Творчество народных мастеров Узбекистана | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 30.01.2017

Статья просмотрена: 2168 раз

Библиографическое описание:

Бакаев, Ш. Ш. Творчество народных мастеров Узбекистана / Ш. Ш. Бакаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 641-644. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38767/ (дата обращения: 19.12.2024).



В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием орнаментального и колористического решения.

Ключевые слова: абр, кашкар-балдок, палак, гулкўрпа, зардевор, чойшаб, кирпеч, икат, колиб, шокоса, кандакор, босма, ироки, гирих, шарафа

Из века в век в Узбекистане развиваются ремесла, оставляя тем самым в наследство бесценные и уникальные изделия безвестных мастеров, которые поражают богатством художественной фантазии и неотразимостью и совершенством форм. Бережное отношение к наследию и к культурным ценностям Узбекистана, возрождение традиций ремесленного производства, является закономерным процессом, обусловленным стремлением к сохранению к сохранению национальной культуры.

В Узбекистане принято ряд постановлений, которые направлены на возрождение народных промыслов и ремесел. Множество народных мастеров избраны академиками Академии Художеств Узбекистана. Многим мастерам присвоено звание «Узбекистон Республика халқ устаси», так же, при научно-производственном центре «Мусаввир» создана ассоциация народных мастеров «Хунарманд», где основной задачей этих организаций, является восстановление забытых народных ремесел.

Рис. 1. Интерьер мечети Пиридастгир, г. Бухара (фрагмент резьбы по ганчу, где применен орнамент ислими, сложный гирих) Мастер Ш. Ш. Бакаев. 2009 г.

Всем известно, что декоративно-прикладное искусство Узбекистана издавна пользуется заслуженной славой. Произведения прикладного искусства отличаются целесообразностью форм, единством формы и неповторимостью оформления. Природа декоративного искусства, его коллективность и искусство, считается наследием многих поколений. Оно же представляет собой ряд последовательных наслоений, древнейшие из которых отражают культуру народа, глубоко запечатлевшую в его искусстве. Произведения всех жанров декоративно-прикладного искусства, различаются разнообразием художественных традиций, созданных руками неповторимых мастеров узбекского народа.

Истоки декоративно-прикладного искусства уходят далеко вглубь веков. Тесно связанное с обычаями, традициями и жизнью народа, оно было самым массовым видом искусства. Современные ремесленники, бережно сохраняя традиции в декоративно-прикладном искусстве, творчески развивают и обогащают его. Их работы отличаются разнообразием, богатством творческой фантазии и технических приемов.

В каждом произведении отражается поэтическая душа узбекского народа, его мудрость, талант, любовь и стремление ко всему прекрасному.

Рис. 2. Интерьер мечети Пиридастгир, г.Бухара (фрагмент резьбы по ганчу, где применен орнамент ислими, сложный гирих) Мастер Ш. Ш. Бакаев. 2009 г.

Каждый гость, прибывший в солнечный Узбекистан, возвращаясь из странствий по далеким краям, стремиться оставить память о знакомстве с этой страной и с ее гостеприимным народом. С любовью выполненный руками народного мастера или ремесленника сувенир, живо воскресит в памяти соприкосновение с историей и культурой страны. Путешествие по Узбекистану — «золотому отрезку» древнего Великого шелкового пути, оставляет незабываемые впечатления и добрую память от архитектурных памятников нашей Бухары, который был внесен ЮНЕСКО в список «Всемирного наследия».

Гончарное производство на протяжении многих веков являлось самым развитым видом ремесла в Узбекистане. Поливная и неполивная керамика, имела большие особенности, проявляющая в неповторимости форм и орнаментального декора и колорите.

Недалеко от Бухары, в городке Гиждуван из рук усто-кулола, ремесленника по керамике в шестом поколении, усто Алишер Назруллаева создаются разнообразные и неповторимые керамические блюда, вазы, шокосы, и чаши. В его произведениях мы часто встречаем наши национальные ритмические узоры «абр», которые, якобы предохраняет от дурного глаза.

Высококачественными исполнениями отличаются изделия современных мастеров чеканки, работающих с латунью и медью. Тонкость и богатство узоров является характерной чертой в творчества бухарских мастеров. Бухарские мастера чеканки прошли школу известного народного мастера Салима Хамидова, который стремился вернуть к жизни искусство художественного металла в Бухаре еще в 60-х годах. Сегодня чеканщики Бухары работают в мастерской «Кандакор» имени Усто Хамидова. Часто применяется традиционная форма изделий, декора и технологий, мастера неустанно ведут поиск новых средств художественного выражения. Часто в оформлении медных подносов и блюд, изображаются древние достопримечательности древней Бухары. Благодаря нарядности декора и изяществу своих форм, эти медные подносы, которые служат для оформлений интерьера, стали прекрасным памятными сувенирами для всех и каждого.

Любителей национальных женских украшений не оставят без внимания изделия ювелиров Бухары: традиционные серьги кашгар-балдок и серьги-куполки, позванивающие подвесками, браслеты и кольца с излюбленными на Востоке камнями — жемчуг, рубин и бирюза.

