Предметом исследования являются общественные отношения по защите прав детей. Целью исследования является изучение проблем и поиск необходимых решений по наиболее качественному подходу по защите прав детей. Актуальность темы исследования состоит в том, что данная статья выявляет основные нарушения в сфере охраны прав детей и выделяется вооруженный конфликт как один из видов нарушений. Излагается процесс становления института международно-правовой защиты прав ребенка. Приводится статистика.
Ключевые слова: международно-правовая защита, вооруженные конфликты, нарушение, сотрудничество, нормативная база, защита прав ребенка
Дети, ввиду своей незрелости, социальной и материальной незащищенности являются одной из самых подверженных к воздействию, частью общества, которая требует к себе особого внимания и защиты.
К вопросу становления института международно-правовой защиты прав ребенка.
Ввиду усложнения и развития международных отношений все большее значение приобретает международное право, которое является основным и главным инструментом управления и регулирования этих отношений. Защита, уважение прав и свобод человека и гражданина является определяющим фактором благополучия общества, что влияет на сотрудничество между государствами и развитие международного права в целом. Права ребенка составляют неделимую часть всеобщих прав человека.
Международно-правовая защита прав детей — это система международных органов и процедур, направленных на реализацию защиты прав ребенка, а также выработки специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав государствами и международными организациями. [1; С. 42]
На сегодняшний день вопрос защиты прав ребенка становится все более актуальным: контрабандный провоз, похищение, вербовка, торговля, эксплуатация — и это далеко не весь перечень нарушений прав детей, влекущих за собой нетерпимые последствия. Миллионы детей по всему миру занимаются трудом, наносящим необратимый вред их здоровью, психическому состоянию и нормальной жизни в общем. Трудно сказать кто именно виновен в таком беспределе — семья или государство в целом, но ясно одно, это проблема государственного масштаба, ибо государство является гарантом прав и свобод человека и гражданина, а новое поколение, гарантом мирного будущего страны.
До недавнего времени данная проблема не выводилась на международный уровень, она решалась на уровне семьи, местном и национальном уровнях. Формирование отдельного института международно-правовой защиты прав ребенка связано с событиями Второй мировой войны. Существовавшие до Второй мировой войны отдельные нормы, регламентирующие права ребенка, затрагивали только три направления: вопрос торговли детьми и женщинами; борьба с рабством и вопрос регулирования труда детей.
Отсутствие единых принципов, а также необходимость урегулирования отношений связанных с нарушениями прав детей в тот период (а внутригосударственное право не охватывало весь комплекс нарушений), в результате привели к сотрудничеству государств.
Современная же система международно-правовой защиты прав детей основывается на принципе уважения прав и свобод без всякой дискриминации. В развитие данного направления в 1948г. была принята Всеобщая декларация прав человека, в которой имеется статья посвященная детям.
Она гласит: «Материнство и детство дают право на особое попечение и помощь».
Обособленным же международным документом по правам детей является Конвенция ООН о правах ребенка. Она стала первым и основным международно-правовым документом обязательного характера, охватывающий широкий спектр прав ребёнка.
Конвенция состоит из 54 статей, направленных на реализацию детьми своих возможностей, защищенных от голода, жестокого обращения, нужды, эксплуатации и другого вреда.
В соответствии с Конвенцией «Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее». [2; С. 17] Документ был ратифицирован единогласно ООН. 26 января 1990 года Конвенция о правах ребенка была подписана СССР, ратифицирована — 13 июня 1990 года.
Дети в вооруженных конфликтах.
Но, к сожалению, в вопросе защиты детей имеются множество пробелов. Ныне актуально пагубное воздействие на детей вооруженных конфликтов. Многие из них становятся жертвами похищений, вербовки в армию, получают увечья и подвергаются многочисленным формам эксплуатации.
Не соблюдаются базовые права человека на жизнь, не говоря уже о том, чтоб получить достойное образование и духовно-нравственное воспитание.
Для защиты детей в вооруженных конфликтах существуют нормативно-правовые акты, такие как: нормы обычного гуманитарного права (ОМГП); IV Женевская Конвенция о защите гражданского населения во время войны 1949г., Дополнительные протоколы I и II к Женевским конвенциям 1977, Конвенция о правах ребенка 1989г., Конвенция о наихудших формах детского труда 1999г., Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участи детей в вооруженных конфликтах 2000г.
Советом Безопасности данная проблема решается с 1999 года. Но, тем не менее, за последние десять лет в ходе вооруженных конфликтов 2 миллиона детей погибли, 6 миллионов остались без жилья, 12 миллионов получили травмы разной степени, остались инвалидами, также по меньшей мере 300 тыс. детей-солдат участвуют в 30 конфликтах в различных точках земного шара.
Подводя итоги, хотелось бы выделить несколько направлений разрешения данной проблемы, которые, на мой взгляд, привели бы к значительному улучшению положения:
- Основной упор необходимо делать на искоренение безнаказанности, если раньше главной проблемой было отсутствие нормативной базы, то сейчас необходимо прикладывать все усилия для правильного и своевременного ее применения;
- Развитие механизма взаимодействия международных и региональных организаций для более продуктивной работы, в целях защиты детей;
- Выработка результативных мер по реинтеграции, реабилитации и иной помощи детям в постконфликтный период; [3; С. 27]
- Публичное порицание на международном уровне и выражение резко негативного отношения со стороны общества и государства. Проведение обязательных воспитательных работ для подрастающего поколения и улучшения их правовой культуры и правосознания.
- Ужесточить меры наказания за нарушения прав детей;
- Также необходимо привлекать к ответственности и выносить соответствующие наказания главам государств и военным начальникам, рядовым военнослужащим или ополченцам, тем, кто подстрекает к таким преступлениям.
Только в таком случаи мы сможем говорить о полноценности действия международного права в области защиты прав человека, в том числе и защите прав ребенка в период вооруженных конфликтов.
Литература:
- Всеобщая декларация прав человека, 1948г.
- Конвенция о правах ребенка, 1989г.
- Абрамов В. И. Соотношение понятий «охрана», «защита», «гарантированность», «обеспечение» прав ребенка // Государство и право. 2006. № 6.