В статье представлены разработки заданий на основе инфографики, т. е. визуального отображения данных, содержащего небольшую по объёму, но значимую и правильно оформленную информацию. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языком преимущественно в объеме первого сертификационного уровня (В1).
Ключевые слова: русский язык как иностранный; инфографика; варианты заданий
Сегодня трудно представить преподавание и изучение языков без применения новых технологий. В последнее время всё большую популярность стала набирать инфографика, т. е. графический способ подачи данных и знаний, цель которого — быстро и чётко преподнести сложную информацию. К основным функциям инфографики можно отнести, в частности, информативную, аналитическую, конструктивную, адаптивную, экспрессивную, эстетическую [1].
Следует признать, что графическая информация, как правило, воспринимается проще, нежели текстовая. Несколько страниц текста запомнить, несомненно, сложно, но если этот текст визуализировать, представить в виде картинки, то это будет способствовать более быстрому запоминанию и более глубокому пониманию информации.
Интерес к визуализации объясняется и «развитием человеческой деятельности, нарастанием потоков информации, для освоения которой становятся непригодными традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта, и визуализация — одно из этих средств» [2, с. 138].
Использование инфографики в обучении иностранному языку, в частности русскому как иностранному, имеет ряд преимуществ: во-первых, она содержит достаточное количество информации при минимальном количестве лексики; во-вторых, инфографика воспринимается легче, чем текст, поскольку представленная информация уже обработана и систематизирована. Кроме того, она может послужить стимулом к дискуссии (например, насколько представленная в инфографике информация соответствует действительности?) или к написанию резюме/ эссе.
Для занятий можно использовать как готовую инфографику с разных сайтов (в частности, http://infographics.wciom.ru/, http://iamruss.ru/rossiya-v-tsifrah-infografika/) или изданий (например, журнал «Вокруг света», газеты «Метро», «АиФ», визуальный альманах М. Фирсанова и О. Гамбарян «Россия в цифрах: 2012–2013»), так и обратиться к сервисам, на которых можно создавать собственную инфографику (https://piktochart.com/, https://www.easel.ly/, https://infogr.am).
Полагаем, что инфографику можно применять на разных языковых уровнях. Нельзя не согласиться с тем, что она предоставляет возможности как преподавателям с точки зрения подготовки заданий к занятиям, так и студентам для реализации их творческих способностей, развития критического и аналитического мышления.
Ниже мы предлагаем варианты заданий по теме «Жизнь в городе», адресованных иностранным учащимся, владеющим русским языком в объёме первого сертификационного уровня.
Методическая разработка «Лучшие города России»
На первом этапе работы учащимся можно предложить обсудить, в каких российских городах они побывали, их впечатления. Далее, перейти к обсуждению критериев, по которым город можно назвать «лучшим».
Следующий этап направлен на актуализацию и закрепление лексико-грамматических навыков:
№1. А) Составьте словосочетания, соединив левую иправую колонки.
проводить/ провести заниматься занимать/занять столица уровень инвестировать верхний ≠ нижний условия (мн.ч.) (для) строчка |
бизнес (какое?) место Российская Федерация строчка исследование счастье экология рейтинг стартап жизнь |
‒ Ключ: проводить/ провести исследование; заниматься бизнесом; занимать/ занять (какое?) место; столица Российской Федерации; уровень жизни/ счастья/ экологии; инвестировать в стартап; верхняя (нижняя) строчка; условия для жизни/ бизнеса; строчка рейтинга.
Б) Составьте предложения сданными словосочетаниями.
Далее, учащимся предлагается ознакомиться с инфографикой «Лучшие города России» (http://iamruss.ru/rossiya-v-tsifrah-infografika/) и поработать с текстом:
№2. А) Ознакомьтесь синфографикой.
Рис. 1
Б) Используя информацию из инфографики, восстановите пропуски втексте.
Согласно исследованиям, которые проводили разные известные и влиятельные агентства, по условиям 1___________ первое место занимает Тюмень, второе место — 2___________, третье место — 3___________. Замыкает рейтинг 4___________.
Лучше всего заниматься 5___________ в Калининграде, Уфе и Краснодаре.
По 6___________ верхние строчки рейтинга занимают Курск, 7___________ и 8___________, а на 9___________ находится Тамбов.
Исследования показали, что самые счастливые люди живут 10___________и 11___________.
Что касается столицы Российской Федерации, то она занимает первое место по количеству 12___________, второе место — по количеству 13___________ (есть, кому инвестировать в стартапы) и по стоимости 14___________. Среди 15___________Москва занимает 13-ое место 16___________ и 17___________ место по дороговизне 18___________.