Ценители узбекской ручной вышивки — «каштачилик» знают, что каждый своеобразный элемент узора, изысканно вышитый на сюзане, имеет свое древнее и магическое значение, о чем гласят народные легенды. В Узбекистане, во многих регионах изготавливались шелковые нити для вышивания, которые красились природным средством, по своеобразной технологии.

Вышивкой в основном занимались женщины, девочки овладевали секретами вышивки и готовили для себя приданое. В прошлом не было ни одного узбекского дома, где не украшали бы стены вышивкой. Дома украшались такими изделиями, как «палак», «гулкурпа», «зардевор», «чойшаб», «кирпеч» и другие.

В искусстве вышивания различается исполнительское мастерство каждого региона. Мастерица, заканчивая вышивку, обязательно оставляет незавершенным один завиток — по народному поверью, полностью законченная вышивка может положить конец жизни женщины. Бухарские вышивальщицы в своих изделиях предпочитают шов «босма», «дол», «ироки». К числу традиционных центров вышивания сюзане, чаще всего относятся Бухара, Нурата, Шахрисабз, Самарканд и Ташкент.

Золотое шитье Бухары славиться во всем мире. Мастера золотыми нитями вышивают нарядные женские и мужские халаты, тапочки, тюбетейки и кошельки, отделанные рельефной золотой вышивкой, подобны тем, что когда-то носил сам эмир Бухары. Традиционным центром золотошвейного искусства, является древняя Бухара. Мастера производят продукцию, выполненную в лучших традициях бухарского золотого шитья и сегодня он популярен среди молодёжи.

Подлинной жемчужиной в ожерелье ремесел узбекского народа, является ткани ручной выделки. Давно, в середине I тысячелетия ткачи Самарканда и Ферганской долины ткали из шелка-сырца, привезенного из Китая, драгоценные ткани. Семьи ткачей выкармливали гусениц тутового шелкопряда, для получения натурального шелка. Из полученного шелка, на домашних станках ткали разнообразные и национальные ткани, такие как адрас, атлас, шои и полосатый бекасам. Очень славятся в Узбекистане ручные абровые ткани, вытканные из шелковых нитей, полученные таким способ узора «абр» переводится как «перевязанное облако».

Икат — это оригинальная техника, представляющая собой особый способ поэтапного окрашивания пучков нити в определенном цвете.

Рис. 3. 2013 г. Интерьер мечети Халфа Худойдот, г.Бухара (роспись, резьба по ганчу. Применен орнамент ислими, сложный гирих). Мастер Ш. Ш. Бакаев 2013 г.

Для изготовления рисунка иката, используется пряжа разной толщины и плотности, икат — это сложнейшая технология ткачества, которая выполняется вручную.

Мало кто из гостей, прибывших в Узбекистан, удержится от приобретения замечательного национального головного убора — тюбетейки. Разнообразно вышитые головные уборы — тюбетейки считались состоятельностью и украшали всех, и седину мудреца, и косу невесты, и младенца. Тюбетейки покрывались ручной вышивкой или тканым своеобразным узором.

В творчестве народных мастеров Узбекистана, значительное место занимает и архитектурно-декоративное искусство. Мастер подчинялся канонам орнаментальных построений, понимал язык пластических и художественных свойств местных строительных материалов. Прочную основу этого древнего искусства, составляют разновидности таких материалов, как, алебастр, ганч, дерево, камень и керамика и они широко известны на всем Среднем и Ближнем Востоке. Всемирно известные архитектурные памятники нашего Узбекистана, свидетельствуют о высоком профессиональном мастерстве средневековых художников и зодчих, каллиграфов и резчиков и множество других мастеров.

Да, не секрет, что наши предки умели со вкусом украшать свой быт. Необычной красоты и узоров резные ганчевые стены, люстры и потолки, украшенные резьбой по дереву необычные двери, деревянная утварь и покрытые изысканно вышитым «сюзане» и «палаком» стены.

Одним из самых древних ремесел считается плетение из лозы ивового прута. Чего только не создавали умельцы — от хозяйственных корзин до дорожных сундуков и плетеной мебели. Сегодня, увы, все это мы видим все реже и реже. Поскольку плетение не требует отличного зрения, очень часто плетением из тростника и лозы занимаются не зрячие люди, создающие прекрасные изделия. Для плетения не так важна сила рук, важно правильно усвоить технику плетения, ну и конечно опыт. Плетением из лозы может заниматься как молодежь, так и старые люди. Вещь, сплетенная из лозы, будет лучшим подарком для близкого человека.

Одним из самых уникальных и древних видов художественного ремесла Узбекистана, является резьба по ганчу. Искусство резьбы по ганчу, представляет собой уникальную школу, и представляет по художественному стилю и специфике технического исполнения.

В начале XX века В. В. Стасов отмечая о своеобразие искусства резьбы по ганчу, сказал следующее: «Это — чистейшая сама Средняя Азия, которую не с чем другим сравнивать из всего известного на свете по части рисунка и художественных форм».

