Данное исследование будет затрагивать сектор информационно-коммуникационных технологий, который в России достаточно молод, однако перспективы его развития очевидны. Высокие темпы роста данного сектора и общая рентабельность бизнеса делают сектор ИКТ достаточно привлекательным для потенциальных инвесторов. И с каждым годом из-за темпа развития рынка возникает проблема нехватки сотрудников данной области.
На сегодняшний день Минкомсвязи РФ предоставил данные о том, что дефицит кадров ИТ-отрасли в России составляет 350–400 тыс. специалистов. Николай Никифоров, занимающий пост министра связи и массовых коммуникаций сообщил об этом в ходе представительского часа. А так же выделил необходимость в развитие отечественных информационных технологий, которые породят еще большую нехватку в квалифицированных специалистах. По данным ежегодно выпускаются 42.5 тысячи специалистов, что не покрывает ожидаемую потребность.
Для того, чтобы наше общество к 2025 году перешло к новому постиндустриальному технологическому укладу, необходимо уже сейчас развивать ИТ-отрасль, сформировать стратегию развития отрасти информационных технологий.
Существуют факторы, которые могут улучшить общий инвестиционный климат в России и повысить производительность труда, один из них — увеличение экспорта продукции ИТ-отрасли, за счет чего снизится зависимость экономики страны от сырьевого экспорта. Так же за счет создания совершенно новых методов и средств реагирования и предупреждения глобальных информационных угроз стратегия предполагает усиление информационной безопасности и обороноспособность страны.
Какие же мы можем предположить прогнозы по развитию ИТ-отрасли к 2018 году?
С 2015 года Министерство образования России озадачилось проблемой нехватки кадров и стало увеличивать количество бюджетных мест в вузах по ИТ-специальностям, привлекая Минтруда в финансирование государственных программ переквалификации специалистов из других отраслей. Но даже этого будет недостаточно, примерно 150 тыс. специалистов будет обучено до 2018 года, и только 15–20 % из них будут готовы сразу приступить к работе. На наш взгляд, эту проблему стоит поставить перед компаниями, которые как раз нуждаются в данных сотрудниках, и чтобы решить нехватку кадров, начать самим их подготавливать по необходимым направлениям со 2–3 курса обучения в вузе. Проводить неоплачиваемые стажировки, тем самым помогать понять студентам больше углубиться в специальность и определить для себя что им интересно изучать в дальнейшем, и где они хотели бы работать. Еще с юношества школьнику необходимо помогать понять свои перспективы и планы на будущее, чем он планирует заниматься, и в каком ему направление двигаться, чтобы достигнуть поставленной цели.
Для реализации стратегии развития и популяризации программирования и робототехники в России необходимо увеличивать частные курсы, уроки, куда можно было бы приводить детей уже с пяти лет, а также сделать их доступными для всех желающих, значит открывать не только в крупных городах, но и областях, либо увеличить финансирование для возможного выезда желающих неимущих детей на конференции и выставки по данной тематике.
Чтобы заинтересовать молодёжь информационным технологиям необходимо еще с раннего возраста мотивировать, развлекать, вводить в специальность и увеличивать качество образования в вузах. Так как о низком качестве вузовских программ по ИТ-специальностям на сегодняшний день не говорит только ленивый. Это отмечается так же в стратегии развития информационных технологий в России.
В таблице 1 показано отношение выпускников 9 и 11 классов к выбору специальности для дальнейшего обучения в вузах.
Таблица 1
Рассматривая крупные компании в России, только немногие в настоящее время могут похвастаться тем, что доросли до 4й стадии инновационно-технологического развития своего бизнеса. Большинство российских компаний, занимающие лидирующие позиции на рынке внедряют уже зарекомендовавшие себя на Западе технологии, что позволяет им локализовать новые для российского рынка услуги. Разработки и внедрения новых технологических продуктов и услуг идут по пути активного инновационного развития, но компаниям не хватает ресурсов, т. к. для активного развития и успешного развития бизнеса складываются не самые благоприятные макроэкономические условия. Для ускорения процесса требуется экономическая стабильность, активная государственная поддержка инновационной сферы, вовлеченная в крупный бизнес, занимающийся инновационной деятельностью. Стоит отметить, что самой главной ориентацией российских компаний должно оставаться экстенсивное развитие и принципиально новое решение по преодолению проблем, связанных с инновационным развитием.
