В статье рассмотрены основные понятия элементов управления качеством, виды нормативных документов по стандартизации в Российской Федерации, характерные черты единичного производства. А также представлены необходимые условия для изготовления документации по управлению качеством уникальной продукции.
Ключевые слова: стандартизация, качество, единичное производство, технические условия
В современном мире в становлении рыночной экономики особое место занимает малый бизнес, отвечающий условиям качества и требованиям, предъявляемым потребителями.
Развитию нового этапа в современной рыночной экономике сопутствует использование новых технологий в производстве товаров и услуг. Существенный рост роли малого бизнеса в экономике спроецирован из-за занимаемых им ниш и своих размеров, благодаря чему и стал востребован.
Определяющими новые факторы конкурентоспособности малого бизнеса являются следующие характеризующие элементы:
‒ повышение качества за счет ориентации на международные стандарты;
‒ формирование спроса на продукцию с помощью использования управленческих маркетинговых технологий развития;
‒ использование новых форм нематериальных активов, ранее не использовавшихся;
‒ ориентация на институциональные ресурсы [6, с. 135].
Стандартизация, как один из важнейших элементов управления качеством предприятия, позволяет снизить затраты на проведение контроля за процессом работ, способствует повышению управляемостью организацией.
В Государственной системе стандартизации существует такое понятие нормативы или нормативные документы, которые устанавливают и регламентируют правила, принципы и общие положения для разных видов деятельности и их результатов.
Нормативные документы по стандартизации в Российской Федерации имеют несколько видов, распространяющиеся на разные виды производства и оказания услуг:
‒ технические регламенты;
‒ национальные, межгосударственные стандарты;
‒ отраслевые стандарты;
‒ технические условия;
‒ стандарты организаций и различных объединений (союзов, концернов, ассоциаций, акционерных обществ и прочих);
‒ требования обязательного характера предъявляемые к качеству продукции или услуги, которая обеспечивает безопасность для жизни и здоровья человека, гарантируя целостностную сохранность его имущества, а также охрану окружающей среды;
‒ обязательные требования к технике безопасности и санитарным нормам;
‒ обязательные и основополагающие методы контроля над требованиями к качеству продукции и безопасности ее для жизни и здоровья людей, сохранности их имущества, а также обеспечивающие охрану окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость производимой продукции;
‒ основополагающие требования к потребительским и эксплуатационным характеристикам продукции: требования к ее упаковке, маркировке, хранению, транспортировке и утилизации;
‒ положения и правила, гарантирующие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации подобных товаров и оказываемых услуг, правила, обеспечивающие качество продукции, сохранность и рациональное использование разного рода ресурсов; а также прочие правила, положения, нормы и обозначение относительно обеспечения качества производства продукции и оказания услуг [3, с. 165].
Стандартизация, являясь важнейшим элементом в системе управления качеством продукции, главной целью ставит перед собой создание системы нормативно-технической документации, определяющей наиболее прогрессивные и рациональные требования к потребляемой населением страны продукции, а также устанавливает контроль над правильностью исполнения и использования технической документации, стандартов и норм. Объектами для стандартизации, как правило, служат любого рода продукция, услуги и процессы, подлежащие проведению контроля за качеством их исполнения, а именно стандартизации [5].
Основным направлением малых предприятий является изготовление единичных изделий, так как, в отличии от серийного и массового производств, наилучшим образом подходит для изготовления продукции по индивидуальным заказам.
Единичное производство — это тип производства, который характеризуется штучным изготовлением продукции постоянно сменяющегося ассортимента и номенклатуры [1]. В единичном производстве изделия повторяются достаточно редко, либо вообще не повторяются, являясь эксклюзивными, не имеющими аналогов. Такое производство отличается разнообразием ассортимента и вида продукции, выпускаемой предприятием.
