Статья посвящена особенностям корпоративной социальной ответственности приведены примеры реализации стратегии социальной ответственности на конкретных предприятий в регионе (на примере Республики Хакасия).
В современном мире корпоративная социальная ответственность становится новой философией бизнеса, в соответствии с которой компании ориентируются в своей деятельности не только на получение прибыли, но также поддержание экологической стабильности и на достижение общественного блага.
В мировом сообществе высокоактивно обсуждаются порядок ведения бизнеса, задачи общественного контроля его результатов и последствий для заинтересованных сторон, основы взаимодействия социальных партнеров в обеспечении общественного прогресса и правила ведения диалога.
Сегодня термин «корпоративная социальная ответственность» часто встречается в заголовках научных исследований и на повестке дня средств информации. Также корпоративная социальная ответственность является важным изменение мышления и культуры. Для достижения таких изменений необходим соответствующий уровень культуры менеджмента.
Ключевые слова: государство, корпоративная социальная ответственность бизнеса в Сибири (на примере Республики Хакасия), мотивация социальной ответственности организация
За последние двадцать лет понимание проблемы социальной ответственности бизнеса претерпело значительные изменения. Раньше преимущество было за нормативным подходом, который заключался в соблюдении законодательных норм и управлении. Получается, что концепцию социальной ответственности можно определить как учет интересов всех групп, которые в той или иной мере влияют на функционирование предприятия или оказываются в зоне его влияния.
Конечно, меняется и понимание социального контракта. Он учитывает уже не только две стороны — наемных работников и владельцев, но и всех заинтересованных лиц, которые так или иначе влияют на бизнес.
Такой подход к корпорации создает совсем другое представление о том, как она должна управляться. Стоит отметить, что это представление отличается от того, которого придерживаются акционеры.
Стейкхолдерский подход хорошо тем, что заставляет учитывать все обязанности корпорации. В качестве примера рассмотрим ситуацию с закрытием завода. Данное явление необходимо рассматривать не только с точки зрения прибыльности завода, т. е. со стороны акционеров. В этом случае в число стейкхолдеров входят не только держатели акций, но и рабочие, потребители, поставщики, местное население. При этом возможно преобладание интересов акционеров над интересами других стейкхолдеров, но обеспечивается учет мнения всех, на кого может повлиять закрытие завода.
Принимаемые решения влияют на социально-экономическое развитие территории присутствия компании, на уровень жизни местных жителей и многое другое. «Важным условием эффективного решения проблем развития территорий присутствия крупного бизнеса является конструктивное взаимодействие топ-менеджмента компаний с местными органами власти и общественными организациями. Стратегия взаимодействия государства, бизнеса и некоммерческих организаций не должна ограничиваться решением исключительно экономических проблем, а распространяться на все направления, позволяющие обеспечить устойчивое развитие и повышение уровня и качества жизни территории».
В Республике Хакасия корпоративная социальная ответственность становится все более значимым фактором, позволяющим оценить уровень вовлеченности компании в социальную жизнь не только собственного коллектива, но и общества в целом. Корпоративная социальная ответственность в Хакасии включает в себя множество аспектов.
Итак, анализ опыта правового регулирования и внедрения практик КСО в зарубежных странах, его сравнение с состоянием, регулированием и тенденциями развития КСО в Республики Хакасия позволили сформулировать ряд рекомендаций, которые, могли бы способствовать решению ряда социально-экономических задач и вывести развитие бизнеса в Республики Хакасия на новый уровень.
В целях снижения расходов на реализацию социальной политики государству следует больше доверять растущему бизнесу, рассматривая его в качестве партнера в решении социальных задач.
Бизнесу, при лояльности и заинтересованности средств массовой информации, важно информировать общество о своих социальных действиях, планах и идеях.
Создание благоприятной среды для коммуникации, в которой будет место эффективному диалогу секторов, совместным мероприятиям, сотрудничеству с четвертой властью — СМИ — и здоровой конкуренции в сфере социальной ответственности, обеспечит прогрессивное развитие и распространение КСО в Республике Хакасия.
Литература:
- Байкин, И. А. Социальные ресурсы студенческого самоуправления / И. А. Байкин, Д. Ф. Яновский // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 5. — С. 87–96.
- Барабанов, А. Социальная ответственность бизнеса и развитие территорий / А. Барабанов, Е. Разгулина // Проблемы теории и практики управления. — 2013. — № 5. — С. 73–81.
- Беляев, Ю. К. Оценка, нормирование и мотивация социально ответственной деятельности в кредитных организациях // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2013. — № 6. — С. 53–58.
- Бикеева, М. В. Интегральная оценка социальной ответственности регионального бизнеса / М. В. Бикеева, И. А. Иванова // Менеджмент в России и за рубежом. — 2016. — № 5. — С. 26–33.
- Воробъева, Т. В. Социальная ответственность личности в свете социально-гуманитарных и психологических наук // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 4. — С. 328–333.
- Воробьева, Т. В. Социальная ответственность личности в психолого-педагогических исследованиях ученых // Социально-гуманитарные знания. — 2011. — № 5. — С. 339–345.
- Григорян, Е. С. Бизнес как субъект социальной ответственности // Региональная экономика: теория и практика. — 2012. — № 10. — С. 50–58.
- Гусаков, Ю. Необходимо скоординировать усилия / Ю. Гусаков, Е. Тавер. // Стандарты и качество. — 2011. — № 7. — С. 64–67.