Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (138) январь 2017 г.

Дата публикации: 28.01.2017

Статья просмотрена: 2827 раз

Библиографическое описание:

Толстова, Н. Н. Использование инфографики на уроках русского языка как иностранного / Н. Н. Толстова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 4 (138). — С. 391-393. — URL: https://moluch.ru/archive/138/38852/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье представлены разработки заданий на основе инфографики, т. е. визуального отображения данных, содержащего небольшую по объёму, но значимую и правильно оформленную информацию. Материал рассчитан на иностранных учащихся, владеющих русским языком преимущественно в объеме первого сертификационного уровня (В1).

Ключевые слова: русский язык как иностранный; инфографика; варианты заданий

Сегодня трудно представить преподавание и изучение языков без применения новых технологий. В последнее время всё большую популярность стала набирать инфографика, т. е. графический способ подачи данных и знаний, цель которого — быстро и чётко преподнести сложную информацию. К основным функциям инфографики можно отнести, в частности, информативную, аналитическую, конструктивную, адаптивную, экспрессивную, эстетическую [1].

Следует признать, что графическая информация, как правило, воспринимается проще, нежели текстовая. Несколько страниц текста запомнить, несомненно, сложно, но если этот текст визуализировать, представить в виде картинки, то это будет способствовать более быстрому запоминанию и более глубокому пониманию информации.

Интерес к визуализации объясняется и «развитием человеческой деятельности, нарастанием потоков информации, для освоения которой становятся непригодными традиционные методы и средства. Для дальнейшего накопления, освоения, хранения, переработки и передачи информации необходимы новые, компактные, мобильные средства отражения объективного мира в сознании субъекта, и визуализация — одно из этих средств» [2, с. 138].

Использование инфографики в обучении иностранному языку, в частности русскому как иностранному, имеет ряд преимуществ: во-первых, она содержит достаточное количество информации при минимальном количестве лексики; во-вторых, инфографика воспринимается легче, чем текст, поскольку представленная информация уже обработана и систематизирована. Кроме того, она может послужить стимулом к дискуссии (например, насколько представленная в инфографике информация соответствует действительности?) или к написанию резюме/ эссе.

Для занятий можно использовать как готовую инфографику с разных сайтов (в частности, http://infographics.wciom.ru/, http://iamruss.ru/rossiya-v-tsifrah-infografika/) или изданий (например, журнал «Вокруг света», газеты «Метро», «АиФ», визуальный альманах М. Фирсанова и О. Гамбарян «Россия в цифрах: 2012–2013»), так и обратиться к сервисам, на которых можно создавать собственную инфографику (https://piktochart.com/, https://www.easel.ly/, https://infogr.am).

Полагаем, что инфографику можно применять на разных языковых уровнях. Нельзя не согласиться с тем, что она предоставляет возможности как преподавателям с точки зрения подготовки заданий к занятиям, так и студентам для реализации их творческих способностей, развития критического и аналитического мышления.

Ниже мы предлагаем варианты заданий по теме «Жизнь в городе», адресованных иностранным учащимся, владеющим русским языком в объёме первого сертификационного уровня.

Методическая разработка «Лучшие города России»

На первом этапе работы учащимся можно предложить обсудить, в каких российских городах они побывали, их впечатления. Далее, перейти к обсуждению критериев, по которым город можно назвать «лучшим».

Следующий этап направлен на актуализацию и закрепление лексико-грамматических навыков:

1. А) Составьте словосочетания, соединив левую иправую колонки.

проводить/ провести

заниматься

занимать/занять

столица

уровень

инвестировать

верхний ≠ нижний

условия (мн.ч.) (для)

строчка

бизнес

(какое?) место

Российская Федерация

строчка

исследование

счастье

экология

рейтинг

стартап

жизнь

Ключ: проводить/ провести исследование; заниматься бизнесом; занимать/ занять (какое?) место; столица Российской Федерации; уровень жизни/ счастья/ экологии; инвестировать в стартап; верхняя (нижняя) строчка; условия для жизни/ бизнеса; строчка рейтинга.

Б) Составьте предложения сданными словосочетаниями.

Далее, учащимся предлагается ознакомиться с инфографикой «Лучшие города России» (http://iamruss.ru/rossiya-v-tsifrah-infografika/) и поработать с текстом:

2. А) Ознакомьтесь синфографикой.

Картинки по запросу лучшие города россии

Рис. 1

Б) Используя информацию из инфографики, восстановите пропуски втексте.

Согласно исследованиям, которые проводили разные известные и влиятельные агентства, по условиям 1___________ первое место занимает Тюмень, второе место — 2___________, третье место — 3___________. Замыкает рейтинг 4___________.