‒ Ключ: 1 — для жизни; 2 — Краснодар; 3 — Новосибирск; 4 — Уфа; 5 — бизнесом; 6 — уровню экологии; 7 — Москва; 8 — Калуга; 9 — десятом месте; 10 — в Новом Уренгое; 11 — (в) Елабуге; 12 — пробок (на дорогах); 13 — миллиардеров; 14 — жизни для экспатов; 15 — городов мира; 16 — по уровню информатизации города; 17 — четырнадцатое; 18 — для путешественников.
После чтения и проверки текста его можно обсудить, например:
‒ Какая информация для вас была неожиданной/ интересной?
‒ Знаете ли вы, где находится Новый Уренгой?
‒ Как вы думаете, по каким критериям определяют уровень счастья?
‒ Согласны ли вы, что Москва — дорогой город для жизни экспатов?
Кроме того, учащимся можно предложить дополнительные задания:
№3. А) Найдите названные винфографике города на карте России (http://tudasudaobratno.ru/wp-content/uploads/2012/12/tzone_2.png).
Б) Выберите один из городов, указанных винфографике, иподготовьте сообщение онём, используя информацию из инфографики иИнтернет-ресурсы.
Полагаем, что данное задание может подойти для проектного метода работы.
№4. Напишите эссе «Лучший город моей страны».
Проиллюстрируем варианты заданий на примере темы «Город мечты».
Методическая разработка «Город мечты»
Перед тем как приступить к работе с инфографикой, можно предложить учащимся закончить фразу: «Город мечты — это…».
Далее учащиеся знакомятся с инфографикой «Москва — город мечты?» (http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/leisure/article/moskva-gorod-mechty.html). На этом этапе работы следует уделить внимание лексике и словообразованию.
Следующие задания предполагают работу с текстом на основе инфографики:
№1. Прочитайте слова из текста иих значения. Вслучае затруднений обратитесь ксловарю.
обращаться/ обратиться (к кому?) с вопросом — задать вопрос, спросить
респондент — человек, который отвечает на вопрос
появиться — стать видимым, начаться
учреждение — организация
возможность — шанс, альтернатива
доступный — такой, который легко получить.
Или:
Соедините близкие по значению слова.
обращаться/ обратиться с вопросом появиться учреждение возможность доступный респондент |
участник опроса шанс, альтернатива приемлемый задать вопрос стать возможным, видимым организация |
№2. Используя информацию из инфографики, восстановите пропуске втексте.
Москва — 1___________?
«Изменилась ли Москва за последние 2___________?» — с таким вопросом ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) обратился к 3___________и гостям столицы.
Какие положительные изменения отметили респонденты? Во-первых, по мнению многих участников опроса, появилось больше культурных 4___________, а также мест 5___________. Во-вторых, у жителей и гостей столицы появилось больше возможностей для 6___________. В-третьих, начали строить больше 7___________. Респонденты также отметили, что 8___________ стал удобнее и доступнее.
За последние 5 лет у москвичей появилось больше возможностей получить 9___________ через 10___________.
Респонденты отметили улучшения в сферах науки и 11___________, а также 12___________ и экономики.
В целом, по мнению москвичей и гостей города, в столичном мегаполисе для комфортной жизни есть практически всё. Необходимо улучшить только 13___________.
‒ Ключ: 1 — город мечты; 2 — пять лет; 3 — москвичам/ жителям; 4 — учреждений; 5 — для отдыха; 6 — занятий спортом; 7 — новых дорог; 8 — общественный транспорт; 9 — государственные услуги; 10 — интернет; 11 — инноваций; 12 — бизнеса; 13 — экологию.
После работы с текстом можно обсудить следующие вопросы:
‒ Согласны ли вы, что в Москве «для комфортной жизни есть практически всё»?
‒ Что вас удивило (что вам бросилось в глаза), когда вы приехали первый раз в Москву?
‒ На ваш взгляд, как изменилась ситуация в вашем родном городе за последние пять лет?
По окончании обсуждения предлагается написать эссе «Город моей мечты».
Как мы видим, представленные выше задания направлены как на актуализацию и закрепление лексико-грамматических навыков, так и на развитие навыков чтения, говорения, письма и понимания текста.
Подведём итоги. В данной статье мы стремились показать, что сочетание вербальной и графической составляющих инфографики позволяет использовать её на уроках РКИ многопланово. Инфографика способствует не только получению уже готовой информации, но и даёт возможность учащимся самостоятельно её добывать, интерпретировать с опорой на упомянутые компоненты.
Литература:
- Басырова А. Е. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. — Воронеж, 2016. — Т. 4. — С. 22–26.
- Рапуто А. Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — №.5. — С. 138–141.