Устойчивое инновационное развитие является одним из главных составляющих экономики государства. Тем более на сегодняшний день, когда все страны, соревнующиеся между собой за лидерство на мировых рынках, обязательно связывают успех с инновациями. Это обусловлено тем, что износ основных средств, высокая себестоимость порождает — низкую конкурентоспособность товаров, в следствие чего компании вынуждены находить новый инновационный подход к организации производства и автоматизации работы.
В таблице 2 представлено соотношение разных показателей эффективности экономического потенциала предприятия и их использование при различных типах экономического развития [1].
Таблица 2
Показатель Устойчивого инновационного развития |
Экстенсивный путь |
Интенсивный путь |
Инновационный путь |
Рост объемов производства |
+++* |
+++ |
++** |
Развитие производительных сил |
+*** |
+++ |
+++ |
Рост технического уровня и качества продукции |
++ |
+++ |
|
Увеличение оборотного капитала |
+++ |
++ |
++ |
Рост объемов инвестиций |
+++ |
+++ |
++ |
Ускорение НТП |
++ |
+++ |
|
Обновление основных средств производства |
+ |
++ |
+++ |
Повышение эффективности использования ресурсов |
+ |
++ |
|
Улучшение финансовых показателей |
++ |
+++ |
|
Повышение эффективности хозяйственной деятельности |
++ |
+++ |
|
Прогрессивность структуры хозяйствования |
++ |
+++ |
|
Рост объемов продаж |
++ |
+++ |
|
Улучшение состояния социальной сферы |
++ |
+++ |
|
Улучшение состояния окружающей среды |
++ |
+++ |
* — наибольшее увеличение показателя;
** — значительное увеличение показателя;
*** — незначительное увеличение показателя.
Можно сделать вывод, что основная задача любого предприятия лежит в том, чтобы поддерживать конкурентоспособность и обеспечивать высокий уровень финансово-экономических показателей. Это даст возможность сформировать для компании стратегическую устойчивость, обеспечивая качество продукции на высоком уровне и соответствующий спрос на нее. А из 2 таблицы видно, что как раз инновация является самым основным преимуществом для предприятия.
По мнению менеджеров разного уровня, инновация — это средство внедрения научного открытия и технического изобретения, а основная задача инновационной деятельности состоит в том, чтобы внедрять новые товары, которые будут приносить дополнительную прибыль. Следует отметить, что качественные изменения выпускаемой продукции исходят из систематического изменения подхода к ее изготовлению, изменению процедуры создания, так же изменения предметов труда, технологии производства и организации являются средствами повышения конкурентоспособности предприятия.
Можно сказать, что для перспективного развития ИТ-отрасли в дальнейшем, уже сейчас необходимо выстраивать новую систему управления, создавать организационные структуры для поиска и отбора новых технологических проектов, выстраивать системы управления НИОКР и внедрения новых товаров и услуг. Необходимо создавать больше лабораторий доступных для любого студента, изъявившего желание заниматься инновационной деятельностью.
Литература:
- Статья «Устойчивое Инновационное Развитие» Амоева И. Э.
- Информационные технологии в профессиональной деятельности: учебное пособие Седышев В. В.,Изд-во УМЦ ЖДТ(Маршрут) 2015
- Экономика труда Адамчук В. В. ИНФРА-М, 2009
- «Занятость, рынок труда и социально-трудовые отношения» Колосова Р. П., Меликьян Г. Г.
- Книга «Стратегия развития информационно-коммуникационного сектора: мировые тенденции и перспективы России» Михаил Васильевич Шеховцов, к.э.н. 2015г.