В статье рассмотрены сложившиеся в нынешних экономических условиях проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации, а также определены основные направления инвестиционной политики государства в краткосрочном периоде, которые определяют систему мер, обеспечивающих эффективное использование государственных и негосударственных инвестиционных ресурсов в целях реализации стратегических интересов Российской Федерации (повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение обороны и безопасности страны), и являются неотъемлемой частью общей инвестиционной политики Российской Федерации.
Ключевые слова: иностранные инвестиции, инвестиционная активность, инвестиционный климат, инвестиционная политика РФ
Сегодня в Российской Федерации имеется множество проблем, которые осложняют ее участие в мировом обмене капиталом, способствующем повышению эффективности привлечения и использования иностранных инвестиций. Причинами низкой инвестиционной активности иностранного капитала в России, в создавшихся кризисных условиях, являются: очень высокая стоимость коммерческого кредита, наличие административных барьеров входа на рынок, недостаточное бюджетное финансирование национальных инвестиций, высокий уровень финансовых, в том числе инвестиционных рисков, во многом связанных с внешней блокадой России со стороны мирового сообщества, а также наличием санкций со стороны иностранных государств.
Данные Центрального Банка РФ по основным странам-инвесторам в экономику и показатели платежного баланса об оттоке капитала из РФ, свидетельствуют о том, что основная часть инвестиций из других стран является инвестициями российских компаний, вывезенными за рубеж. Подобная ситуация характеризует Россию как недостаточно привлекательную страну для иностранных инвесторов и компаний, так как зарубежные инвесторы, вкладывая в экономику нашей страны, руководствуются спекулятивными целями, инвестированием в высокоэффективные отрасли экономики РФ и открытием производства для работы на внутренний рынок страны. Вследствие того, что на данный момент экономика России замедляется, спекулянты не могут ожидать прирост стоимости их активов в будущих периодах.
Неблагоприятное состояние инвестиционного климата в России в современных условиях определяется такими факторами как: значительные размеры неплатежей и высокий удельный вес кредиторской задолженности предприятий по отношению к объему произведенной ими продукции, значительное превышение объемов вывоза российского капитала над притоком иностранных прямых инвестиций, несовершенство российского федерального и регионального законодательства, которое регулирует инвестиционную сферу, низкая рентабельность большинства предприятий реального сектора экономики и высокие инвестиционные риски [1].
Механизм привлечения и стимулирования притока иностранного капитала, существующий в России на данный момент, во многом исходит из того, что для иностранного инвестора приоритетным, предполагается, получить доступ к сырью и материально-техническим ресурсам, а также к обеспечению рынка сбыта готовой продукции. В сложившихся условиях наиболее эффективный способ привлечения иностранных компаний в Россию должен быть связан не только с налоговыми льготами или какими-либо преференциями, но и с такими показателями как: надежность, прозрачность законов, стабильность социальной и политической ситуации.
Для обеспечения роста экономики и с целью привлечения иностранного капитала очевидно, что в России необходимо реализовывать систему мер, направленных на формирование условий развития рыночных отношений и привлечение иностранных инвестиций в экономику путем создания благоприятного инвестиционного климата.
В качестве общих мер, направленных на создание благоприятных рыночных условий, могут рассматриваться:
‒ достижение внутренней согласованности между различными структурами власти, политическими партиями, общественными организациями и социальными группами,
‒ сокращение уровня преступности,
‒ снижение инфляции,
‒ налоговое стимулирование производства,
‒ формирование механизмов привлечения временно свободных денежных средств граждан и фирм на инвестиционные цели.
К числу мер по улучшению инвестиционного климата можно отнести:
‒ принятие закона о свободных экономических зонах,
‒ создание механизма привлечения иностранного капитала, в рамках которого создаются финансовые национальные институты, коммерческие банки, специализированные фонды, страховые компании, которые способны страховать иностранный капитал от инвестиционных, политических, финансовых и коммерческих рисков,
‒ создание системы информационно-посреднических центров, которые оказывают помощь иностранным инвесторам в подборе инвестиционных объектов.
С целью улучшения инвестиционного климата и привлечения иностранного капитала в России разрабатывают и внедряют механизмы «налоговых каникул» в отношении компаний, которые вносят совершенно новые технологии сроком от трех до пяти лет; вводят льготы по НДС и таможенным платежам при приобретении технологического оборудования для внедрения новых технологий; совершенствуют систему информационного и консультативного обеспечения и создают систему доступа иностранных инвесторов к информационным ресурсам, характеризующие инвестиционные возможности российской экономики и ее регионов.