Ганч, имеет свойство прочности и, являясь очень податливым материалом, обладает высокой пластической выразительности. Его плотная и мелкопористая структура, прочность и его белый цвет, определили его технические и художественные качества.

В этом искусстве, в его орнаментальном строе, в основном используются растительные и геометрические орнаменты. Сегодня резьба по ганчу является одним из ведущих видов народного декоративно-прикладного искусства Узбекистана. Так же ее роль в оформлении архитектурных сооружений возрастает все чаще.

Резьбой по ганчу, сохраняя традиционный орнамент, декорированы панно и шарафа, которые требуют точного математического расчета. Рельефный ганчевый орнамент старых мастеров, сегодня поражает воображение, но панно, вырезанные из гипса, требуют реставрации уже через несколько десятков лет.

Восстановление традиционной технологии изготовления ганчевого раствора, воссоздание и использование старинных и сложных орнаментов гирих, а так же традиционных приемов резьбы по ганчу, стало настоящим возрождением древнего промысла.

Шаг за шагом мы идём к вершинам мастерства и влечём за собой нашу молодёжь, убеждая, что красота, которая нас окружает — дело наших рук, было бы желание, терпение и любовь ко всему прекрасному.

Литература:

  1. Б.Курбонов, Э.Эрназаров «Прикладное искусство Узбекистана» Т.2003
  2. Д. В. Нестерова Рукоделие: Энциклопедия М.:АСТ, 2007
Основные термины (генерируются автоматически): Узбекистан, Бухара, мастер, декоративно-прикладное искусство, интерьер мечети, узбекский народ, возрождение традиций, древняя Бухара, ремесленное производство, фрагмент резьбы.


Ключевые слова

икат, Абр, кашкар-балдок, палак, гулкўрпа, зардевор, чойшаб, кирпеч, колиб, шокоса, кандакор, босма, ироки, гирих, шарафа

Похожие статьи

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана

Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — то...

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Биринчи президентимиз И. А. Каримовнинг «Тарихий хотирасиз келажак йўқ» асарида тарихий воқеликка муносабат масаласи

Вышло в печать произведение первого президента И. А. Каримова под названием «Без исторического прошлого нет будущего». На основе этого произведения появились такие понятия как новые научные направления, новые точки зрения, относящиеся к истории.

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Уложение Темура — великий политико-правовой источник

В статье описываются политико-правовые воззрения Амира Темура, изложенные в «Уложении Темура».

Похожие статьи

Самобытное творчество народных мастеров Узбекистана

В данной статье рассказывается о возрождении традиций ремесленного производства, о стремлении к сохранению национальной культуры Узбекистана. Также в статье широко освящена деятельность узбекских мастеров, каждый из которых отличается своеобразием ор...

Художественная чеканка — древнейший промысел Узбекистана

Статья посвящена одному из видов прикладного искусства — чеканки по меди, а так же творчеству мастеров Узбекистана, которые продолжают древние традиции этого искусства. Рассказывается об истории древнейшего вида декоративно-прикладного искусства — то...

Золотошвейное искусство Бухары

В данной статье говорится об истории золотошвейного искусства Бухары (ХIX–XX вв.), также перечисляются и описываются изделия, вышитые золотошвейным способом.

Легенды и сказания о городах и селах в произведении Наршахи «История Бухары»

Статья посвящена произведению Наршахи «История Бухары», созданному в Х веке и являющемуся ценным источником для фольклористики, выведения научных заключений относительно эпического сюжета и истории формирования традиционных мотивов, а также эволюцион...

Жизнь Боборахима Машраба

В данной статье освещена жизнь и творчество поэта и мыслителя XVII-XV веков Боборахима Машраба, и его деятельность, изученная местными и зарубежными учёными.

Биринчи президентимиз И. А. Каримовнинг «Тарихий хотирасиз келажак йўқ» асарида тарихий воқеликка муносабат масаласи

Вышло в печать произведение первого президента И. А. Каримова под названием «Без исторического прошлого нет будущего». На основе этого произведения появились такие понятия как новые научные направления, новые точки зрения, относящиеся к истории.

Интерпретация философских понятий суфизма в памяти

В данной статье, посвященной интерпретации этимологии суфизма, использованы труды известных личностей и ученых-мыслителей, включающие философские взгляды. В исследовании суфизма автор впервые в истории философии системно, на концептуальной основе пыт...

Типология художественности тюркских версий дастана «Саёд и Хамро»

В статье в типологическом плане изучается художественность тюркских версий дастана «Саёд ва Хамро». Средства художественного изображения в произведении, странствующие формулы сопоставляются с различными изобразительными средствами из узбекских, тюркс...

Поэтические произведения (стихи), связанные с культурой гостепреимства, в творчестве Омира Караулы

В статье дается анализ поэтических произведений (стихов) «конаккаде» Омира Караулы, оставившего своеобразный творческий след в истории казахской литературы, говорится о роли и месте, художественных сторонах поэтических произведений (стихов) «конаккад...

Уложение Темура — великий политико-правовой источник

В статье описываются политико-правовые воззрения Амира Темура, изложенные в «Уложении Темура».

Задать вопрос