Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 31.01.2017

Статья просмотрена: 5471 раз

Библиографическое описание:

Ауезов, Б. Н. Педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя / Б. Н. Ауезов, К. М. Беркимбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 354-356. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38803/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье рассматривается педагогическая культура как составляющая профессиональной культуры учителя не как определенная характеристика педагога, а соединенные в единое качественные способности освоением культурных ценностей, складывавшихся на основе результатов активной деятельности в различных сферах и опыта предыдущего поколения.

Также раскрывается совокупность объективных качеств педагога, основанных на человеческих ценностях в достижении учебно-воспитательных целей в едином педагогическом процессе.

Ключевые слова: культура, педагог, профессиональная подготовка, компетенция, профессиональное качество, профессиональная культура

The article deals with the pedagogical culture as a component of professional culture of a teacher is not as certain characteristics of the teacher, and united in a single quality the ability of the assimilation of cultural values that have developed on the basis of the results of activity in various fields and experience of the previous generation.Also reveals a set of objective qualities of the teacher, based on human values in achieving the educational objectives in a single pedagogical process.

Key words: culture, teacher, professional training, competence, professional quality, professional culture

В настоящее время актуализируются отдельные аспекты проблемы подготовки учителей в педагогических учебных заведениях в соответствии с развитием общества, с альтернативой выявления путей и способов влияния на духовное и культурное развитие будущих педагогов в формировании их профессиональной культуры. Наряду с этим необходимость решения внутренних тенденций развития образовательной системы, нацеливает педагогов вузов придавать важное значение в процессе профессиональной подготовки будущего учителя преподаванию учебной программы не только в предметном аспекте, но и на соединение взаимосвязанных мер духовных ценностей и культурных направлений. Для этого педагоги должны освоить знания в спектре науки, искусства, философии и других наук, эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Поэтому приоритетным направлением в профессиональной подготовке будущих педагогов в высших учебных заведениях является подготовка кадров, освоивших основы культуры, умеющих правильно использовать на практике знания и навыки, конкурентоспособных и способных принять этически взвешенные решения в нестандартных, быстроменяющихся ситуациях, постоянно пополняющих знания и совершенствующих базовые и социальные компетенции. Поскольку сегодня перед современным педагогом ставятся требования, соответственно которым он должен стремиться к новшеству и талантливо овладевать педагогическим и творческим мастерством, осваивать профессиональные знания и навыки, реализовывать в себе личность с высокой профессиональной культурой и способный на личностную рефлексию.

Ученые рассматривают профессиональную культуру не как определенную характеристику педагога, а соединенные в единое качественные способности, также другие считают это освоением культурных ценностей, складывавшихся на основе результатов активной деятельности в различных сферах и опыта предыдущего поколения [1, с. 9].

С помощью профессиональных качеств и деловых навыков педагога формируются нижеследующие уровни культуры: эрудированности, методологический, интеллектуальный, народный культурный, массовый культурный. Некоторые ученые считают, что модель педагогической культуры будущего педагога включает следующие профессионально значимые компоненты психических сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, предметно-практической, экзистенциальной, саморегуляции [2, 160 с]. Эти компоненты являются элементами профессиональной культуры.

Для определения различий между понятием профессиональной культуры и понятием педагогической культуры надо рассматривать основные особенности понятий педагогической культуры в психологическо-педагогической литературе. Педагогическая культура является сложной системой, состоящей из многоуровневой структуры субъекта педагогической деятельности. Она включает педагогическое влияние не только профессионального специалиста педагога, но и семейного или трудового коллектива, подобного социальной ассоциации. Следовательно, формирование и развитие педагогической культуры целенаправленно проходит не только среди педагогов, но и на общественном уровне.

Пространство обсуждения понятия педагогической культуры педагогов в мировой практике очень обширно. Философские аспекты формирования педагогической культуры были отражены в трудах Г. С. Батищева, В. В. Давыдова, В. Т. Ефимова, В. Д. Клементьева, Е. Ф. Сулимова, В. Н. Турченко, Л. Ф. Колесникова, Л. Г. Борисовой и др.