Большое значение для привлечения иностранного капитала имеет создание благоприятного инвестиционного климата на уровне регионов, а именно:
‒ улучшение макроэкономических показателей, в том числе снижение уровня инфляции и кредитных процентов банков, укрепление финансового положения российских предприятий;
‒ развитие гарантийной системы, которая обеспечивала бы права инвесторов и защиту их собственности;
‒ развитие организационных и правовых мер, в том числе включающих контроль за целевым использованием амортизационных отчислений;
‒ разработку системы налоговых стимулов в области капитализации прибыли компаний путем снижения налогового бремени на инвестора и стимулирования его инвестиционной деятельности;
‒ разработку системы страхования инвестиций;
‒ разработку и внедрение механизмов государственной поддержки инновационно-инвестиционных проектов, направленных на современное производство, внедрение инноваций, обеспечение внедрения нано-технологий [3].
В декабре 2011 г. была основана организация, нацеленная на привлечение иностранных (прямых) инвестиций, а также на развитие среднего бизнеса — Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). РФПИ создан для направления иностранных инвестиций в лидирующие предприятия быстрорастущих секторов экономики России. Российский фонд прямых инвестиций разрабатывает механизмы ускорения притока прямых инвестиций в экономику РФ, являя главным приоритетом именно обеспечение предельно максимальной доходности на капитал [4].
В 2014 году Российским фондом прямых инвестиций был запущен портал «Инвестируйте в Россию» (INVEST IN RUSSIA), представляющийся в виде интерактивного ресурса для зарубежных инвесторов. Данный портал являет собой базу данных всех инвестиционных проектов Российской Федерации, включая инвестиционные анонсы и проекты, реализованные с участием иностранных инвесторов [5].
Министерство экономического развития России совместно с органами государственной власти всех субъектов РФ разработало и разрабатывает различные мероприятия по притоку инвестиций в национальную экономику. Данные мероприятия охватывают всевозможные направления региональной инвестиционной политики и предусматривают конкретные меры по привлечению иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.
Так, к одним из государственных механизмов привлечения инвестиций (в частности ПИИ) в регионы относятся такие программы, как Инновационные территориальные кластеры в рамках реализации приоритетов социально-экономической политики. Отобранные Правительством Российской Федерации 25 кластеров (см. Приложение Б) в различных субъектах страны служат эффективным механизмом активизации внешнеэкономической интеграции, поскольку происходит ускоренное наращивание кадрового и инфраструктурного потенциала; развитие огромной сети надежных и конкурентоспособных поставщиков и различных сервисных организаций [6].
Инновационные территориальные кластеры базируются на территориях предприятий, которые характеризуются высокой динамикой роста объемов производства и огромным научно-техническим потенциалом всех образовательных и исследовательских организаций. Привлекательным для иностранных инвесторов также является то, что данные кластеры включают в себя наукограды, территории базирования особых экономических зон и закрытых территориальных образований, отличающихся, как уже было отмечено, особым режимом осуществления предпринимательской деятельности.
Таким образом, кластерный подход в виду успешной мировой практики, является одним из механизмов привлечения большого количества иностранных инвестиций. Однако, существует огромная проблема — полнота информации и доступ к ней. Вышеупомянутый портал «Инвестируйте в Россию» (INVEST IN RUSSIA) не предоставляет детальную информацию о проектах в рамках программы Инновационные территориальные кластеры. Более того, некоторые проекты и вовсе отсутствуют в базе данных, что представляет собой проблему привлечения инвестиций в отдельный инновационный кластер, субъекты и в экономику страны в целом. Иностранные инвесторы должны иметь выход к информационной платформе, на основании данных которой, смогут выделить для себя наиболее приоритетные проекты для инвестирования.
В связи с этим необходимо налаживание федеральной информационной системы, которая позволила бы иностранным инвесторам иметь доступ к информации о российских инвестиционных проектах. Данная информационная система должна обязательно соответствовать международным стандартам предоставления информации, обеспечивать прозрачность инициатора и его инвестиционного проекта, а также предоставлять информацию о финансовом состоянии инициатора проекта и доступ к прогнозным показателям бизнес-плана.
Таким образом, иностранные инвестиции являются важным фактором развития экономики, однако на современном этапе развития Россия имеет много проблем, которые затрудняют привлечение иностранного капитала в экономику. Выявленные проблемы должны лежать в основе разработки мероприятий по созданию благоприятного инвестиционного климата и привлечению иностранных инвесторов, что позволит обеспечить рост объемов иностранных инвестиций в экономику России.
Литература:
- Квашнина, И. А. Иностранные инвестиции в Россию: возможности и ограничения / И. А. Квашнина // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — № 12. — С. 78–91.
- Foreign Direct Investment and Governance Quality in Russia / O.Kuzmina, N.Volchkova, T. Zueva- 2014- pp. 2–23.
- Пономарева, И. В. Иностранные инвестиции в экономике России: динамика, анализ, проблемы / И. В. Пономарева // Молодой ученый. — 2014. — № 12. — С. 169–174
- Официальный сайт «Российского Фонда прямых инвестиций». [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.rdif.ru
- Официальный сайт «Invest in Russia». [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.investinrussia.ru
- Официальный сайт «Единого информационно-аналитического портала государственной поддержки инновационного развития бизнеса». [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: www.innovation.gov.ru