Лучше всего заниматься 5___________ в Калининграде, Уфе и Краснодаре.

По 6___________ верхние строчки рейтинга занимают Курск, 7___________ и 8___________, а на 9___________ находится Тамбов.

Исследования показали, что самые счастливые люди живут 10___________и 11___________.

Что касается столицы Российской Федерации, то она занимает первое место по количеству 12___________, второе место — по количеству 13___________ (есть, кому инвестировать в стартапы) и по стоимости 14___________. Среди 15___________Москва занимает 13-ое место 16___________ и 17___________ место по дороговизне 18___________.

Ключ: 1 — для жизни; 2 — Краснодар; 3 — Новосибирск; 4 — Уфа; 5 — бизнесом; 6 — уровню экологии; 7 — Москва; 8 — Калуга; 9 — десятом месте; 10 — в Новом Уренгое; 11 — (в) Елабуге; 12 — пробок (на дорогах); 13 — миллиардеров; 14 — жизни для экспатов; 15 — городов мира; 16 — по уровню информатизации города; 17 — четырнадцатое; 18 — для путешественников.

После чтения и проверки текста его можно обсудить, например:

‒ Какая информация для вас была неожиданной/ интересной?

‒ Знаете ли вы, где находится Новый Уренгой?

‒ Как вы думаете, по каким критериям определяют уровень счастья?

‒ Согласны ли вы, что Москва — дорогой город для жизни экспатов?

Кроме того, учащимся можно предложить дополнительные задания:

3. А) Найдите названные винфографике города на карте России (http://tudasudaobratno.ru/wp-content/uploads/2012/12/tzone_2.png).

Б) Выберите один из городов, указанных винфографике, иподготовьте сообщение онём, используя информацию из инфографики иИнтернет-ресурсы.

Полагаем, что данное задание может подойти для проектного метода работы.

4. Напишите эссе «Лучший город моей страны».

Проиллюстрируем варианты заданий на примере темы «Город мечты».

Методическая разработка «Город мечты»

Перед тем как приступить к работе с инфографикой, можно предложить учащимся закончить фразу: «Город мечты — это…».

Далее учащиеся знакомятся с инфографикой «Москва — город мечты?» (http://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/leisure/article/moskva-gorod-mechty.html). На этом этапе работы следует уделить внимание лексике и словообразованию.

Следующие задания предполагают работу с текстом на основе инфографики:

1. Прочитайте слова из текста иих значения. Вслучае затруднений обратитесь ксловарю.

обращаться/ обратиться (к кому?) с вопросом — задать вопрос, спросить

респондент — человек, который отвечает на вопрос

появиться — стать видимым, начаться

учреждение — организация

возможность — шанс, альтернатива

доступный — такой, который легко получить.

Или:

Соедините близкие по значению слова.

обращаться/ обратиться с вопросом

появиться

учреждение

возможность

доступный

респондент

участник опроса

шанс, альтернатива

приемлемый

задать вопрос

стать возможным, видимым

организация

2. Используя информацию из инфографики, восстановите пропуске втексте.

Москва — 1___________?

«Изменилась ли Москва за последние 2___________?» — с таким вопросом ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) обратился к 3___________и гостям столицы.

Какие положительные изменения отметили респонденты? Во-первых, по мнению многих участников опроса, появилось больше культурных 4___________, а также мест 5___________. Во-вторых, у жителей и гостей столицы появилось больше возможностей для 6___________. В-третьих, начали строить больше 7___________. Респонденты также отметили, что 8___________ стал удобнее и доступнее.

За последние 5 лет у москвичей появилось больше возможностей получить 9___________ через 10___________.

Респонденты отметили улучшения в сферах науки и 11___________, а также 12___________ и экономики.

В целом, по мнению москвичей и гостей города, в столичном мегаполисе для комфортной жизни есть практически всё. Необходимо улучшить только 13___________.

Ключ: 1 — город мечты; 2 — пять лет; 3 — москвичам/ жителям; 4 — учреждений; 5 — для отдыха; 6 — занятий спортом; 7 — новых дорог; 8 — общественный транспорт; 9 — государственные услуги; 10 — интернет; 11 — инноваций; 12 — бизнеса; 13 — экологию.

После работы с текстом можно обсудить следующие вопросы:

‒ Согласны ли вы, что в Москве «для комфортной жизни есть практически всё»?

‒ Что вас удивило (что вам бросилось в глаза), когда вы приехали первый раз в Москву?

‒ На ваш взгляд, как изменилась ситуация в вашем родном городе за последние пять лет?

