Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 27.01.2017

Статья просмотрена: 1021 раз

Библиографическое описание:

Марчук, Д. С. Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 2014–2016 годы / Д. С. Марчук, С. А. Машечкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 490-493. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38775/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда на основе бюджетных коэффициентов, дается интерпретация полученным расчетам, также указываются основные причины сложившихся тенденций и дается общая характеристика исполнения доходной части бюджета на указанный период.

Ключевые слова: бюджет муниципального образования, доходная часть бюджета, бюджетные коэффициенты, собственные доходы, межбюджетные трансферты

В условиях сохраняющейся экономической нестабильности бюджетная политика Волгограда направлена на обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета Волгограда. Существующий уровень долговой нагрузки обязывает муниципалитет обеспечить организацию и проведение постоянной работы, направленной на увеличение доходной части бюджета Волгограда, путем взаимодействия с УФНС России по Волгоградской области, УФССП по Волгоградской области, Пенсионным фондом Волгоградской области, органами внутренних дел, государственной инспекцией труда в Волгоградской области, бизнес сообществом. Немаловажное значение имеет работа по повышению эффективности межбюджетных отношений с Волгоградской областью. В связи с этим большую актуальность приобретает вопрос мониторинга исполнения доходной части бюджета и выработки своевременных мер для решения возникших проблем.

С 2014 по 2016 годы общая сумма доходов увеличивалась с 16 539 584,2 тыс. руб. до 19 605 355,9 тыс. руб. в 2016. причем доля собственных доходов в общей сумме доходов бюджета Волгограда увеличилась с 53 % до 54 %. В составе собственных доходы большую часть поступлений обеспечивают налоговые доходы. Налоговые доходы — опора бюджета, т. к. являются гарантированными поступлениями, от них зависит устойчивость бюджета.

Коэффициент налоговой устойчивости, который показывает долю налоговых доходов в сумме всех собственных доходов бюджета с 2014 по 2016 год имеет положительную динамику (в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 году (план) соответственно равен:0,67; 0,71; 0,71). Согласно прогнозу, в 2016 году налоговые доходы увеличатся по сравнению с фактом 2014 года на 1 742 006,3 тыс. руб. (или на 29,9 %). Рост преимущественно произойдет за счет налога на доходы физических лиц (+ 1 821 875,5 тыс. руб. или 81,7 %), налога на имущество физических лиц (+ 73 100,2 тыс. руб. или 25,8 %).

Все это говорит об ослаблении зависимости бюджета города от средств вышестоящих бюджетов, что подтверждает коэффициент зависимости бюджета(рассчитывается как отношение суммы МБТ к общей величине доходов) в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 году (план) соответственно равен: 0,47;0,50; 0,46. Тенденция к увеличению зависимости бюджета от средств вышестоящих бюджетов в 2015 году объясняется увеличением доли межбюджетных трансфертов в общей величине доходов с 46,9 % до 50,3 %. В 2016 году запланировано сокращение доли межбюджетных трансфертов в общей сумме доходов до 46,0 %, в то же время собственные доходы бюджета увеличатся на 1 976 044,00 тыс. руб. (или на 22,9 %), что больше темпов прироста доходов, поступивших из вышестоящих бюджетов (314 133,5 тыс. руб. или на 3,6 %).

Структуру налоговых доходов, а также налоговый потенциал характеризует Коэффициент соотношения регулирующих и закреплённых бюджетных доходов (рассчитывается как отношение регулирующих доходов к закрепленным) в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 год (план) имеет следующие значения соответственно: 1,06; 1,08; 1,69, что указывает на ослабление налоговой базы бюджета и увеличение зависимости от вышестоящих уровней бюджета в части регулирующих доходов.

Рис. 1. Коэффициент соотношения регулирующих и собственных бюджетных доходов

К регулирующим доходам относятся: НДФЛ; ЕНВД; ЕСХН; налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения. Данные налоги поступают одновременно в различные уровни бюджетной системы, ставки по ним устанавливаются при формировании федерального бюджета и зависят от показателей экономического развития. В 2015 году прирост регулирующих доходов составил 5,7 %, в 2016 году запланирован прирост в размере 56,5 %.

В то же время в 2016 году запланировано сокращение закрепленных доходов бюджета (доходы от земельного налога и налога на имущество физических лиц) — на 10,4 % по сравнению с 2015 годом. Согласно Налоговому Кодексу данные налоги являются местными, а это значит, что муниципалитет самостоятельно в нормативно-правовых актах устанавливает налоговые ставки, порядок и сроки уплаты указанных налогов.

Коэффициент бюджетной результативности(рассчитывается как соотношение суммы доходов к численности населения) в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 году (план) соответственно равен:16 255,12 тыс. руб. на 1 жителя; 16 989,64 тыс. руб. на 1 жителя; 19 294,71 тыс. руб. на 1 жителя.

Рис. 2. Коэффициент бюджетной результативности

Рост объясняется планомерным увеличением доходов: 2014 год (факт) — на 747 378,3 тыс. руб. (или 4,5 %), 2015 год (факт) — на 2 318 393,4 (или 13,4 %), при одновременном уменьшении численности населения Волгограда: 2015 год — на 500 тыс. чел., 2016 — на 1 400 тыс. чел.

Бюджетное равновесие характеризуеткоэффициент сбалансированности бюджета (рассчитывается как отношение общей величины доходов к общей величине расходов) в 2014, 2015 гг. (факт) и в 2016 году (план) соответственно равен: 0,96; 0,95; 0,99.