Характерными чертами единичного производства являются:
‒ неустойчивость процесса технологии изготовления, что не позволяет специализировать рабочие места, в следствии этого возрастает потребность в приеме на работу высококвалифицированных работников;
‒ использование преимущественно универсального оборудования и приспособлений, а также инструментов с большим вариационным набором технологической оснастки;
‒ длительный производственный цикл за счет того, что при производстве используется универсальное оборудование и инструменты, что увеличивает затраты времени от перехода от одного оборудования к другому;
‒ преобладание ручных работ, что повышает процент уникальности изделия;
‒ размещение оборудования группами по видам [4, с.119]. Согласно нормативным документам РФ, на каждую изготавливаемую продукцию должен быть соответствующий документ, подтверждающий, что ее изготовление было произведено в соответствии с государственными требованиями. Поэтому при наличии разработанного стандарта ГОСТа на определенную продукцию производство данной продукции должно полностью ему соответствовать и не противоречить.
Управление качеством уникальных продуктов, изготавливаемых на предприятиях единичного производства от промышленных предприятий отличается тем, что для проведения оценки качества подобной продукции не существует какого-либо государственного стандарта.
При производстве изготовителем продукции товара, на который нет разработанного стандарта, ему необходимо оформить другой документ, который бы отвечал требованиям продукта предприятия — «Технические условия».
Технические условия — нормативно-технический документ, устанавливающий комплекс требований к продукции конкретных типов, марок, артикулов. Разрабатываются на основе соответствующих стандартов [2]. Их целью является регламентирование производственного процесса и использования продукции. Согласно Федеральному закону о техрегулировании, технические условия не являются обязательным документом. Однако, для продукции, изготавливаемой не по действующему в ее отношении нормативному акту или же такового акта просто не существует, то законодательством предписано обязательное наличие документа «Технические условия».
Документ «Технические условия» имеет свои сходства и различия с ГОСТом. Общим для этих документов являются те же прописные принципы и правила изготовления продукции. Отличием же служит информация, которая в ГОСТе представлена общими требованиями к изготавливаемой продукции предоставлению услуг. Документ «Технические условия», напротив, содержит информацию о правилах изготовления конкретного товара, учитывая условия и особенности конкретного предприятия.
Инициатором разработки технических условий может быть как производящая данную продукцию компания, так и потребитель данной продукции.
Если предприятие компании изъявит желание оформить документацию на технические условия самостоятельно без обращения в центр сертификации, то это не будет противоречить правилам сертификации. Но так как документ «Технические условия» должен полностью соответствовать предъявляемым к нему требованиям, что сложно сделать без помощи специалиста, поэтому чаще всего компании обращаются в центры сертификации.
Таким образом, управление качеством уникальной продукции производится путем установления комплекса требований к продукции конкретных типов, отражающихся в нормативно-правовом документе — «Технические условия». На предприятии, специализирующимся на изготовлении уникальной продукции наличие такого документа как «Технические условия» является обязательным условием для регламентирования производственных процессов продукции.
Литература:
1. Большая советская энциклопедия. М.: Советская Энциклопедия. 1969–1978. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/86536/ Единичное (дата обращения 13.01.2017).
2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.; СПб., 2000.
3. Никифоров, А. Д. Управление качеством: учеб. пособие для вузов / А. Д. Никифоров. — М.: Дрофа, 2008. — 358 с.
4. Никуленко А. В. Управление качеством процесса прохождения заказа на изготовление продукции в единичном производстве // Научное сообщество студентов XXI столетия. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 15. URL: http://sibac.info/archive/economy/9(12).pdf (дата обращения: 13.01.2017)
5. Шилкина Альвина Тариеловна Управление качеством и конкурентоспособность предприятий малого бизнеса // Вестник ВУиТ. 2015. № 1 (33). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-kachestvom-i-konkurentosposobnost-predpriyatiy-malogo-biznesa (дата обращения: 16.01.2017).
6. Широков, Б. М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства / Б. М. Широков. — М.: Финансы и статистика, 2011. — 496 с.