В статье рассматривается необходимость нового подхода к конструированию урока информатики и ИКТ, связанного с реализацией ФГОС.
Ключевые слова: ФГОС, информатика и ИКТ
В концепции модернизации российского образования основная цель, стоящая перед современной школой, определяется так: «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». В связи с этим, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий [4].
Предъявляемые ФГОС, требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость ступени общего образования для дальнейшего развития обучающихся. Образовательный процесс, организованный в соответствии с ФГОС должен обеспечивать формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС), государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы и другие нормативные документы предъявляют высокие требования к образовательным результатам, и в частности к результатам освоения основной образовательной программы. ИКТ-компетентность в соответствии с ФГОС ООО отнесена к метапредметным умениям. Это означает, что значимость ИКТ-компетентности рассматривается в ряду таких умений как чтение и письмо, и формируется на всех предметах школьного курса, а не только в разделе курса «Информатика и ИКТ» [2].
Урок как один из компонентов системы обучения представляет собой взаимосвязанную совокупность элементов: цели обучения, принципы отбора содержания, методы, формы и средства обучения. Современный урок информатики, как правило, состоит из двух частей: теоретической и практической. Проектировать урок в соответствии с новыми целями ФГОС помогает конструктор урока. Проект «Развивающий конструктор «Думаем вместе»» был разработан в рамках российско-финского проекта «Создаем и используем вместе». Руководство проекта — Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Северо-западное агентство международных программ, Национальное управление образования Финляндии и Финниш Консалтгрупп. Конструкторы размещены на сайте кафедры инновационных образовательных технологий.
Таблица 1
Методический конструктор сдидактическими приемами триз-педагогики (А. Гин)
Название УУД |
Приемы |
||||||
Личностные УД и его виды… |
Удивляй |
Метод 360 |
Идеальное Д/З |
Лингвистическая карта |
Панель |
Два кольца |
Остановка |
Регулятивные УД и его виды… |
Листы самоконтроля и самооценки |
Система КР |
Рефлексивное сочинение |
Карточка-ловушка |
Вопрос-ответ |
Оценочное окно |
Идеальный план |
Познавательные УД и его виды… |
Тетрадь открытий |
Смысловое свертывание |
Ромашка Блума |
Фиш-боум |
Карусель |
Мозговой штурм |
Моделирование |
Коммуникативные УД и его виды… |
Учебный диалог |
Дискуссия |
6 шляп мышления |
Аргумент |
Если бы |
Конструктор вопросов |
Таймер |
Таблица 2
Методический конструктор сдидактическими приемами технологии развития критического мышления через письмо ичтение (тркчм). Разработчики конструктора: ХаритоноваА.Г., ПивненкоО.А., ШрамкоО.В., РадченкоА.Ю.
Этапы технологии |
Приемы |
||||||
I стадия (фаза) Вызов |
ключевые термины |
верные и неверные утверждения |
«концептуальное колесо» |
групповая дискуссия |
перепутанные логические цепочки |
мозговая атака; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы |
систематизация материала (графическая): кластеры, концептуальные таблицы («инсерт», «З-Х-У (Знаю-Хочу знать — Узнал)» |
II стадия Осмысление информации |
«фишбоун»; ранжирование |
взаимоопрос |
«мозговой штурм» |
чтение с остановками и вопросы Блума |
ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов |
поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы |
Концептуальные таблицы («инсерт», таблица «З-Х-У» («Знаю — Хочу знать — Узнал») |
III стадия Рефлексия |
Заполнение кластеров, концептуальных таблиц; ответы на поставленные вопросы |
исследования по отдельным вопросам темы и т. д. |
установление причинно-следственных связей между блоками информации |
организация устных и письменных круглых столов |
возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям |
написание творческих работ (эссе, синквейнов, стратегии «рафт» и т. д.) |
организация различных видов дискуссий |
Конструктор создается отдельно по каждому УУД со всеми его видами. Он очень удобен в использовании, позволяет быстро, качественно и осознанно готовиться к уроку, продумывать ход урока и ожидаемые результаты в плане метапредметности. При наложении двух конструкторов друг на друга создается урок, который остается наполнить только предметным содержанием. Таким образом, мы достигаем результата обучения в школе — «умение учиться», т. е. формируем общеучебные навыки и способности к самоорганизации своей деятельности, позволяющие решать различные учебные задачи.
Современный УМК с учетом требований ФГОС должен включать электронные образовательные ресурсы. Использование современных средств ИКТ позволяет разнообразить формы проведения уроков. В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ, направленных на определение уровня освоения темы учащимися.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы — Портфолио.
