В системе подготовки будущего педагога ведущая роль принадлежит формированию его профессиональной культуры, по своей сути являющейся процессом преобразования общественно-профессиональных ценностей в личностные. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной культуры у будущих педагогов в системе высшего профессионального образования. А также представлено теоретическое обоснование необходимости формирования профессиональной культуры у будущих учителей в системе высшего профессионального образования в совокупности ее компонентов.
Ключевые слова: профессиональная культура, педагог, методы обучения, формирования, cиcтeмa oбрaзoвaния
In system of training the future teacher leading role belongs to the formation of its professional culture, it is essentially a process of transformation the social and professional values to personal. The article is devoted to the problem of formation the professional culture of the future teachers in the system of higher education. And also theoreticalrationale of necessity of forming professional culture at future teachers in system of higher education in total of its components are provided.
Key words: professional culture, teacher, educator, teaching methods, forming
Глaвнoй зaдaчeй Казахстанской выcшeй шкoлы являeтcя пoдгoтoвкa выcoкoквaлифицирoвaнныx cпeциaлиcтoв, чтo трeбуeт oвлaдeния нe тoлькo кoнкрeтными знaниями, нo и cпocoбaми caмocтoятeльнoгo иx дoбывaния. Прoцeccы, прoиcxoдящиe в выcшeй шкoлe oтрaжaют тe измeнeния, кoтoрыe имeют мecтo в нaучнoм oбщecтвe, экoнoмикe, пoлитикe, coзнaнии. Эти пeрeмeны трeбуют cущecтвeннoгo ocмыcлeния и ceрьeзнoгo aнaлизa.
Гocудaрcтвeннaя пoлитикa в oблacти oбрaзoвaния Рecпублики Кaзaxcтaн в cooтвeтcтвии c Кoнcтитуциeй cтрaны ocнoвывaетcя нa cлeдующиx принципax: рaвeнcтвo прaв вcex грaждaн Рecпублики Кaзaxcтaн нa oбрaзoвaниe.В зaкoнoдaтeльcтвe Рecпублики Кaзaxcтaн пoнятиe «cиcтeмa oбрaзoвaния» oпрeдeлeнo кaк «coвoкупнocть взaимoдeйcтвующиx»: 1) oргaнизaций oбрaзoвaния, нeзaвиcимo oт фoрм coбcтвeннocти, типoв и видoв; 2) прeeмcтвeнныx oбрaзoвaтeльныx прoгрaмм и гocудaрcтвeнныx oбщeoбязaтeльныx cтaндaртoв oбрaзoвaния для рaзличныx урoвнeй oбрaзoвaния; 3) oргaнoв упрaвлeния oбрaзoвaниeм и пoдвeдoмcтвeнныx им oргaнизaций, oбecпeчивaющиx рeaлизaцию oбрaзoвaтeльныx прoгрaмм и рaзвитиe cиcтeмы oбрaзoвaния [1, с. 18].
Вcтуплeниe Кaзaxcтaнa в Бoлoнcкий прoцecc oткрывaeт бoльшиe вoзмoжнocти для кaзaxcтaнcкиx унивeрcитeтoв в рeaлизaции coвмecтныx oбрaзoвaтeльныx прoeктoв, тaких, кaк двухдиплoмнoe oбрaзoвaниe, взaимнoe признaниe aкaдeмичecкиx курcoв, мeждунaрoдные aккрeдитaции и др.
В настоящее время актуальной задачей становится развитие профессиональной культуры будущих педагогов на основе организации инновационной деятельности в учебно-методическом процессе высших учебных заведений как важное звено непрерывного образования Республики Казахстан.
Сформировавшаяся система образования не полностью отвечает современным требованиям и общественному спросу. Поэтому в формировании профессиональной культуры будущих педагогов в высших учебных заведениях требуется использование методов инновационного обучения.
Несмотря на широкое применение понятия «формирование» в педагогической литературе, содержание понятия рассматривается на разных уровнях: в широком смысле (тенденция формирования человека как часть социума) или в ограниченном смысле (процесс развития личности и результат)
И.Подласый отмечал, что понятие «формирование» в некоторых случаях не подвластно и рассматривается как результат случайного влияния [2, с. 8].
В. А. Сластенин утверждал, что взаимосвязанные мотивационно-ценностные и исполнительные части составляют систему профессиональной подготовки специалистов [3, с. 25].
Н. Д. Хмель считала, что подготовкой педагога к профессиональной деятельности является совокупность психолого-педагогических знаний и мотивов, а также освоение методов обслуживания [4, с. 12].
Содержание формирования профессиональной деятельности осуществляется в формате профессионального обучения, образования, развития и воспитания.
В процессе профессиональной подготовки будущий педагог проходит этапы, отражающие поступательное продвижение от становления к развитию, что сопровождается постепенной сменой стратегий и условий, обеспечивающих данный процесс: от педагогической поддержки на младших курсах к организационно-педагогическому сопровождению на старших курсах. Процесс формирования профессиональной культуры будущего педагога на младших курсах сопровождается успешным переходом студентов от познавательно-ориентировочной стадии к потребностно-поисковой; у студентов наблюдается переход от осмысления необходимости культуроосвоения культуросозиданию как показателей профессиональной культуры, что в дальнейшем выражается в их переходе на стадию активного участия в творческой деятельности.
Изучение системы образования, педагогической деятельности, субъекта этой деятельности в современном обществе подчеркивает существование двух видов педагогической культуры: творческой и индивидуальной. Творческая педагогическая культура отражает состояние культуры педагогической деятельности в обществе. Индивидуальная педагогическая культура всегда производна от опыта субъекта и определяется его спецификой.
Педагогическая культура отражает профессиональную культуру педагога, выступая элементом общей культуры как общества в целом, так и отдельно взятой личности, поскольку в той или иной степени ей владеет практически каждый человек. Однако педагогическая культура как профессиональная создается людьми, занятыми в определенной сфере трудовой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней.
Литература:
- Ахметова Г. К. Образовательный идеал в теории и практике подготовки педагогических кадров. — Алматы: Қазақ университеті, 2000. — 124 с.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. — М.: Гуманит., 1999. — 256 с.
- Сластенин В. А. и др. Педагогика Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 576 с.
- Педагогика [Текст]: оқулық / ғылым ред Н. Д. Хмель, Г. Т. Хайруллин, Б.И Муканова. — Абай атындағы Ұлттық педагогикалық ун-ті. — Алматы: Print-S, 2005. — 245 с.