Нынешнему поколению молодых людей, присущ более трезвый, разумно-практический взгляд на жизнь, большая независимость и самостоятельность. Социальные и экономические события, произошедшие за последние десятки лет в мире и в нашей стране, преобразования, которые продолжаются и сейчас, подталкивают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, ориентироваться в мире профессий и занимать независимые позиции. [1, с.3] Готовность к выбору профессии — это, во-первых, внутренняя осознанность самого факта выбора и определённость профессиональных интересов, во-вторых, осведомлённость о своих способностях и о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку. [2,с.57]
В данной статье речь пойдет о вопросе, почему мы столкнулись на данном этапе с проблемой того, что выпускники техникумов не хотят работать по выбранной специальности и ехать по распределению? На базе Саратовского железнодорожного техникума, психологической службой проведено исследование студентов всех специальностей. Исследование проведено в два этапа: до прохождения производственной практики (3 курс) и после ее прохождения (4 курс). Цель проведения: прослеживание динамики развития профессионального самосознания, а так же проведение анализа влияния производственной практики на выбор профессии.
Анкеты для диагностики, разработаны таким образом, что показатели в разных вопросах связаны между собой и противоречивость ответов показывает высокое значение шкалы лжи (что говорит либо в неуверенности в выборе ответа, либо в малой информированности респондентов). После прохождения практики, на втором этапе анкетирования, все показатели, связанные между собой выровнялись, что подтверждает достоверность ответов. Поэтому, можно сделать вывод о том, как повлияла практика на профессиональное самоопределение выпускников. У студентов появилось реальное представление о своем будущем, причем и о материальной стороне, и о своем личностном развитии. Практика дала выпускникам недостающую информацию о выбранной профессии.
Кратко и по выборочным вопросам, хочу ознакомить с результатами исследования по специальностям.
Изменилось ли отношение к профессии у студентов, после непосредственного участия их в трудовом процессе по выбранной специальности?.
Энергетики.
Рис.1
Вырос интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в материальной независимости. Показатель работы по специальности: на первом этапе 50 % этого не планировали, после практики показатель уменьшился до 14 %.
Путейцы.
Рис. 2
мой выбор «практичный» — 40 % — 25 %
мой выбор «интересен» — 23 % — 10 %
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 30 % — 55 %
не собираются работать по специальности — 5 % — 15 %
выбор профессии 25 % родителями, 75 % самостоятельный.
Уменьшился показатель практичности выбора и интереса к профессии. Тем не менее, повысился показатель уверенности в материальной независимости. Увеличился показатель работы не по специальности, с 5 % до 15 %.
Тепловозники.
Рис. 3
мой выбор «практичный» — 28 % — 35 %
мой выбор «интересен» — 52 % — 20 %
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 60 % — 25 %
не собираются работать по специальности — 12 % — 2 %
выбор профессии 15 % родителями, 85 % самостоятельный.
Изменился показатель практичности выбора — повысился. Снизился интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в материальной независимости в два раза. Самый высокий показатель работы по специальности, если сначала 12 % не планировали, то после практики уменьшился до 2 %.
Связисты.
Рис. 4
мой выбор «практичный» — 15 % — 44 %
мой выбор «интересен» — 22 % — 20 %
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40 % — 26 %
не собираются работать по специальности — 46 % — 26 %
выбор профессии 55 % родителями, 45 % самостоятельный.
Изменился показатель практичности выбора. Снизился показатель уверенности в материальной независимости. Хороший показатель работы по специальности, если сначала 46 % этого не планировали, то после практики он уменьшился до 26 %.
Движенцы.
Рис. 5
мой выбор «практичный» — 28 % — 54 %
мой выбор «интересен» — 11 % — 10 %
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40 % — 70 %
не собираются работать по специальности — 25 % — 25 %
выбор профессии 55 % родителями, 45 % самостоятельный.
Значительно вырос показатель практичности выбора. Сохранился интерес к профессии. Сохранился полностью показатель работы по специальности, но у студентов этой специальности выбор профессии изначально был поровну: самостоятельный и родителями!
Автоматики.
Рис. 6
мой выбор «практичный» — 25 % — 55 %
мой выбор «интересен» — 25 % — 20 %
мой выбор «сделает меня, готовым жить самостоятельно» 40 % — 20 %
не собираются работать по специальности — 50 % — 30 % — 70 %
выбор профессии 60 % родителями, 40 % самостоятельный.
Вырос показатель практичности выбора. Сохранился интерес к профессии. Снизился показатель уверенности в том, что будет материальная независимость. Уменьшился показатель работы по специальности, если сначала 50 % этого не планировали, то после практики он уменьшился до 30 %.
Хочется отметить, что все специальности разделились условно на две подгруппы. Одна: тепловозники, движенцы и путейцы — в основном своем количестве, собираются посвятить себя железной дороге. Вторая: автоматики, связисты, энергетики — смотрят более широко на свои возможности и не ограничивают так жестко рамки полученной в нашем техникуме специальности. Большое количество студентов не ограничивают свою специальность рамками железной дороги. Многие выпускники планируют дальнейшее обучение в вузах и считают образование, полученное в нашем техникуме, хорошей базой для этого. В среднем от 20 до 30 % с каждого отделения. Проведенное исследование показало динамику развития профессионального самосознании учеников ссуза. После прохождения производственной практики, можно отметить положительное изменение в профессиональном развитии студентов — не один из них не написал, что «ему все равно, кем быть». Это очень значительный показатель личностного развития и самоопределения.
Важный вывод о значении прохождения производственной практики очевиден и подтвержден цифрами двухлетнего исследования. После того, как студенты реально познакомились на практике с обязанностями, связанными с выбранной специальностью, показатель тех, кто определился с выбором профессии и принял решение работать или не работать по специальности стопроцентный. Он колеблется по специальностям от 70 % до 98 %. Так же, по результатам анкетирования, видно, что именно самостоятельный, осознанный выбор будущей специальности подростком, помогает ему успешно обучаться, а в дальнейшем и работать по профессии. Родители и педагоги, несомненно, должны оказывать помощь и поддержку в выборе пути, но это не должно носить характер настойчивого давления. Необходимо заинтересовывать подростков, творчески подходить к педагогическим и родительским обязанностям, грамотно организовывать профориентационную работу в учебном заведении.
Литература:
- Концепция профессионального самоопределения молодежи / В. А. Поляков, С. Н. Чистякова и др. // Педагогика. — 2013. — № 5.
- Профессиональные пробы и выбор профессии: книга для учителя / под ред. С. Н. Чистяковой. — М.: Просвещение, 2009.
- Пряжникова, Е. Ю. Поучительная история развития профессионального самоопределения в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.psyparents.ru/read/articles/2300/