Дошкольное детство — ответственный период жизни человека, в котором закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нем. Работа по экологическому образованию обладает большими возможностями и перспективой, так как происходит формирование экологической культуры человека, так как начало ее становления падает на первые семь лет жизни ребенка. Целью экологического образования дошкольников является формирование начал экологической культуры — базисных компонентов личности. Современные подходы к содержанию экологического образования должны исходить из концепции устойчивого развития, соответствовать новым ценностным ориентациям, следовать принципам взаимоотношений человека и биосферы. Также подходы к содержанию экологического образования должны быть ориентированы на подходы, лежащие в основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. [5, 50]
По мнению Н. М. Мамедова, Л. В. Моисеевой, взаимосвязь таких компонентов экологического образования как научно — познавательного, формирующего интереса, любознательности; ценностного, являющегося ведущим, направленного на раскрытие значимости изучаемых объектов и явлений в жизни природы и человека; нормативного, направленного на освоение экологически оправданных норм поведения, а также практико-деятельностного, являющегося не мене существенным в экологическом образовании выше рассмотренных, именно практическая деятельность и есть результат сформированного отношения к природе и окружающей среде в целом, являются методологической основой современного экологического образования.
Содержание экологического образования детей дошкольного возраста целесообразно рассматривается в системе непрерывного экологического образования и поэтому проведенный анализ исследований Н. М. Мамедова, Л. В. Моисеевой, Н. А. Рыжовой позволяет определить и выделить основополагающие группы принципов отбора содержания экологического образования детей дошкольного возраста: общедидактические (научность, доступность, гуманизация, системность и др.); характерные для экологического образования в целом (прогностичность, деятельности, интеграция, преемственность, регионализм) и специфические (целостность, конструктивизм). Принцип регионализма имеет особое значение в экологическом образовании детей дошкольного возраста, ведь именно содержание образования должно опираться, прежде всего, на объекты ближайшего окружения, на познание особенностей родного края. [3, 110]
Реализация регионального компонента заключается в выборе парциальной программы, отвечающей принципу регионализма. Одним из многочисленных парциальных программ экологического образования (региональных) является программа А. М. Федотовой «Пермский край — мой родной край» в названии, которой заложена главная идея о воспитании начал экологической культуры детей дошкольного возраста на основе знакомства с родным краем, так как экологическое образование неразрывно связано с воспитанием любви к малой родине, а любовь к малой родине — основа воспитания любви к Отечеству. Региональный компонент в парциальной программе А. М. Федотовой «Пермский край — мой родной край» представлен первоначальными знаниями об особенностях географического положения Пермского края, его растительного и животного мира, природных богатств истории и культуры. Программа «Пермский край — мой родной край» сочетает в себе федеральный и региональный аспекты, обеспечивающий реализацию государственной политики в сфере образования. Это позволяет осуществлять единую стратегию в образовательном процессе. [7, 30]
Начиная работу по формированию знаний и представлений у детей дошкольного возраста о родном крае, педагог, как отмечается такими исследователями как Н. Ф. Виноградовой, С. А. Веретенниковой, А. М. Федотовой, С. А. Козловой и др. останавливается на содержании и отборе материала, объектов для ознакомления с ними детей с учетом возрастных особенностей. Важным при этом является отбор материала характерного для конкретной местности, также необходимо подчеркнуть связь родного края со страной в целом, находить в родном крае отражение типичных и характерных черт для всей страны. [4, 8]
Организация образовательного процесса через реализацию парциальных программ (региональных) должно быть обосновано возрастными и психофизиологическими особенностями детей. Так как важно самим педагогам понимать тот факт, что детям дошкольного возраста проще воспринимать те явления и события, которые их окружают, с которыми можно практически работать, наблюдать, осязать и т. д.
Старшие дошкольники уже много знают и умеют, у них проявляется интерес к проблемам, выходящим за пределы образовательной программы детского сада и личного опыта, их интересую события прошлого и настоящего, жизнь разных народов, животный и растительный мир разных стран; осваивает окружающий мир на предметно-деятельностной и эмоционально-чувственной основе. Непосредственное эмоциональное отношение к окружающей природе способствует воспитанию у детей многих положительных качеств личности, таких как сочувствие, внимательность, самостоятельность, активность и доброжелательность. [6, 166]
Содержание научных знаний о природе, по мнению Я. А. Коменского, должно быть доступным пониманию детей, то есть наиболее простым по содержанию, конкретным, неразрывно связанным с жизнью, опытом, играми детей. Знакомить детей с природой надо начинать с самых простых вещей, окружающих ребенка, то есть на примере родного края. [2, 12]
Дети 6–7 лет способны рассуждать и давать адекватные причинно-следственные объяснения тем или иным явлениям. По мнению К. Д. Ушинского роль природного окружения способствуют развитию образного и логического мышления, формируют такие качества ума, как наблюдательность, любознательность (интерес к родному краю, к экологическим проблемам города, края, особенностям климатических условий особенностям животного и растительного мира). [Там же, 58]
В экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста на примере реализации регионального компонента содержания экологического образования, подводят к пониманию того, что разнообразный растительный и животный мир является частью экосистемы на земле; пониманию отношения себя как жителя планеты Земля, от которого во многом зависит судьба всего живого. Результатом работы является становление отношений ребенка с другими детьми, взрослыми, с окружающей природой, идет процесс его социализации. Формируется внутренняя позиция дошкольника по отношению к другим людям, возрастает осознание своего «я» и значение своих поступков. У старшего дошкольника появляется круг элементарных обязанностей, он способен уже самостоятельно выполнять ряд указаний взрослых, возникает необходимость почувствовать признание окружающих. С этих позиций крайне важно рассмотреть экологические аспекты этого процесса, сформировать у ребенка именно в этом возрасте основы экологической безопасности, экологически грамотного поведения в быту и в природе, умение прогнозировать последствия своих поступков по отношению к природе, к себе самому и людям.
Выше изложенные теоретические аспекты реализации регионального компонента содержания экологического образования в дошкольных образовательных организациях (подходы и принципы отбора содержания образования, взаимосвязь компонентов содержания экологического образования); проведенный краткий анализ парциальной программы «Пермский край — мой родной край» А. М. Федотовой, выделив основные психофизиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста можно сделать вывод о том, что ребенку старшего дошкольного возраста проще воспринимать те явления, предметы, события, которые их окружают, с которыми можно практически работать, наблюдать, осязать и т. д., так как именно в В опытно — экспериментальной и практической деятельности развивается экологическое мышление, что является основой экологически правильного поведения в природе; умения анализировать наблюдения, делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях в природе; знаний о путях преодоления нарушения баланса в экосистеме и происходит формирование экологической культуры личности.
Литература:
- Волкова И. В. Формирование у дошкольников бережного отношения к миру растений // Справочник старшего воспитателя, 2012. — № 7. — С. 44–50.
- Газина О. М. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста [Текст] / О. М. Газина, В. Г. Фокина. — М.: МПГУ, 2013. — 254 с.
- Гончарова Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста. — Издательство Нижневаторского государственного гуманитарного университета, 2010. — 330 с.
- Греханкина Л. Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования // Педагогика, 2011. — № 6. — С. 4–11.
- Зебзеева В. А. Экологическое образование детей дошкольного возраста: новые подходы и требования // Педагогика: традиции и инновации. Материалы II международной научной конференции. — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 50–52.
- Федотова А. М. Пермский край — мой родной край: Пособие по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. — Пермь: Книжный мир, 2001. — 320 с.