Данная статья посвящена изучению особенностей детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком В статье дается описаниесравнительного анализа характеристик детско-родительских отношений у матерей и отцов с разным уровнем удовлетворенности собственным браком.
Ключевые слова: семья, брак, брачно-семейные отношения, удовлетворенность браком, детско-родительские отношения, матери, отцы
Семейные отношения являются той средой, которая детерминирует развитие личности ребенка. Детско-родительские отношения отличаются от всех других видов межличностных отношений. Как считают многие исследователи, во-первых, детско-родительские отношения характеризуются сильной эмоциональной значимостью, как для ребенка, так и для родителя. Во-вторых, имеет место амбивалентность в отношениях родителя и ребенка: как считает О. В. Спиваковская, родитель должен уберечь ребенка от опасности, а с другой стороны, дать ребенку опыт самостоятельности во взаимодействии с внешним миром. С одной стороны, родитель должен позаботиться о ребенке, а с другой — научить его заботиться о себе самому. В-третьих, особенность родительского отношения к ребенку заключается в том, что оно меняется в зависимости от возраста ребенка [1].
В нашем исследовании приняли участие 70 семей (мамы и папы в возрасте от 25- до 32 лет, имеющие детей в возрасте от 4 до 7 лет).
Результаты изучения особенностей детско-родительских отношений с разным уровнем удовлетворенностью браком супругов представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительный анализ особенностей детско-родительских отношений сразными уровнем удовлетворенностью браком супругов
Показатели ДРО |
Уровни удовлетворенности браком |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Hэмп |
|
|
14,6 |
15,0 |
13,2 |
13,0 |
15,3 |
13,3 |
15,2 |
13,895 ** |
|
14,6 |
14,8 |
13,9 |
12,5 |
16,1 |
15,1 |
15,2 |
12,9** |
|
13,5 |
11,9 |
12,4 |
50,0 |
14,0 |
12,8 |
13,1 |
11,267* |
|
13,2 |
12,9 |
13,3 |
14,7 |
13,0 |
15,3 |
13,5 |
10,829* |
|
17,7 |
12,9 |
13,1 |
14,7 |
13,0 |
15,3 |
13,5 |
10,996* |
|
18,8 |
17,8 |
19,6 |
19,0 |
17,0 |
19,0 |
15,0 |
22,211*** |
|
18,5 |
19,2 |
19,0 |
17,8 |
18,9 |
18,4 |
16,1 |
16,565*** |
|
13,4 |
19,2 |
20,5 |
18,0 |
19,8 |
19,5 |
15,6 |
15,510*** |
|
19,1 |
18,0 |
12,3 |
12,2 |
15 |
15,5 |
15,0 |
12,731** |
|
10,6 |
10,7 |
20,0 |
20,0 |
18,8 |
17,6 |
15,4 |
18,446*** |
|
18,9 |
19,4 |
10,3 |
11,0 |
9 |
10,1 |
12,7 |
10,015* |
|
12,7 |
13,8 |
19,6 |
18,7 |
19,6 |
20,1 |
15,1 |
14,854** |
Примечание: *- p≤0,1; ** -р≤0,05; ***-р≤0,01; 1 — Абсолютно неблагополучные; 2 – Неблагополучные; 3 – Скорее неблагополучные; 4 – Переходные; 5 – Скорее благополучные; 6 – Благополучные; 7 – Абсолютно благополучные
С целью выявления различий в особенностях детско-родительских отношений супругов имеющих разную степень удовлетворенностью браком нами был применен непараметрический статистический критерий H-Крускала -Уоллиса. В результате нами были обнаружены статистически-значимые различия на высоком уровне значимости р≤0,01 по показателю «эмоциональная — дистанция близость» (Hэмп=22,211), следует отметить, что данная шкала отображает представление родителя о близости к нему ребенка, желание делиться самым сокровенным и самым важным с родителем, т. е. данный результат говорит нам о том, что у супругов удовлетворённых браком, проявляется эмоциональная близость в отношениях с ребенком, а у неудовлетворенных браком супругов, проявляется эмоциональная дистанция. Так же обнаружены статистически-значимые различия на высоком уровне значимости р≤0,01 по показателю «отвержение — принятие» (Hэмп =16,565), эта шкала отображает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Данный результат говорит нам о том, что удовлетворенные браком супруги проявляют «принятие» ребенка как личности, а неудовлетворенные браком супруги проявляют «отвержение». Так же обнаружены статистически-значимые различия на высоком уровне значимости р≤0,01 по показателю «отсутствие сотрудничества» (Hэмп =15,510). Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признания его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. Данный результат говорит нам о том, что удовлетворенные браком супруги проявляют сотрудничество во взаимодействии с ребенком, а что касается неудовлетворенных браком супругов, мы можем сказать, что чем больше у супругов выражена неудовлетворенность браком, тем больше это влияет на проявление сотрудничества, компенсируя таким образом конфронтацию в семейных отношениях. Так же обнаружены статистически-значимые различия на высоком уровне значимости р≤0,01 по показателю «непоследовательность-последовательность» (Hэмп =18,446). Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия, в этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений и. т.д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения к ребенку и. т.п. Данный результат говорит нам о том, что удовлетворенные браком супруги проявляют последовательность в своих требованиях и отношении к ребенку, а неудовлетворенные браком супруги выражают непоследовательность.