Методологические основы формирования педагогической культуры разработаны в исследованиях Н. А. Аитова, Б. Ю. Берзина [2, с. 17].

Педагогическая культура — совокупность объективных качеств педагога, основанных на человеческих ценностях в достижении учебно-воспитательных целей в едином педагогическом процессе. Педагогическая культура влияет на развитие сознания в виде единства педагогического такта и профессиональной этики.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что под профессиональной педагогической культурой понимается мера освоения личностью учителя социальной практики людей в педагогическом процессе.

Профессиональная культура — совокупность практики и специального курса знаний, использующиеся в процессе профессиональной деятельности. Один из основных признаков профессиональной культуры — формирование типа профессионального мышления, влияющего на самореализацию в процессе профессиональной деятельности человека. Еще при жизни Авиценна говорил о вышесказанной концепции. По его мнению взгляды специалиста с высокой профессиональной культурой направленные на различные предметы, уподоблялись дневному свету, отражающему образ, не соответствующий описанию этих предметов [3, с. 36].

Содержание профессиональной культуры состоит из комплекса знаний, умений, навыков, превращающих специалистов в определенной сфере профессии мастером своего ремесла. Общая и профессиональная культура не может соответствовать не педагогическим специальностям, наоборот профессиональная культура педагога соответствует высокому уровню общей культуры личности.

Элементами, составляющими основу профессиональной культуры являются культура и профессия. Профессиональная культура на основе ценностей, составляющих данную профессию, характеризуется как цель профессиональной деятельности, сбор, хранение и передача информаций, программы поведения, понятия данной профессии, совокупность идей, специальная система концепций, т. е. нормы и идеология профессии [4, с. 106].

Понятие «профессиональная культура» рассматривается в тесной общности с понятием субъекта профессиональной деятельности, а также она устанавливает универсальные связи межличностных профессиональных взаимоотношений. Профессиональная культура является связующим звеном между субъектом профессиональной деятельности и действующим субъектом.

Профессиональная культура проявляется как метод познания мира и изменения для специалиста как субъекта профессиональной деятельности, а в качестве метода самоизменения — коммуникативная культура. Коммуникативная культура определяется совокупностью специальных коммуникативных знаний, умений и навыков, прогнозирующих результативность личностных и профессиональных взаимоотношений, а также предотвращающих психологический барьер.

Итак, профессиональная культура — творческое развитие личностных способностей на основе профессиональной деятельности с целью создания материальных и духовных ценностей.

Таким образом, профессиональная культура характеризуется как освоение социального опыта педагога, применение умений на практике и усвоенных знаний, способности обновления себя и окружающей среды, а также способности уметь строить положительные отношения с другими людьми. Профессиональная культура согласно данной характеристике является не только высоким уровнем профессиональных знаний, умений, навыков, но и формированием духовных ценностей у будущих педагогов и его творческого применения в профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Педагогика. Учебное пособие для пед. вузов и пед. Колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Российское педагогическое агенство, 1995. — 638 с.
  2. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. — М.: Владос-пресс, 2003. — 160 с.
  3. Аитов Н. А., Берзин Б. Ю. Формирование профессиональной культуры учителя. — М., 1993. — 145 с.
  4. Ибн-Сина. Избранные философские произведения. — М.,1980. — 106 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная культура, педагогическая культура, профессиональная деятельность, активная деятельность, высокая профессиональная культура, высокий уровень, единый педагогический процесс, коммуникативная культура, предыдущее поколение, профессиональная подготовка.


