В данном сообщении рассказывается об изменении взаимодействия межэтнических отношений. С появлением и развитием межэтнических отношений, стали появляться психоэмоциональные взаимодействия межэтнических отношений, которые имели место быть в возникновении коллективного отношения. Межэтническое отношение как процесс воздействия людей друг на друга, что приводит к появлению взаимоотношений между ними, который направлен на психоэмоциональное взаимодействие людей. С помощью воздействие человека на психоэмоциональные отношения, путем взаимодействия, создание переходит на определенную ступень развития индивида в целом.
Ключевые слова: взаимодействие, противодействие, содействие, межэтническое взаимодействие, отношения субординации, горизонтальные отношения, ранжированная система, неранжированная система, миграция
This report describes the change in the interaction of interethnic relations. With the emergence and development of inter-ethnic relations emergence of the emotional interaction of interethnic relations that have taken place in the appearance of collective relations. Inter-ethnic attitude as a process of human impact on each other, leading to the emergence of relationships between them, which focused on the emotional interaction of people. With the help of the human impact on the psycho-emotional relationships, through cooperation, the establishment moves to a certain stage of development of the individual as a whole.
Keywords: interaction, prativadi istie, cooperation, interethnic interaction, subordinate relationship, a horizontal relationship, the ranked system, aranzhirovany system migration
Изначально взаимодействие между людьми было формой зарождения и дальнейшего развития существования людей. Само же взаимодействие превратилось в разноуровневую, многофункциональную, а так полноценную совместную деятельность. В психологической науке взаимодействие рассматривается как процесс влияния друг на друга людей, который приводит к возникновению взаимоотношений, симпатий и антипатий, а также переживаний людей.
Межэтническое взаимодействие принято понимать, как разнообразные контакты между этносами. Они приводят к изменению как социальных характеристик, так и индивидуальных каждой из этнических групп. Представители таких групп способны взаимодействовать между собой и интегрировать их определенные свойства.
Межэтнические взаимодействия можно разделить на два типа: горизонтальные отношения и отношения субординации.
Для горизонтальных отношений характерно то, что этнические группы как правило параллельны относительно друг друга, у них имеется одинаковый социальный статус. Существуют так называемые «полимодальные» социальные группы. Их особенностью является то, что в своей структуре такие группы содержат две или более самостоятельные этнические группы.
В отношениях субординации несколько иные аспекты. В данном случае одни этнические группы способны оказывать влияние на другие. Другими словами, более развитые стоят выше тех, которые имеют статус низшего слоя. Отношения субординации представляют собой пирамидальную, ранжированную систему.
Различия между отношениями субординации и горизонтальными отношениями впервые смог заметить М. Вебер. Он разделил характеристику данных отношений на два типа. Отношения субординации он назвал кастовой структурой. Она, по мнению М. Вебера, характерна для иерархически организованных групп. Горизонтальные же отношения выступают в роли системы этнического сосуществования. Такая система образуется в том случае, когда из разных групп этноса создается политическая система путем социализации. Если этнос при такой системе способен сохранять свои достоинства, то в кастовой системе огромное значение и уважение придается высшей этнической группе, которая отличается своим статусом.
Кастовая система содержит в себе одну немаловажную особенность: любой этнической группе, которая обладает врожденными свойствами, предписанными ей с самого начала развития, предоставляется уважение и внутренняя ценность.
Дж. Беррман был продолжателем развития идей М. Вебера. Он ставил акцент на том, что любая ранжированная и неранжированная системы относятся к кастовой. Понятия ранжирования на самом деле намного шире и включают в себя кастовую систему. Различие состоит лишь в том, что данные типы систем имеют разное происхождение.
Для ранжированных систем характерно появление этнических систем с полным завоеванием и подавлением одной группы другую.
Примером появления ранжированной системы можно считать английское завоевание Индии или ряда стран Африки привело к созданию иерархизированной системы (с преобразованием подобных систем, существовавших ранее в этих странах). Общество США, которое появилось в результате миграции, ввоза в страну негров и завоевание, что отождествляется с завоеванием негритянских этносов Африки, Древнего Рима с его богатствами и невольной рабочей силой, является примером ранжированной социальной системы.
После того, как была завоевана территория и население какой-то определенной страны, создается система так называемых рангов, или статусов, что подразумевает взаимоотношение между индивидами. Такие исследователи, как Д. Горовиц приводят пример сообществ таких стран, как Южную Африку и чрезмерно ранжированное общество Руанданди.