Далее нами были обнаружены статистически-значимые различия на достоверном уровне значимости р≤0,05 по показателю «развитие активности ребенка» (Hэмп= 13,895). Данный результат говорит нам о том, что удовлетворенные браком супруги и неудовлетворенные браком супруги в равной степени выражают развитие активности ребенка. Так же обнаружены статистически-значимые различия на достоверном уровне значимости р≤0,05 по показателю «опасение обидеть» (Hэмп=12,9). Данный результат говорит нам о том, что удовлетворенные браком супруги проявляют опасение обидеть и неудовлетворенные браком супруги так же проявляют опасение обидеть по отношению к ребенку, но удовлетворенные браком супруги проявляют данный показатель в большей степени. Так же обнаружены статистически-значимые различия на достоверном уровне значимости р≤0,05 по показателю «тревожность за ребенка» (Hэмп= 12,731). Данный результат говорит нам о том, что удовлетворенные браком супруги проявляют тревожность за ребенка и неудовлетворенные браком супруги так же проявляют тревожность за ребенка, но неудовлетворенные браком супруги проявляют данный показатель в большей степени. Так же обнаружены статистически-значимые различия на достоверном уровне значимости р≤0,05 по показателю «уравнительные отношения с ребенком» (Hэмп =14,854). Данный результат говорит нам о том, что удовлетворенные браком супруги в большей степени применяют уравнительные отношения с ребенком, а неудовлетворенные браком супруги наименее выражают уравнительные отношения с ребенком.
Далее нами были обнаружены статистически-значимые различия на уровне статистической тенденции р≤0,1 по показателю «подавление агрессивности» (Hэмп= 11,267). Данный результат говорит нам о том, что удовлетворенные браком супруги проявляют подавление агрессивности в отношениях с ребенком, а у неудовлетворенные браком супруги также применяют этот показатель в отношениях с ребенком, но в меньшей степени. Так же обнаружены статистически-значимые различия на уровне статистической тенденции р≤0,1 по показателю «чрезмерное вмешательство в мир ребенка» (Hэмп= 11,267). Данный результат говорит нам о том, что удовлетворенные браком супруги проявляют чрезмерное вмешательство в мир ребенка, а неудовлетворенные браком супруги также применяют этот показатель в отношениях с ребенком, но в меньшей степени. Так же обнаружены статистически-значимые различия на уровне статистической тенденции р≤0,1 по показателю «стремление ускорить развитие ребенка» (Hэмп = 11,267). Данный результат говорит нам о том, что супруги, удовлетворенные браком и супруги неудовлетворенные браком, практически одинаково выражают стремление ускорить развитие ребенка, но удовлетворенные браком супруги выражают этот показатель в большей степени. Так же обнаружены статистически-значимые различия на уровне статистической тенденции р≤0,1 по показателю «воспитательная конфронтация» (Hэмп= 11,267). Воспитательная конфронтация в семье может возникнуть в следствии низкой сплоченности, а также разногласия членов семьи по вопросам воспитания. Данный результат говорит нам о том, что супруги, удовлетворенные браком не выражают показатель воспитательной конфронтации, в то время как у неудовлетворенных браком супругов воспитательная конфронтация выражена в достаточно большой степени, это говорит о том, что у неудовлетворенных браком супругов присутствует воспитательная конфронтация. Так как по данным показателям обнаружены различия на предельно низком уровне значимости, результат требует статистической проверки с привлечением большего по составу количества испытуемых.
Таким образом изучив детско-родительские отношения и уровень удовлетворенности браком супругов, а так же выявив особенности детско-родительских отношений у супругов с разным уровнем удовлетворенности браком мы можем сказать, существует различия в особенностях детско-родительских отношениях супругов с разным уровнем и характером удовлетворенности браком, а именно у удовлетворенных браком супругов характер взаимодействия с ребенком, по сравнению с неудовлетворенными браком супругов, будет отличаться равенством влияния, как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей.
Следует отметить, что супруги, удовлетворенные браком, выражают равенство влияния, как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей на достоверном уровне значимости. Это говорит о том, что удовлетворенные браком супруги проявляют равенство влияния, как в организации взаимодействия детско-родительских отношений, так и межсупружеских отношений, а неудовлетворенные браком супруги в организации взаимодействия с ребенком не выражают эффективного взаимодействия и равенства влияния как родителя на ребенка, так и ребенка на родителя, таким образом концентрируя все свое внимание на ребенке, матери и отцы замещают отсутствие удовлетворительных межсупружеских отношений.
Таким образом, детско-родительские отношения и их влияние на развитие ребенка неоднократно рассматривалась в работах как отечественных, так и зарубежных исследователей: представителей гуманистической психологии, теории социального научения, отечественной психотерапевтической школы, а также в клинически ориентированной литературе. Хотя родительские отношения в каждой психологической школе описываются различными понятиями и терминами, которые определяются исходными теоретическими позициями авторов, вместе с тем, практически во всех подходах можно отметить своеобразную двойственность родительского отношения. С одной стороны, главной характеристикой родительского отношения является любовь, которая определяет доверие к ребенку, радость и удовольствие от общения с ним, стремление к его защите и безопасности, безусловное принятие и внимание, целостное отношение к нему. С другой — родительское отношение характеризуется требовательностью и контролем. Кроме того, отвечая на социальный запрос по организации эффективного взаимодействия с ребенком с учетом его индивидуальности, наиболее эффективной будет модель взаимодействия родителя и ребенка, которая предполагает равенство влияния как родителей на ребенка, так и ребенка на родителей [2].
Литература:
- Смирнова О. Е. Детская психология: учебник для вузов. М.: ВЛАДОС, 2006. 369 с.
- Теоретические подходы к анализу детско-родительских отношений. Научный журнал «Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология». http://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-analizu-detsko-roditelskih-otnosheniy