Похожие статьи

Содержание и структура научно-исследовательской деятельности педагога

В статье даётся определение понятию «научно-исследовательская деятельность педагога», исследуются компетенции, которые необходимы педагогу для осуществления подобного рода деятельности, анализируются структурные компоненты научно-исследовательской де...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения

В данной статье рассматривается роль физической культуры в повседневной реальности студента высшего образовательного учреждения. Анализируются факторы, которые негативно влияют на развитие физической культуры среди молодых людей. Предлагается решение...

Развитие коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации

Принято считать, что молодые учителя приходят в школу уже со сформированными коммуникативными компетенциями и что нужно их только развивать. Практика показывает обратное. Молодой учитель после института, не имея опыта общения с современными учениками...

Специфика и особенности формирования ценностных ориентаций

В условиях современного развития российского общества происходят коренные изменения в образовательной парадигме: образовательным учреждением должны даваться не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формироваться ряд профессионально зн...

Понимание коммуникативной компетентности в психологической и педагогической науках в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается понятие «коммуникативная компетентность» с точки зрения психологической и педагогической наук в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Особое внимание уделено роли структурных элементов ком...

Социокультурное проектирование как средство формирования креативной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности

В статье автором рассматривается социокультурное проектирование, как специфическое направление в творческой и управленческой практике, методологическая основа которого выступает важным компонентом профессиональной подготовки менеджеров социально-куль...

Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации

В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации.

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников

В данной статье рассматривается актуальная проблема: как правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей, и как внеурочная деятельность может превратиться в полноценное пространство воспитания и...

Похожие статьи

Содержание и структура научно-исследовательской деятельности педагога

В статье даётся определение понятию «научно-исследовательская деятельность педагога», исследуются компетенции, которые необходимы педагогу для осуществления подобного рода деятельности, анализируются структурные компоненты научно-исследовательской де...

Концептуализация педагогической составляющей образовательной деятельности преподавателями и мастерами производственного обучения профессиональных образовательных организаций

В статье обосновывается значимость усиления педагогической составляющей в деятельности преподавателей и мастеров производственного обучения профессиональных образовательных организаций и необходимость ее концептуализации для совершенствования образов...

Формирование управленческой культуры педагога образовательной организации

В статье рассматривается управленческая культура педагога как одна из составляющих профессиональной компетентности. Дается содержательная характеристика формирования данного понятия.

Роль физической культуры в структуре высшего образовательного учреждения

В данной статье рассматривается роль физической культуры в повседневной реальности студента высшего образовательного учреждения. Анализируются факторы, которые негативно влияют на развитие физической культуры среди молодых людей. Предлагается решение...

Развитие коммуникативной компетенции молодых учителей в период первичной профессионализации

Принято считать, что молодые учителя приходят в школу уже со сформированными коммуникативными компетенциями и что нужно их только развивать. Практика показывает обратное. Молодой учитель после института, не имея опыта общения с современными учениками...

Специфика и особенности формирования ценностных ориентаций

В условиях современного развития российского общества происходят коренные изменения в образовательной парадигме: образовательным учреждением должны даваться не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формироваться ряд профессионально зн...

Понимание коммуникативной компетентности в психологической и педагогической науках в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается понятие «коммуникативная компетентность» с точки зрения психологической и педагогической наук в контексте преподавания дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности». Особое внимание уделено роли структурных элементов ком...

Социокультурное проектирование как средство формирования креативной компетентности будущих менеджеров социально-культурной деятельности

В статье автором рассматривается социокультурное проектирование, как специфическое направление в творческой и управленческой практике, методологическая основа которого выступает важным компонентом профессиональной подготовки менеджеров социально-куль...

Развитие творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации

В статье раскрывается понятие «творческий потенциал», рассматриваются особенности развития творческого потенциала педагогов общеобразовательной организации.

Внеурочная деятельность как средство формирования ключевых компетентностей школьников

В данной статье рассматривается актуальная проблема: как правильно построить учебный процесс, который будет способствовать формированию ключевых компетентностей, и как внеурочная деятельность может превратиться в полноценное пространство воспитания и...

Задать вопрос