Актуальность проблемы формирования прогностической компетентности младших школьников обусловлена задачами образовательной политики Российской Федерации на современном этапе. Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения ориентированы на модель общих качеств человеческой личности, включая и его профессиональные качества, формируемые через достижение различных компетенций [3, с. 15].
Проблема сформированности компетенций особенно остро стоит у детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с нарушениями в развитии, овладение различными компетенциями становятся для них затруднительным или невозможным. Говоря о прогностической компетентности, нужно отметить, что для детей с ограниченными возможностями здоровья прогнозирование результатов своей деятельности является особенно затруднительным, так как прогнозирование связано с умение анализировать ситуацию, находить ключевые её стороны и прослеживать её развитие. Детям с ограниченными возможностями здоровья сложно удерживать программу действий, выделить основное и довести данную программу до логического завершения.
В экспериментальном исследовании приняли участие 123 ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Наше исследование было направлено на изучение особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы. Такое поведение может являться показателем низкой сформированности прогностической компетентности, так как, нарушая социальные нормы, дети не прогнозируют возможные последствия своей деятельности. Мы использовали метод экспертных оценок, который предполагает, что в качестве экспертов выступают лица, непосредственно включенные в социальное взаимодействие с детьми, например, учителя. Большой опыт взаимодействия с ними позволит эксперту объективно оценить характеристики поведения. Одной из конкретных методик такого исследования является использованный опросник Ахенбаха.
Рис. 1. Анализ особенностей поведения учащихся вторых классов
Рис. 2. Анализ значений показателей внутренних, внешних и общих проблем учащихся вторых классов
Исходя из данных рис. 1, 2, можно сделать вывод, что внешние и внутренние проблемы наиболее ярко выражены у учащихся вторых классов с тяжёлыми нарушениями речи. Это обусловлено своеобразием их психического развития, а также серьезными нарушениями коммуникации. Соматические проблемы наиболее выражены у учащихся с нарушениями зрения. Трудности социализации более характерны для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата как третичный дефект. Самые низкие показатели у учащихся с нарушениями слуха, потому как проблемы коммуникации у них менее выражены, так как в большинстве случаем они общаются также с людьми с нарушениями слуха посредством жестовой речи.
Наиболее ярко выражены проблемы с вниманием, обусловленные спецификой развития высших психических функций детей с ограниченными возможностями здоровья. Характерно преобладание внутренних проблем над внешними, таким образом, дети переносят трудности в свой внутренний мир.
Рис. 3. Анализ особенностей поведения учащихся третьих классов
Рис. 4. Анализ значений показателей внутренних, внешних и общих проблем учащихся третьих классов
Исходя из данных рис. 3, 4, можно сделать вывод о том, что наиболее ярко внутренние и внешние проблемы выражены у учащихся с нарушения и опорно-двигательного аппарата. Это обусловлено тяжестью нарушения, возрастными и индивидуальными особенностями детей. Для всех учащихся третьих классов характерны проблемы со вниманием, обусловленные спецификой их психического развития. Выражены тревожность, нарушения социализации, агрессивное поведение. Это является следствием трудностей установления межличностных контактов и интеграции в общество.
Показатели внутренних и внешних проблем находятся примерно на идентичном уровне, что говорит о том, что учащиеся третьих классов переживают трудности как внутри себя, так и во внешнем их проявлении.
Рис. 5. Анализ особенностей поведения учащихся четвертых классов
Рис. 6. Анализ значений показателей внутренних, внешних и общих проблем учащихся четвертых классов
Исходя из данных рис. 5, 6, можно сделать вывод о том, что у учащихся четвертых классов с тяжёлыми нарушениями речи выражены замкнутость, тревожность, агрессия. Это обусловлено нарушениями коммуникативной функции, трудностями в социализации. Для учащихся четвёртый классов с нарушениями опорно-двигательного аппарата характерны выраженные проблемы с вниманием, нарушения социализации. Это связано с первичным дефектом и его переживанием его детьми. Показатели внутренних проблем наиболее выражены у учащихся четвертых классов с тяжёлыми нарушениями речи, таким образом, данная категория детей склонна к переживаниям внутри себя.
Рис. 7. Анализ средних значений показателей особенностей поведения учащихся младших классов с ОВЗ
Рис. 8. Анализ средних значений показателей внутренних, внешних и общих проблем учащихся младших классов с ОВЗ
Таким образом, для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья наиболее характерны проблемы с вниманием, обусловленные специфическим развитием высших психических функций. Выраженные тревожность, агрессия и нарушения социализации свидетельствуют о трудностях коммуникации и освоения социальных норм общества. Показатели внутренних и внешних проблем свидетельствуют о переживаниях детьми собственного дефекта.
Литература:
- Дахин А. Н. Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника? / А. Н. Дахин // Народное образование. — 2004. — № 4. — С. 136–144
- Ничипоренко Н. П. Феномен антиципационных способностей как предмет психологического исследования / Н. П. Ничипоренко, В. Д. Менделевич // Психологический журнал. — 2006, Т. 27, № 5. — С. 50–59
- Присяжная А. Ф. Прогностическая компетентность преподавателей и обучаемых / А. Ф. Присяжная. — М.: Научная цифровая библиотека PORTALUS.RU [Электронный ресурс]. — URL: www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193749474&archive=1196814959&start_from=&ucat=& (дата обращения: 14.12.2016)