По окончании обсуждения предлагается написать эссе «Город моей мечты».

Как мы видим, представленные выше задания направлены как на актуализацию и закрепление лексико-грамматических навыков, так и на развитие навыков чтения, говорения, письма и понимания текста.

Подведём итоги. В данной статье мы стремились показать, что сочетание вербальной и графической составляющих инфографики позволяет использовать её на уроках РКИ многопланово. Инфографика способствует не только получению уже готовой информации, но и даёт возможность учащимся самостоятельно её добывать, интерпретировать с опорой на упомянутые компоненты.

Литература:

  1. Басырова А. Е. Инфографический текст как новое средство наглядности на уроках РКИ // Проблемы преподавания филологических дисциплин иностранным учащимся. — Воронеж, 2016. — Т. 4. — С. 22–26.
  2. Рапуто А. Г. Визуализация как неотъемлемая составляющая процесса обучения преподавателей // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — №.5. — С. 138–141.
Основные термины (генерируются автоматически): Москва, вариант заданий, город мечты, место, Российская Федерация, комфортная жизнь, Краснодар, методическая разработка, русский язык, сертификационный уровень.


Ключевые слова

русский язык как иностранный, инфографика, , варианты заданий

Похожие статьи

Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлена методическая разработка урока на основе короткометражного фильма. Она содержит пошаговые инструкции для преподавателя, а также раздаточный материал для студентов с вопросами для дискуссии. Данный урок рассчитан на иностранных уч...

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Значение внедрения английского языка для освоения студентами предмета «гигиена труда»

В статье раскрыто значение внедрения английского языка в учебный процесс преподавания предмета «Гигиена труда». Применение терминов, терминологий и словосочетаний на английском языке проводится с целью получения современных данных из зарубежных миров...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Оценка валидности иноязычного лексического материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык»

В статье рассматривается потенциал учебного материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык», с точки зрения актуальности и релевантности его лексического наполнения на примере учебно-методического пособия по направлению информационные тех...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Использование средств визуализации для развития лексико-грамматических навыков учащихся 5-го класса на уроке английского языка

В статье рассматриваются средства визуализации, представляется их использование на уроке английского языка в пятом классе

Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп

В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи

Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.

Похожие статьи

Пример использования короткометражных фильмов на занятиях по русскому языку как иностранному

В статье представлена методическая разработка урока на основе короткометражного фильма. Она содержит пошаговые инструкции для преподавателя, а также раздаточный материал для студентов с вопросами для дискуссии. Данный урок рассчитан на иностранных уч...

Повышение мотивации обучающихся на уроках немецкого языка посредством использования средств визуализации

В статье раскрывается содержание технологии визуализации учебной информации, в том числе с помощью применения цифровых технологий. Представлены примеры использования средств визуализации. Целью данной статьи является выявление потенциала использовани...

Значение внедрения английского языка для освоения студентами предмета «гигиена труда»

В статье раскрыто значение внедрения английского языка в учебный процесс преподавания предмета «Гигиена труда». Применение терминов, терминологий и словосочетаний на английском языке проводится с целью получения современных данных из зарубежных миров...

Обучение иноязычному говорению учащихся 7–8-х классов

В данной статье рассмотрен вопрос обучения навыкам говорения на иностранном языке учеников 7–8 классов в российских школах. Центральное место в исследовании занимает применение метода интервью на уроках иностранного языка. В статье раскрыты его преим...

Оценка валидности иноязычного лексического материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык»

В статье рассматривается потенциал учебного материала по дисциплине «Профессиональный иностранный язык», с точки зрения актуальности и релевантности его лексического наполнения на примере учебно-методического пособия по направлению информационные тех...

Психолого-педагогические условия повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение возможностей использования игровых заданий для повышения заинтересованности младших школьников в изучении иностранного языка.

Использование средств визуализации для развития лексико-грамматических навыков учащихся 5-го класса на уроке английского языка

В статье рассматриваются средства визуализации, представляется их использование на уроке английского языка в пятом классе

Возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп

В статье авторы рассматривают возможности применения дифференцированного подхода к обучению иностранным языкам студентов разноуровневых групп на основе заданий, разработанных на аутентичных материалах.

Опыт использования QR-кодов для развития монологической речи на занятиях по иностранному языку

Статья посвящена опыту использования QR-кодов с целью развития умений монологической речи на занятиях по иностранному языку. В статье объясняется необходимость новых методов обучения иностранному языку с целью развития умений монологической речи. Пом...

Использование информационных технологий на уроках английского языка для развития монологической речи

Статья посвящена вопросу развития монологической речи обучающихся посредством использования информационных технологий.

Задать вопрос