Неранжированные многоэтнические системы появляются в результате столкновения одного этноса с другим на территории одного из них с частичным завоеванием или добровольной миграцией. Данные общества могут образовываться и в результате расположения на общей территории групп, не имеющие изначально никаких общих дел или отношений. Такие пути слияния могут комбинироваться. Например, вторжение с неудачным завоеванием может привести к появлению и существованию двух параллельных групп. Такие системы можно наблюдать на острове Цейлон и в Нигерии.
Добровольная миграция, которая обусловлена экономическими факторами, способствует созданию неранжированных систем в Малайзии, Гвиане и Тринидаде. Подобные процессы также можно проследить и в бывшем СССР. Там группы российского населения образовывались в крупных городах России. Также похожие процессы можно увидеть и в некоторых странах, таких как: Западная Европа, Германия, где проживают большое количество турок и курдов.
Если сравнить две системы: ранжированная и неранжировання, можно сделать вывод о том, что в ранжированных обществах этносы территориально являются более смешанными, чем население с неранжированной системой. Однако, без близости пространств такие системы не могут существовать полноценно.
Этнические группы параллельного типа могут жить как в изолированном пространстве, так и смешанном. Частичное завоевание и миграция могут обуславливать возникновение межэтнических проблем, которые способны длиться долгое время и оставаться нерешенными. К примеру, группа, которую не удалось завоевать, может сохранить свои претензии к территории, а группа, чья территория завоевана частично, имеет право сохранить идею новой попытки завоевания.
Подобные проблемы прослеживаются в отношениях турецкого народа с их соседями. Несмотря на то, что Малая Азия и Европа не является исторической родиной турецкого народа, они имеют территориальные притязания практически ко всем своим соседям. А вот среди армян, греков и других народов желание реванша остается, так как в межэтнических конфликтах они потеряли значительную часть своей исконной территории.
Межэтническое взаимодействие принято разделять на несколько видов.
- Влияние одной общности на другую. При этом одни этнос выступает в доминирующей роли и активной, другой же представляет собой пассивное отношение и инертное относительно данного воздействия (например, принуждение, манипулирование)
- Содействие. Данное понятие представляет собой взаимодействие, где два или несколько этносов оказывают помощь на равных правах, поддерживают друг друга, достигают единства в своих намерениях. В данном типе взаимодействия имеет место быть такое понятие, как сотрудничество, что представляет собой высшую форму совместных отношений этнических групп.
- Противодействие. Другими словами, препятствие действию, противоречие в позициях, своего рода блокирование усилий одного этноса другим или создание каких-либо помех и активное противодействие вплоть до военного вторжения. Для осуществления данного типа этносу необходимо обладать боеспособностью, выдержкой, а главное — энергичностью.
У каждого из этих видов существует свой так называемый критерий проявления, которые имеет по своей сути переходные формы, способные трансформироваться, перевоплощаться.
Для каждого типа взаимодействия имеются свои особенности, которые проявляются в специфике результативности. Итогом таких воздействий между группами этноса может стать насильственная или естественная ассимиляция. Она же может послужить и активным подавлением одного этноса другим, либо потерей каких-то определенных характеристик, таких как: традиции, обычаи, мотивы, «пассивной» этнической группы.
В результате влияния этнических систем к типам взаимодействия можно отнести дискриминацию. Это своего рода лишение прав и ограничение определенных групп граждан по какому-либо признаку. Таким признаком может выступать языковая принадлежность или национальность.
Одной из негативных форм межэтнического взаимодействия является геноцид. Он происходит в тот момент, когда появляются намерения уничтожить, полностью или частично, какую-то этническую, расовую или национальную исторически сложившуюся культурно-этническую группу. Другая крайняя форма проявления расовой или этнической дискриминации выступает в роли сегрегации, что представляет собой ограничение прав людей на основании цвета кожи или национальной принадлежности. Сегрегация порождает у людей пренебрежение, презрение к другим народам, чувство отчуждения нации и национальную надменность.
Таким образом, следует отметить, что однозначных видов этнического взаимодействия в реальности не существует, так как каждый вид взаимодействия сотрудничает с другим видом, так сказать, вбирает в себя другие формы. Кроме того, с течением времени виды могут меняться и перерабатываться, на основе изменений окружающей действительности. Каждый из видов по -своему обладает каким-либо своими особенностями, дополняя другие своими новшествами. Следует сделать вывод о том, что каждый из видов межэтнического взаимодействия важен и нужен друг для друга.
Литература:
- Крысько В. Г.. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия».-320с.. 2002.
- Стефаненко Т. Г. 3-е изд., испр. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2004–368 с.
- Введение в этническую психологию / Под ред. Ю. П. Платонова. Учебное пособие. СПб.: Издательство СПбГУ, 2000.