В начале третьего тысячелетия усугубляются и ускоряются общемировые социально-экономические, политические, социо культурные процессы, которые определяют развитие человечества на современном этапе его жизнедеятельности. Глобальные общественные сдвиги имеют систематический, быстрый, необратимый характер. Они обусловлены научно-техническим прогрессом, быстрой информатизацией и компьютеризацией, демократизацией общественной жизни.
Наиболее ответственна в этих условиях роль образования. Именно образование имеет непосредственное и наибольшее влияние на личность и общество. Поэтому в сегодняшнем мире перед педагогическим образованием России встали новые задачи. Современная школа страдает в значительной степени оторванностью школьного материала от жизни, окружающей ученика, от его впечатлений, наблюдений и знания, которые он вынес из непосредственного знакомства с человеческой жизнью и с природой.
Те знания, которые теперь получает ученик в школе, почти не основываются на непосредственном знакомстве детей с самими предметами. Обучение должно исключительно насильственный характер, так как дети учатся говорить слова, не вкладывая в них реального содержания, давать определения, которых они самостоятельно не постигли.
В истории образования идеи свободного воспитания неоднократно поднимались выдающимися педагогами: Ж.-Ж. Руссо, Н. К. Эрих, М. Монтессори, Л. Н. Толстой, К. Н. Вентцель и др.
В европейских странах это течение появилась в XVII в. и было тесно связано с идеей Ж.-Ж. Руссо, который отмечал, что главным в воспитании является предоставление ребенку полной свободы. В этом суть его свободного воспитания. В своей книге «Эмиль, или О воспитании» он писал: «Не давайте вашему ученику никаких словесных уроков, он должен получить их только из опыта, не наказывайте ребенка, потому что она не знает, что такое быть виновным, никогда не заставляйте его просить прощения, потому что он не сумел бы вас обидеть»
Чтобы решить вопрос о том, какой должна стать идеальная школа, необходимо прежде всего определить, чего именно добивается от школы общество, потому что школа, как социальное явление, должна соответствовать современному социальному устройству. Для современной жизни необходимы самостоятельные, настойчивые в достижении своей цели, уважающие труд, умственно и морально развитые работники, как непосредственные участники семейной, общественной и государственной жизни.
Подготовка к такой жизни — самостоятельной и трудовой, умной и нравственной, личной и общественной и составляет основную задачу современной школы.
Чтобы обучение было действительно воспитывающим и формирующим волю и разум детей, необходимо сочетать школьный материал с личными впечатлениями детей, связать его с определенной местностью. Сегодня в школе слишком мало говорится с человеком о человеке.
Действительность, окружающая детей, должна восприниматься ими, прежде всего, как окружающая его человеческую жизнь, а природа познается не как нечто само существующее, но как то, среди чего человеку приходится жить.
Идеальная школа — школа труда, но под трудом, конечно, понимают ручной труд, школу переворачивают в мастерскую, а ребенка — в кандидата на подмастерья. Школу труда следует понимать как школу, построенную на трудовом принципе. Организованный уход за школьным садом — первые лекции по ботанике, уход за школьными животными — первые лекции по зоологии, собирания камней для школьного музея — это лекции по минералогии, а труд по устроении школы — это лекции по рисованию и лепке.
Школьные экскурсии должны стать одним из главных методов обучения таких предметов, как география, история и естествознание. Для ознакомления с трудом в различных его видах в природе необходимо посещение мастерских и фабрик, сбор домашних и фабричных изделий. Экскурсии должны поднять ребенка с той ступени развития, когда восприятие государства ограничивается окраиной собственного села или области.
Таким образом, ручной труд в школе должен быть не отдельным школьным предметом, а только естественным элементом трудовой жизни ребенка.
Идеальная школа должна своим устройством воспитать из ученика умелого общественного работника, не боящегося ответственности и инициативы. Поэтому необходимо ввести в школу школьное самоуправление. Пусть школа станет детским обществом, детской кооперацией, детской коммуной. Такую задачу можно осуществить через организацию класса, в котором каждый из учеников взял бы на себя какую-либо функцию. Еще лучше, чтобы какая-нибудь функция поручалась бы нескольким ученикам, потому что следует воспитывать в детях признание коллективной ответственности взамен господствующего в современной школе индивидуализма.
Но действительно, что много надо положить труда на то, чтобы новая школа сменила современную школу, которая не соответствует современной жизни, в то время, как — напомню слова Пирогова — «школа и жизнь — одно неразрывное целое».
Конечно, идеальная школа требует больших средств от государства и гражданства. Но это не должно препятствовать развитию народного образования, потому что образование это ключ к экономическому процветанию государства в будущем.
Литература:
- Вентцель К. Н. Идеальная школа будущего и способы ее осуществления // Хрестоматия по истории педагогики: В 3 т. — Т. 3. Новейшее время / под ред. А. И. Пискунова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 560 с.
- Гребенкина Л. К. Подготовка учителя в системе непрерывного педагогического образования: монография / Л. К. Гребенкина; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. — 2-е изд., испр. и доп. — Рязань, 2006.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. — М.: Педагогика, 2006. – 239 с.
- Люблинская А. А. Учителю о психологии младшего школьника. / А. А. Люблинская. — М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
- Маклаков А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков — СПб.: Питер, 2003. — 34 с.
- Педагогика и психология высшей школы: учеб. пособие для студ. и аспирантов вузов / С. И. Самыгин [и др.]. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. — 544 с.