В центре внимания данной работы лежит анализ ситуационных факторов, влияющих на выбор организационной структуры предприятия. Рассматриваются 4 основных ситуационных фактора, которые могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них: фактор внешней среды, технология работы в организации, стратегический выбор руководства фирмы относительно ее целей и поведение работников.
Ключевые слова: организационная структура, управление, проектирование
Проблема выбора типа организационной структуры предприятия стала весьма актуальной для предприятий и фирм современной России. Значительное большинство провалов в управлении деятельностью организации определяются прежде всего недоработкой организационной структуры предприятия.
Выбор организационной структуры управления, наиболее отвечающей целям предприятия и принимающей во внимание определенные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех влияющих на нее факторов, оценки сильных и слабых сторон различных типов организационных структур.
Организационная структура обозначает форму разделения и кооперации труда в сфере управления и оказывает сильное влияние на процесс функционирования предприятия. Чем идеальнее структура управления, тем более эффективно воздействие на объект управления и выше результативность работы предприятия.
Организационная структура управления не должна стагнировать, она всё время совершенствуется, согласно изменяющихся современных условий. Исходя из этого, данные структуры характеризуются большим разнообразием и складываются из многих факторов и условий.
Организационная структура, как один из основных системных элементов, должна обеспечить не только жизнеспособность, но и совершенствование организации, взаимноусиливающий эффект взаимодействия иных ее элементов. Поэтому в процессе выбора организационной структуры необходимо учесть все факторы, которые будут влиять на организацию как с внешней, так и с внутренней ее среды для того, чтобы обеспечить максимальное соответствие структуры среде хозяйствования.
Исходя из исследований, можно выделить четыре группы ситуационных факторов, главным образом влияющих на формирование организационной структуры [4].
Изображенные на рисунке 1 факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них.
Рис. 1. Ситуационные факторы проектирования организации
Рассмотрим каждую группу факторов по отдельности.
- Внешняя среда. Внешняя среда влияет на структуру организации своей сложностью и изменчивостью. Чем чаще изменяются факторы, действующие на предприятие и чем больше их количество, тем сложнее должна быть организационная структура для того, чтобы достичь наилучших адаптационных свойств фирмы. Ситуационные взаимосвязи структурного подхода с внешней неопределенностью отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Взаимосвязь внешней среды и организационной структуры [1]
Сущность задач, которые приходится решать менеджерам, а следовательно, широта полномочий также зависят от силы воздействия внешней среды. Поэтому наиболее эффективной будет организационная структура, обеспечивающая результативность принятия управленческих решений. По взаимодействию с внешней средой выделяют механистическую и органическую типы организаций. Если во внешней среде наблюдаются незначительные изменения, но в целом она стабильная, то для организации наиболее эффективным будет применить механистические оргструктуры, имеющие малую гибкость и требующие больше усилий для их изменения. В случае, когда внешняя среда очень динамична, оргструктура должна быть органической, гибкой, способной быстро реагировать на внешние изменения. Такая структура должна предусматривать высокий уровень децентрализации, наличие широких прав структурных подразделений в принятии решений. В таблице 1 приведены отличительные черты обоих типов организационных структур [4].
Таблица 1
Характеристика организаций механистического и органического типов
Механистический тип |
Органический тип |
|
|
|
2. Система норм и ценностей, которая формируется в ходе совещаний и взаимодействия |
3. Разделение отдельной задачи на группу действий |
3. Процессный подход к разрешению проблем |
4. Нивелированный стиль отношений |
4. Возможность саморазвития, самовыражения |
5. Строгое разделение трудовых обязанностей |
5. Временное закрепление работы за интегрированными проектными группами |
- Технология работы в организации. Значимость технологии в деятельности организации общепризнанна. В этом отношении под технологией работы подразумеваются действия работника, материалы, а так же оборудование, которые он применяет для преобразования объекта своих действий. Проектировка фирмы связана с двумя направлениями технологий работы: разделение труда и группировка работы, то есть формирование подразделений. Уровень знаний насчет действий по реорганизации объекта работы и применения соответственной технологии в значительной степени характеризует эффективность организации. Эволюция технологии в последнее время обладает взрывным характером.
Технология является конверсионным процессом, который применяют для преобразования вложений в производстве. Большая часть организаций использует множество технологий, между тем самая значительная для организации называется базовой [2].
С точки зрения исследователей в сфере технологий организаций Б. Кантовица и Р. Соркина, все технологии, обуславливающие функционирование нынешней организации возможно классифицировать по одному из трех оснований:
– по способу производства (производственная технология);
– по видам стратегий, избираемых для уменьшения технологической неопределенности;
– по воздействиям персонала на объект с целью его изменения (технология, основанная на знаниях).
- Стратегический выбор руководства фирмы относительно ее целей. Стратегическое планирование — это набор решений и действий, реализуемых руководством организации для достижения целей предприятия.
Стратегическое планирование содержит четыре базисных вида управленческой деятельности:
- Распределение ресурсов: рассредоточение существующих фондов, квалифицированных кадров, а также технологического и научного опыта, содержащегося в организации.
- Адаптация к внешней среде: мероприятия, которые улучшают отношения организации с внешней средой, т. е. взаимоотношения с общественностью, правительством, различными государственными учреждениями.
- Внутренняя координация деятельности всех отделов и подразделений. Этот этап содержит обнаружение сильных и слабых сторон фирмы для достижения результативного интегрирования операций внутри предприятия.
- Осознание организационных стратегий. Здесь принимается во внимание опыт предыдущих стратегических решений, который предоставляет возможность прогнозирования будущего фирмы.
Рис. 3. Этапы стратегического планирования
Схема стратегического планирования в большинстве случаев состоит из восьми этапов (рисунок 3) [3].
- Поведение работников (отношение к организации со стороны руководителей и сотрудников организации). Организационная структура во многом зависит от отношения к ней менеджеров, какой тип им более предпочтителен и насколько она готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организации. Также на формирование структуры оказывают влияние и отношение работников организации. Так высококвалифицированные работники предпочитают структуры, которые дают им больше свободы и самостоятельности.
Осуществляя организационное проектирование, необходимо исследовать особенности влияния на организацию каждого из ситуационных факторов, учитывая динамику их развития. Это позволит создать оптимальную конфигурацию организации, обеспечивать эффективное использование ее ресурсного потенциала.
Понятие и сущность организационной структуры определяется как упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов системы управления, состав, взаиморасположение и степень устойчивости отношений которых обеспечивает целенаправленное функционирование и развитие ее как единого целого.
Выбор организационной структуры управления, в наибольшей степени отвечающей целям предприятия и учитывающей конкретные условия деятельности, осуществляется на основе тщательного анализа всех факторов, оказывающих на нее влияние, оценки преимуществ и недостатков различных типов организационных структур.
Литература:
- Дафт Р. Л. Теория организации. — М.: ЮНИТИ, 2010 г. — 736 с.
- Осовская Г. В., Осовски О. А. Основы менеджмента. Учебное пособие. — К.: «Кондор», 2010 г. — 664 c.
- Левитас А. А. Цели организации, стратегическое планирование. Мотивация персонала. Бизнес-статья [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ereport.ru
- Федулова Л. И. Менеджмент организаций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: uchebnikionline.com