Компьютерные технологии ‒ это будущее образовательного процесса нового тысячелетия, это тот новый источник, который даст возможность следующим поколениям получить качественное образование. Видеоролики и анимация как и другие примеры показывают только основные элементы определяющие особенности географических явлении и процессов своиственных изучаемому обьекту. Эта цель дает возможность выбрать однородность и особенные признаки. К особым медиа-объектам относятся интерактивные карты и карты-чертежи. Интерактивные карты это новое пособие интерактивного вида для обучения географии.
Интерактивная карта является источником знании, важное учебное пособие сохранившее все своиства географических карт площадь земли уменьшенных в известных масштабах, удобные для чтения условные знаки, приблеженных к геоинформационным системам имеющим своиства изменить содержание градусной сетки. К программам повышающим познавательную активность учеников относятся доступные большинству MS Office, MS Word редактор для текста, Ms Power Point, MS Explorer, MS Outlook, MS Photoshop, Drimweaver, Intel и другие программы. Для учителей геогрфии очень важно использовать программу MS Map Point дающую возможность введения в обучение географии геоинформационных систем и динамических картографических обьектов [1].
Для усвоение в классе понятии «Литосфера», «Гидросфера», в разделах горы, равнины, океан, течение океана, реки, побережье, водврозделы надо использовать многочисленные карты. Сканировав карты с атласа оптимальнее показать электронную презентацию слаидами.
Анализы экспериментов проведенных в школах и данные собранные в течении эксперимента широкое применение информационных технологии в процессе обучения дающий возможность коренных изменении в системе традиционного обучения вводит новая составные части(компненты) в содержания отвесающие современным требованиям. На сегодняшний день перед учителями пытающимися в своей педагогической работе широко применять информационно-комуникационные технологии до сих пор встречаются актуальным проблемы требующие решении:
– большинство учителей не подготовлены в сфере информатизации не польностью освоили компьютер, и незнают возможностей компьютерной техники либо очень редко используют базовые данные школьных компьютеров, некоторые вовсе не пользуются;
– малое количество школ оснащены компьютером несущии материальную ответственнолсть за электронно-вычислительную технику и из за быстрых поломок учитель информатики не охотно впускает других учителей;
– программ мало, либо не хватает не соответствуют учебным планам;
– охватывающие все виды учебных работ от планирования темы необходимые учителем до выведения итогов недостаток современного периода где рассмотрены проблемы обеспечения программами длающими возможность усвоения отдельных тем и параграфов с помощью компьютера путем.
Для решении этих проблем, национальный центр информатизации Республики Казахстан издал необходимые мультимединые учебники для обучения на курсах географии в общеобразавательных школах. Названные прогараммы созданы с учетом всех требовании предьявляемых компьютерным программам:
- В программных разработках все учебно-познавательные работы взаимосвязаны и должны дополнять друг друга. В предложенных программах курсы на разделы, разделы разделены на темы, оснащены интерактивными картами соответствующии содержанию, тестами и системой задании направленных на оценку, закрепление деловых навыков и знании учеников. В рассмотренных програмных разработках охвачены мультимеденые видео материалы, справочные материалы по всем темам и разделам направленные на обеспечение аппарата пояснении географические словари.
- В содержании програмных разработок введены пособия оценивающии анализирующие правильность работы исполняемой учениками по каждому разделу. После анализа гипертекста теоретическии блок каждого раздела заданы итоговые тесты состояние из 20 задании. Каждая работа оценивается по пятибальной системе.
- Учитель может использовать компьютерную программу для формирования учебных навыков по отдельным разделом, проведение самостоятельной работы, как оборудование для более глубокого обучения группами и раздельно. Электронные учебники учителя используют на уроках а так же могут использовать ученики вне урока для получения совета.
- Программа должна быть легкоуправляемой, доступной для личности не специализирующихся в сфере информатизации. Основные силы обучаемых нужно направить на освоение содержания обучения, а не умению использовать клавиатуру в целях умении операции. Предлагаемая программа автоматически включается при введении диска в дисковод, есть надпись соответствующая каждой клавише. Есть клавиши выходящие из программы и входящие в основное меню дополнительно даются правила работ по программам.
- В программной разработке должен быть информационный банк для тестирования знании учащихся по отдельным темам [2].
По этой программе банк данных должен охватывать теоретические материалы, словарь географических терминов, справочные данных коллектив авторов и информации о программе. В процессе изучения географии материков и океанов у учащихся создаются представления о разных территориях земного шара, в том числе о крупных зональных природно-территориальных комплексах. Формирование представлений происходит одновременно с овладением учащимися основными географическими понятиями. Более того, формировать у учащихся верные географические представления об объектах и явлениях без опоры на понятия невозможно.
Однако, изучая материки и океаны Земли по единому плану, нередко задумываешься о том, что информация, например, о дождевых лесах Африки, Южной Америки и Азии или о тропических пустынях разных материков содержит больше общих черт, чем подчеркивает индивидуальность территории. Значит важной методической особенностью отбора содержания школьного курса географии, является определение именно индивидуальности изучаемой территории. Для достижения наилучшего качества этой деятельности существуют разнообразные педагогические технологии, практика ставит перед нами задачи освоения и активного внедрения их в свою деятельность.