Рис. 3. Коэффициент сбалансированности бюджета

Как видно из расчетов, в 2015 году наблюдалось снижение данного коэффициента, что связано с увеличением муниципального долга на 618 850,75 тыс. руб. (или на 9,14 %). Данная тенденция сложилась ввиду превышения темпов роста расходов относительно темпов роста доходов (4,8 % и 4.5 % соответственно). В 2016 году благодаря замедлению темпов роста муниципального долга (с 9,14 % до 7,19 %), превышению темпов роста доходов над расходами (13,4 % и 9,2 % соответственно).

Таким образом, исполнение доходной части бюджета Волгограда за рассматриваемый период характеризуется ростом доходной части, укреплением собственной доходной базы и ослаблением зависимости от поступлений из вышестоящих уровней бюджета, в то же время растет зависимость бюджета от вышестоящих бюджетов в части регулирующих доходов. На фоне роста увеличения доходов бюджета и одновременного снижения численности населения Волгограда растет коэффициент бюджетной результативности расходов. В конечном итоге, бюджет Волгограда за рассматриваемый период стал более сбалансирован.

Литература:

  1. О бюджете Волгограда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов: решение Волгоградской городской Думы от 18.12.2014 N 23/702 (ред. от 23.09.2015) // Городские вести. Царицын — Сталинград — Волгоград. — N 141. — 2014.
  2. О бюджете Волгограда на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов: решение Волгоградской городской Думы от 15.12.2015 N 37/1149 (ред. от 23.12.2016) // Городские вести. Царицын — Сталинград — Волгоград. — N 139. — 2015.
  3. О Положении о бюджетном процессе в Волгограде: решение Волгоградской городской Думы от 25.06.2008 N 6/171 (ред. от 21.10.2015) // Городские вести. Царицын — Сталинград — Волгоград. — N 105. — 2008.
  4. Городской бюджет // Официальный сайт администрации Волгограда. URL: http://www.volgadmin.ru/ru/MPEconomy/Finance/Budget.aspx (дата обращения: 10.11.2016).
  5. http://www.kspvolg.ru/Services/analit.aspx
Основные термины (генерируются автоматически): доход, Волгоградская область, доходная часть бюджета, доходная часть бюджета Волгограда, общая величина доходов, факт, бюджетная результативность, вышестоящий уровень бюджета, общая сумма доходов, собственный доход бюджета.


Похожие статьи

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года, дается характеристика ее динамике и структуре, также указываются основные причины сложившихся тенденций и приводится общая характеристика исполнения доход...

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

В статье рассмотрены вопросы формирования доходной базы местных бюджетов, проанализирована динамика и состав налоговых доходов бюджета МО МР «Сыктывдинский», предложены мероприятия по оптимизации налоговых поступлений.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Влияние кризиса на доходы и расходы бюджета Приморского Края

В условиях экономического кризиса важное значение отводится аналитике статей бюджета субъекта Российской Федерации. В статье проводится анализ доходных и расходных статей бюджета Приморского края, что позволяет выявить основные направления поступлени...

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Прогнозирование доходов в местный бюджет

Прогнозирование доходов в местный бюджет дает возможность оценить вероятность исполнения планов бюджета в следующем году.

Похожие статьи

Анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года

В статье проводится анализ исполнения доходной части бюджета Волгограда за 7 месяцев 2016 года, дается характеристика ее динамике и структуре, также указываются основные причины сложившихся тенденций и приводится общая характеристика исполнения доход...

Анализ межбюджетных трансфертов Республики Бурятии

В данной статье анализ консолидированного бюджета на примере Республики Бурятия за три последних года. Рассматривается структура, динамика и исполнение бюджета за анализируемый период.

Налоговые источники формирования доходов местных бюджетов

В статье рассмотрены вопросы формирования доходной базы местных бюджетов, проанализирована динамика и состав налоговых доходов бюджета МО МР «Сыктывдинский», предложены мероприятия по оптимизации налоговых поступлений.

Анализ доходов и расходов федерального бюджета Российской Федерации за 2012–2016 гг.

Обеспечение сбалансированности бюджета является важнейшей задачей государства при осуществлении экономической политики. В статье рассматривается и анализируется формирование доходной и расходной части федерального бюджета за период 2012–2016 гг.

Анализ формирования и исполнения регионального бюджета по расходам в современных условиях (на примере Уральского федерального округа)

В статье рассматриваются основные характеристики расходной части регионального бюджета на примере УрФО. Анализируются данные исполнения регионального бюджета УрФО с 2018–2019 гг. и сравниваются показатели исполнения расходов субъектами УрФО.

Влияние кризиса на доходы и расходы бюджета Приморского Края

В условиях экономического кризиса важное значение отводится аналитике статей бюджета субъекта Российской Федерации. В статье проводится анализ доходных и расходных статей бюджета Приморского края, что позволяет выявить основные направления поступлени...

Анализ неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятии за 2014–2016 гг.

В данной статье основное содержание исследования составляет анализ динамики и структуры неналоговых доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия за последние три года. На основе проведенного анализа представлены выводы.

Неналоговые доходы и их роль в формировании консолидированного бюджета Республики Бурятии

В статье идет речь о роли в формировании неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта. Рассматривается динамика доли неналоговых доходов в собственных доходах и в общей сумме доходов. Представлены таблицы и выводы к проведенным анализам.

Оценка эффективности исполнения бюджета муниципального образования

В данной статье рассматриваются основные проблемы исполнения местных бюджетов. Выявлена и обоснована необходимость совершенствования методики эффективности исполнения местных бюджетов, рассматриваются основные пути по совершенствованию исполнения мес...

Прогнозирование доходов в местный бюджет

Прогнозирование доходов в местный бюджет дает возможность оценить вероятность исполнения планов бюджета в следующем году.

Задать вопрос