технической базы, систематическом руководстве за выполнением проекта со стороны преподавателя. В наши дни метод проектов используется в обновленном и усовершенствованном виде [4, с. 145].
Применительно к занятиям русского языка, проект — это тщательно спланированный преподавателем и самостоятельно выполненный студентами комплекс действий, конечный результат которого творческий продукт. Главная отличительная черта метода проектов — это особая форма организации. Важно соблюдать определенные правила при планировании работы над проектом:
‒ Тема должна сочетать в себе культуру родной страны.
‒ Необходимо, чтобы проблема побуждала студентов привлекать знания, умения и разнообразные источники информации.
‒ Метод проектов предполагает самостоятельную и индивидуальную работу студентов, которые выступают одновременно и объектом, и субъектом деятельности, так как студент самостоятельно выбирает объект исследования и решает какими источниками информации пользоваться [5, с. 187].
Используя метод проектов на занятиях русского языка, преподаватель дает возможность студентам использовать реальный язык общения, что способствует повышению уровня русского языка.
Метод проектов на занятиях русского языка может использоваться в рамках любой темы. Проектная технология сочетается с любыми учебно-методическими комплексами и учебными средствами, что позволяет использовать его на разных этапах работы:
‒ на этапе речевой практики;
‒ на этапе развития коммуникативных умений;
‒ на этапе общения.
Важно отметить, что проектное задание адаптирует материалы учебника к индивидуальным особенностям студентов и к особенностям образовательной ситуации в целом.
В основе каждого проекта лежит проблема, для решения которой, студентам необходимо использовать не только знание языка, но и знания из других областей, а также студенты должны владеть творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.
Работа с проектами имеет следующие этапы:
‒ Подготовительный этап (предлагается и обсуждается тема исследования, темы проектов должны быть актуальны и интересны учащимся);
‒ Организационный этап (на данном этапе формируются группы и составляется подробный план работы над проектом, обсуждаются пути сбора информации и способы поиска необходимой информации);
‒ Завершающий этап (цель данного этапа осуществить промежуточный контроль и обсудить возможности практического использования результатов проекта).
Необходимо методически правильно организовать деятельность участников проекта в группе. В зависимости, от количества участников проекта, выделяют парные, индивидуальные и групповые. Групповые проекты чаще других используются в современной практике.
Групповой метод должен отвечать определенным правилам:
‒ Все участники команды равны;
‒ Команды не соревнуются;
‒ Все участники должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание;
‒ Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
‒ Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Каждый студент получает самостоятельное задание во время работы над проектом, все участники группы должны активно искать новую информацию, так как от работы каждого зависит успех и конечный результат всего проекта.
Применение метода проектов на занятиях, предполагает кардинальное изменение роли преподавателя. Преподаватель выступает в роли координатора и консультанта, помощника и наблюдателя, на разных этапах проектирования. Главная задача преподавателя — обучение способам работы для получения знаний.
Цель обучения русскому языку — это развитие коммуникативной компетенции с учетом всех ее составляющих. Преподаватель должен активизировать деятельность каждого учащегося и смоделировать ситуации, побуждающие к творческой активности в процессе обучения. Использование современных информационных технологий позволяет разнообразить учебный процесс и дает возможность расширить образовательные рамки. Проектная деятельность дает возможность учащимся быть авторами и созидателями, повышает их творческий потенциал и расширяет кругозор и языковые знания в целом.
Учитывая все выше сказанное, особую актуальность приобретает практическая организация обучения с использованием метода проектов на занятиях русского языка в рамках определенной темы.
Использование проектной методики на занятиях русского языка в рамках ВУЗа доказывают, что студенты улучшают свои результаты в изучении языка, активно применяют знания, умения и навыки, полученные на занятиях русского языка, понимают необходимость междисциплинарных и межкультурных связей.
Поэтому можно с уверенностью сказать, что метод проектов имеет ряд преимуществ перед традиционными методами обучения. Метод проектов повышает мотивацию при изучении русского языка и дает свободу творческой и созидательной деятельности студентов.
В заключении можно сказать, что при выполнении проектных заданий, студент получает возможность мыслить творчески, самостоятельно планировать свои шаги, прогнозировать варианты решения задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.
Изменения и новшества в содержании, формах, способах и методах работы, а также изменения в отношениях преподаватель — студент, ведут к улучшению и модернизации образования, созданию творческой личности с новыми качествами и ценностями.
Литература:
- Полат, Е. С., Бухаркина, М. Ю., Моисеева, М.В., Петров, А. В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ. пед. вузов и системы повышения квалификации / Е. С. Полат.-М.,2000.-С.65–66.
- Килпатрик, У. Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе / У. Х. Килпатрик // Педагогическая лоция. 2003/04 учебный год. Метод проектов в школе. Спец. прилож. к журналу «Лицейское и гимназическое образование». — 2003. — № 4. — С. 62–81.
- Побокова, О. А. Новые технологии в обучении языку: проектная работа / О. А. Побокова // Новые возможности общения: достижения лингвистики, технологии и методики преподавания языков.- Иркутск: Пресс, 2003. — 140 с.
- Карпова, Ю. А. Введение в социологию инноватики / Ю. А. Карпова. — СПб.: Питер, 2004. — 185 с.
- Галажинский, Э. В. Кросс-культурное исследование психологической готовности студентов к инновационному поведению / Э. В. Галажинский, В. Е. Клочко, О. М. Краснорядцева, И. А. Агеева // Теоретическая и экспериментальная психология. — 2013. — Т. 6. — № 1. — С. 69–78.