В этом плане мне глубоко импонирует обучение с применением компьютерных технологий. Уже сегодня многие ученики с компьютером на “ты”: они свободно разбираются в программах, выполняют различные операции, с удовольствием проводят с ним свое свободное время. Очень хочется, чтобы это время прошло с пользой. Современный учитель тоже должен подружиться с новым помощником.
Благодаря ресурсам Интернет, комплексу мультимедийных возможностей компьютера и большому разнообразию образовательных CD-дисков, работа по созданию уроков с применением новых информационных технологий становится увлекательной и для самого учителя. Диски содержат большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным. Компьютерные образовательные программы содержат в себе различные видеосюжеты, фотографии, биографии исторических личностей, словарные статьи, иллюстрации. Информация в них помещена в файлах стандартных форматов, так что учебные материалы с этих дисков можно использовать и независимо от программы [3].
Собирая нужные документы по конкретным темам в предметные папки к каждому уроку, можно использовать их для самостоятельного составления компьютерного сценария урока с использованием программы презентации PowerPoint. Эта программа позволяет полностью собрать все необходимые материалы к уроку, а затем продемонстрировать их в нужной последовательности на мониторе компьютера. В ней предусмотрены различные типы слайдов, содержащие разные формы подачи материала, и программы для работы с ними.
Сохраненные технологические карты к урокам распечатываются на листках с графическим или тестовым заданием, которые можно редактировать с учетом каждого класса. В процессе изучения, например, географии материков и океанов у учащихся создаются представления о разных территориях земного шара, в том числе о крупных зональных природно-территориальных комплексах. В зависимости от способа, которым создается образ, это может быть представление памяти, т. е. воспроизведение увиденного.
Образ, создаваемый учеником на основе географической карты, словесного описания, на основе рисунка или другого изображения, называется образом воссоздающего воображения. Применение компьютера позволяет совместить различные технические средства обучения с наглядными пособиями, упорядочить методический материал и эффективно использовать его на уроках. Большую помощь в формировании образов различных территорий или объектов могут оказать создаваемые учителем уроки-презентации в программе PowerPoint.
Для работы с изображениями и перевода их в нужные форматы можно использовать программу Adobe Photoshop. Программа достаточно проста и удобна для работы: изменение изображений, создание собственных рисунков, сохранение в нужном формате.
Информационные технологии способствуют успешному изучению различных предметов, в том числе и географии [4].
Можно предложить примерное содержание урока-презентации на тему «Климат Северной Америки) После того, как ученики повторят домашнее задание и вспомнят отличительные черты климата Австралии и Южной Америки, учитель начинает рассказывать об особенностях климата Северной Америки. При работе с контурной картой даются задания:
Задание № 1. По климатической карте сравните климатические условия двух полуостровов Северной Америки — Калифорнии и Флориды. Назовите общие и отличительные черты климата этих географических объектов. Ставится проблема: Почему находясь на одной географической широте климатические условия на полуостровах Калифорния и Флорида значительно отличаются по температуре воздуха и количеству осадков?
Задание № 2. (в контурной карте) Нанесите на контурную карту Северной Америки, при помощи условных обозначений, климатические пояса, в которых расположен материк.
Далее дается задание № 3. Нанесите на контур материка климатообразующие факторы: Аляскинское (теплое) течение; Калифорнийское (холодное) течение; Кордильеры; Аппалачи; Гольфстрим; Лабрадорское (холодное) течение. С помощью электронной карты и атласов выполняются задания
Практическое задание: Заполните таблицу «Субтропический пояс Северной Америки», по окончании работы сделайте вывод.
Территория |
КП |
Тип климата |
Ср. температура |
Кол-во осадков |
Режим выпадения осадков |
|
января |
июля |
|
|
|||
П-ов Калифорния |
||||||
П-ов Флорида |
||||||
После выполнения работы, результаты сравниваются с эталоном.
Территория |
КП |
Тип климата |
Ср температура |
Кол-во осадков |
Режим выпадения осадков |
|
января |
июля |
|||||
П-ов Калифорния |
Т |
Тропический сухой |
+16 |
+16 |
250 |
В течение года |
П-ов Флорида |
Т |
Тропический влажный |
+16 |
+24 |
1000- 2000 |
В течение года, но больше летом |
Делается вывод, что несмотря на одинаковое широтное положение, западная и восточная части материка Северная Америка имеют существенное отличие в климате. Это связано с течениями, преобладающими направлениями ветров. Закрепление знаний проводится путем сравнения климатических диаграмм.
Литература:
- Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации. — М.: Владос, 2004.
- Буцик В. Г. Обучение младших школьников началам информатики. // ИНФО — 2001, № 2. –71–74 с.
- Аужанова Н. Б., Дюсембинова С. М. Условия внедрения педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Сборник. Переяслав-Хмельницкий, 2013. 174 с., (с.75–77). neasmo@gmail.com