Технологическая карта урока — форма технологической документации, в которой описан образовательный процесс, указаны формы, методы и приемы работы, этапы урока, цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта позволяет спланировать каждый этап деятельности и дает максимально полное отражение последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату.
Таблица 3
Структура технологической карты идеятельность участников образовательного процесса
Этапы урока |
Время мин. |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
ЦОР иЭОР |
Организационный момент |
1 |
Поприветствовать учащихся, перекличка |
Подготавливают рабочее место |
|
Для учителя: Актуализация знаний и объявление темы занятия. Для учащегося: Первичная самооценка |
2 |
Организует работу в парах. У каждого на столах карточки с фразами. Из них нужно выбрать наиболее существенные фразы, отвечающие на вопрос: Почему в последнее время часто, проверяя знания, прибегают к тестам? |
Учащиеся, обсуждая задание, приходят к выводу, что тесты — это наиболее удобный и быстрый способ проверки. Соответственно им придется составлять тест для соседа. УУД: Личностное: определять потребности в освоении и понимании учебной темы |
Презентация№ 1 «Почему в последнее время часто, проверяя знания, прибегают к тестам?». Создание тестов в среде MS Power Point. Тестирование в MS PowerPoint |
С позиции учителя: Повторение изученного материала. С позиции учащегося: Работа с учебно-научным текстом |
8 |
Оказывает помощь, отвечает на вопросы |
Анализируют материал предыдущих уроков и выбирают необходимую информацию для создания теста в PowerPoint. УУД: Регулятивное: контроль в форме сличения определения понятия с заданным эталоном Познавательное: умение осуществлять смысловое чтение. Логическое: подведение под понятие |
Презентация№ 2 «Мозговой штурм». Информатика. Тема: «MS PowerPoint» — Пройти онлайн тест |
С позиции учителя: Изучение нового, формирование новых умений. Игровой прием составь текст». Для учащегося: Задание с самопроверкой |
20 |
Раздает карточки, из которым нужно составить инструкцию. Организует беседу по проверки правильности составления инструкции. |
Получают карточки, из которым нужно составить инструкцию. Выполняя задание, составляют для себя алгоритм работы по составлению теста. Выполнение инструкции (создание теста) — индивидуально на ПК. УУД. Регулятивное: саморегуляция как способность к преодолению затруднения (последовательно и целеустремленно идти к достижению поставленной цели) |
Презентация№ 3 «Инструкция по составлению теста». Файл с материалом к тестам. (заранее подготовленные вопросы и ответы). |
С позиции учителя: Закрепление, систематизация, применение. Для учащегося: Взаимооценка |
5 |
Учащимся предлагается поменяться местами и выполнить тест соседа. По итогам теста учащиеся получают оценку. |
Учащиеся выполняют тест соседа. УУД. Регулятивное: сравнительная оценка результатов деятельности; коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в индивидуальный план |
Тест созданный в MS PowerPoint |
Выбор домашнего задания |
2 |
Учащимся предлагается выбрать тему и составить тест, не более 10 вопросов. |
Составляют тест на любую другую тему, не более 10 вопросов. |
|
С позиции учителя: Итог урока с оценкой проделанной учащимися работы. Для учащегося: Повторная самооценка |
7 |
Анализ урока: удалось достичь цели? выполнены задачи? какие трудности возникли? удалось ли их преодолеть? почему не получилось? |
Учащиеся заполняют анкету и составляют синквейн. УУД. Регулятивное: внесение необходимых корректив |
Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.
Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие, применяет разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе [1].
На уроке учителем задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки: добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы; стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи; специально планирует коммуникативные задачи урока; применяет и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта на уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель — ученик» (через отношения, совместную деятельность и т. д.). Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной [3].
Структура современного урока:
- Организационный момент: тема; цель; планируемые образовательные результаты.
- Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).
- Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.
- Сообщение нового материала.
- Решение учебной задачи.
- Усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.
- Закрепление изученного материала.
- Обобщение и систематизация знаний.
- Контроль и самопроверка знаний.
- Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.
- Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку [2].
Литература:
- Гура В. В. Теоретические основы педагогического проектирования личностно-ориентированных электронных образовательных ресурсов и сред [Текст] / В. В. Гура. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2007. — 320 с.
- Информатика. Методическое пособие для учителя. УМК для основной школы. 5–6, 7–9 классы. / М. Н. Бородин. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. — 108 с.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» на официальном сайте Министерства Образования и Науки РФ [Электронный ресурс], URL-доступ: http://mon.gov.ru/dok/akt/6591/.
- Примерная программа формирования и развития ИКТ-компетентности обучающихся [Электронный ресурс], URL-доступ: http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_2234_1.doc.